Анастасия Тарханова
Индивидуальный маршрут в ясельной группе «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик»
Индивидуальный образовательный маршрут детей первой младшей группы «Колобок»
Воспитатели:
Боброва О. В.
Тарханова А. А.
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Публикация «Индивидуальный маршрут в ясельной группе „Колобок“» размещена в разделах
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется :
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Список детей первой младшей группы «Колобок»
1. Бочкарев Тимофей 01.01.2019г.
2. Бурба Варвара 18.05.2020г.
3. Веселова Вероника 13.11.2019г.
4. Гавриленко Елизавета 16.07.2020г.
5. Гладких Артем 29.05.2019г.
6. Даубаева Елизавета 17.10.2018г.
7. Ланцова Виктория 01.05. 2019г.
8. Ошкина Мария 15.05.2019г.
9. Савченко Маргарита 06.03.2020г.
10. Тыдыкова Баина 30.08.2019г.
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Режимные моменты: Дидактические игры, игры направленные на развитее коммуникации, пальчиковые игры, заучивание четверостиший. Непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность с педагогом, взаимодействие с родителями.
Данный маршрут построен на 2020-2021 год.
Результаты проведенной индивидуальной работы.
Бочкарев Тимофей
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Режимные моменты: Дидактические игры, игры направленные на развитее коммуникации, пальчиковые игры, заучивание четверостиший. Непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность с педагогом, взаимодействие с родителями.
Данный маршрут построен на 2021-2022 год.
Справился самостоятельно
Справился помощью взрослого
Не справился
Индивидуальная работа Задачи Результат Комментарии
3 неделя сентября 2021г.
Дидактическая игра «Кто, как кричит?»
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Звукоподражание за в-ем.
Развитие мелкой моторики.
4 неделя сентября
Подготовка к прогулке
Игра ситуация «Одеть куклу Катю»
Самостоятельно найти свою обувь.
Развитие коммуникации
Индивидуальная работа Задачи Результат Комментарии
1 неделя октября 2021г.
Прогулка
«Что изменилось на прогулке»
Презентация о животных «Кто есть кто»
Развитие речи, проговаривание слов.
Звуко-подражание.
2 неделя октября 2021г.
Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол»
Пальчиковая игра «Капуста»
Использование мимики лица и тела.
Развитие мелкой моторики.
3 неделя октября 2021г
Коммуникационная игра «Ласковое имя»
Упр. для губ «Иголочка»
Называние слов.
Развитие артикуляционного аппарата.
4 неделя октября 2021г
Пальчиковая игра «Капуста»
Закрепление стихотворения А. Барто
«Уронили мишку на пол».
Развитие мелкой моторики.
Проговаривание слов.
Индивидуальная работа Задачи Результат Комментарии
1 неделя ноября 2021г.
Рисование пальчиком «Ласковое солнышко»
Д. И. «Кто в домике живет?»
Развитие мелкой моторики.
Развитие слуха,звуко-подражание
2 неделя ноября 2021г.
Д. И. «Чудесный мешочек»
Артикуляционная гимнастика
«Лягушка»
Развивать сенсорное восприятие.
Развитие артикуляционного аппарата.
3 неделя ноября 2021г
Рисование «Цветы»
(томпонирование)
Д. И. «Игрушки»
Развитие мелкой моторики
Знакомство с игрушкой Грузовик
4 неделя ноября 2021г
Лото «Транспорт»
Пластилинография «Ласковое солнышко»
Научить играть по правилам игры.
Развитие мелкой моторики.