Оксана Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- продолжать пополнение и обогащение лексико-грамматического строя речи;
- формирование практических навыков в использовании фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.
- закрепить правильное произношение звука «Л» через игровые упражнения и коррекционно-речевые задания;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- упражнять в правильном произношении звука «Л» в слогах, словах, предложениях,
- развивать фонематический слух, память, зрительное и слуховое внимание;
- совершенствовать речевую моторику, мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к совместной образовательной деятельности;
- воспитывать самостоятельность
Приемы, методы:
Наглядные (демонстрационный материал, дидактический материал для выполнения игровых заданий,
словесные (указания, разъяснения, помощь, поддержка, практические (выполнение двигательных упражнений по схеме, артикуляционная гимнастика, речевая карта со предметами на звук «Л» в форме лабиринта).
Оборудование:
- комплект булавок для вязания 10-12 шт. (пластмассовые,
- комплект клубочков из толстых шерстяных ниток голубого и желтого цвета (по 5-6 шт. каждого цвета)
- набор плоскостных фигур: кукла, слон, лодка, платье, луна, лиса, лягушка, лев, лошадка, белка
- текст стихотворения для домашнего заучивания.
Предварительная работа:
- системная работа по развитию артикуляционного аппарата
- отработка правильного произношения звука «Л» (изолированно, в открытом и закрытом слоге,
- коррекционная работа со звуковыми схемами, мнемотаблицами на материале по теме совместной деятельности.
- знакомство с характеристиками звука «Л»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед привлекает внимание ребенка к нарядной коробке на столе.
- Посмотри, Таня, какая красивая у меня коробка. Это мне моя бабушка Клава прислала посылку к празднику 8 марта. Давай посмотрим, что там внутри? Хочешь посмотреть?
(вместе открывают посылку и достают плоскостное изображение буквы Л, все остальное содержание посылки упаковано в несколько свертков)
- Смотри буква. Ты знаешь, какая это буква? Как она произносится (проводится узнавание буквы, уточняются ее характеристики, звучание в мягком и твердом выражении, положение артикуляционного аппарата при произношении звука Л)
2. Основная часть.
Логопед (голосом выделяет звук Л):
- давай посмотрим, что еще прислала бабушка Клава в посылке.
(достают пакет с клубочками голубого и желтого цвета. Высыпают клубочки на поднос. Вместе с клубками выпадают и булавки для вязания)
- я, кажется, догадалась, бабушка Клава обещала мне связать платье к празднику, но не успела. Вот и прислала клубочки, чтобы я сама себе связала. А давай мы с этими клубочками поиграем.
Проводится ряд игр на развитие логического мышления, внимания речевой и дыхательной систем
Логопед выкладывает клубочки на столе, выстраивая начало ритмического рисунка клубок - булавка, клубок - булавка и предлагает ребенку продолжить цепочку. (Ребенок выполняет задание).
- какая длинная дорожка у нас получилась. Смотри, клубки все круглые, а булавки длинные. Попробуй показать это руками. Клубок – кулак, булавка – пальчик. Смотри, как у меня получится (показываю образец упражнения на переключение внимания, затем ребенок повторяет самостоятельно).
- отлично, ты молодец, очень хорошо справился. А теперь попробуем со звуками и пальчиками. Смотри на меня. Булавка – показываем козу, клубок – хлопаем в ладоши. Попробуем? (ребенок выполняет задание)
- очень хорошо получилось. А теперь давай выполним задание сложнее. Сделаем гимнастику для язычка. Клубок – выполняем упражнение «Качели», булавка – упражнение «Парус» (ребенок выполняет, логопед следит за качеством выполнения упражнения. Артикуляционная гимнастика).
- мы с тобой и поиграли и язычок размяли. Сейчас посмотрим, как он у нас заговорит. Давай начнем с коротких слогов. Клубок – лу, лу, лу. Булавка – ла, ла, ла. (логопед помогает ребенку чередовать слоги по ритмическому ряду предметов, меняет сочетание предметов в ряду: клубок-клубок, булавка, булавка, булавка, клубок и т. д. Ребенок «читает» ритмический ряд, произнося слоги).
- отлично. Все у тебя получается замечательно. А ты заметил, что клубочки у нас разного цвета. Это какой цвет (голубой, желтый). Сейчас мы поиграем, наши клубочки посдуваем. Устроим соревнования, кто дальше клубок сдует.
(Логопед с ребенком выбирают по 3-4 клубка, у каждого – свой цвет. Садятся напротив друг друга. По сигналу нужно сдуть клубок с ладони в сторону «противника». Выигрывает тот, у кого клубок дальше укатился. Дыхательная гимнастика).
Логопед.
- вот, оказывается, сколько игр можно придумать с клубочками. Предлагаю все собрать. Навести у нас порядок. Давай каждый клубок закрепим булавкой. И будем произносить: «Голубой клубок закрепим булавкой. Желтый клубок закрепим булавкой». Ты начинай, а я тебе помогу. (ребенок закрепляет булавку и складывает клубок на поднос, логопед помогает.
Автоматизация звука Л в словах, в предложениях).
Логопед вновь привлекает внимание ребенка к коробке:
- смотри, в коробке еще остался один пакет. Давай, посмотрим. (разворачивает пакет, а там сумочка, в которой лежат плоскостные игрушки.)
- я узнала, это бабушкина сумка. Моя бабушка Клава очень любит вязать игрушки. Как только увидит какую-то красивую игрушку, кладет ее к себе в сумку, а потом смотрит на нее и вяжет такую же. Вот сколько игрушек собрала она в свою коллекцию. Давай будем рассматривать игрушки и говорить «Бабушка Клава связала… и называть игрушку. (Ребенок проговаривает фразы, логопед контролирует правильное произношение звука Л. Автоматизация звука Л в предложениях.)
• Бабушка связала куклу;
• Бабушка связала лису;
• Бабушка связала лягушку… и т. д.
- молодец, много предложений сказала. И все бабушкины игрушки перечислила. Я про тебя и бабушку Клаву сочинила шутливое стихотворение. Хочешь послушать?
(логопед читает стихотворение, голосом выделяя слова со звуком Л)
Задумала Таня клубочки набрать
Чтоб бабушке Клаве платье связать.
Булавки, клубочки быстро купила
А дома клубочки на стол положила.
Очень старалась и эдак, и так,
Только вот платье не выйдет никак.
Долго на внучку бабуля глядела:
-Эх, внученька, спицы то ты не купила!
3. Рефлексия.
Таня, ты запомнила, какой звук мы сегодня произносили? Как он звучит? А играть со мной тебе понравилось? Посмотри, кто у нас был в гостях? Клубочки какого цвета прислала бабушка Клава? Ты какой цвет больше любишь?
Логопед вызывает ребенка на разговор по анализу занятия, ведет непринужденную беседу, способствуя активному общению ребенка.