Информация для родителей по лексическим темам для второй младшей группы

Анастасия Клягина
Информация для родителей по лексическим темам для второй младшей группы

Лексическая тема «ОСЕНЬ»

Цель: Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах, Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

Лексическая тема "Деревья осенью" Родителям рекомендуется: Рассмотрите с ребёнком на прогулке изображение дерева, уточните слова, обозначающие части дерева: «ствол», «ветки», «лист», «листья». Уточните цвет листьев осенью. Побеседуйте о признаках осени (опадают листья, идет дождь, улетают птицы, люди надевают теплую одежду и др.)

1. Дыхательная гимнастика:

На уровне лица ребёнка подвешены картонные листья, разные по цвету и форме. Ребёнок, следуя указаниям взрослого, дует на свои листики (не надувая щек, изображая при этом то «слабый ветерок», то «сильный ветер».

2. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение): «Заборчик», «Лопаточка», «Трубочка»», Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Иголочка», «Лошадка», «Грибочек», «Дятел», «Молоточек», «Горка».

3. Пальчиковая гимнастика

Кленовые листья. Ладошки напряжены, пальцы разведены в стороны.

Дубовые листья. Пальцы прямые, плотно прижаты друг к другу.

4. Развитие звукоподражания (по возможности покажите картинки)

Это паровоз. Он гудит:«У-у-у!»

Ребенок везет игрушечный паровоз и гудит: «У-у-у».

Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у». Ты сыграй на дудочке. Ребенок играет в дудочку: «У-у-у».

Это волк. Волк воет: «У-у-у!» Ребенок подражает вою волка: «У-у-у».

5. Развитие фразовой речи

Беседа об осенней одежде людей (Взрослый записывает ответы детей)

- Осенью люди надевают теплую одежду. Почему? (- На улице холодно.)

- Какую одежду?.

- На голову надевают.

- На шею надевают.

- На ноги надевают.

Лексическая тема «Моя семья» Родителям рекомендуется: Попросите ребенка вспомнить названия членов семьи (папа, мама, сын, дочь, дедушка, бабушка, сестра, брат). Спросите у ребенка, из каких членов состоит его семья. Спросите, как зовут каждого члена семьи.

-

- 1. Дыхательная гимнастика:

Дует, дует ветер. подуть на комочки ваты, привязанные к ниточкам.

Дует, задувает,

Легкие снежинки

Ветер поднимает

Мышка в норке сидит ребёнок сидит на стульчике

мышка громко пищит ребёнок пищит громко

Мышка в поле побежала ребёнок бегает под звон бубна

мышка тихо запищала (громко ударить в бубен — ребёнок останавливается и тихо пищит).

Мышка в норку побежала ребёнок бежит на стульчик

мышка долго пищала ребёнок сидит на стульчике и долго пищит.

- 2. Пальчиковая гимнастика:

- 3. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение):

«Заборчик», «Лопаточка», «Трубочка»», Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Иголочка», «Лошадка», «Грибочек», «Дятел», «Молоточек», «Горка».

5. Дидактическая игра «Назови ласково»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя одного из членов семьи. Ребенок возвращает мяч логопеду, произнося уменьшительно-ласкательную форму названного слова:

- мама - мамочка; бабушка - бабуля; папа - папочка; дедушка – дедуля.

Лексическая тема «Домашние животные»

Дети должны усвоить: названия домашних животных и их детенышей; где живут, чем питаются; какую пользу приносят человеку, любовь человека к животным.

Словарь ребенка должен включать слова: домашние животные, бык, корова, свинья, конь, лошадь, коза, овца, баран, собака, кошка, детеныш, конура, коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня, ржать, лаять, мычать, мяукать, охранять, пастись, кусаться, ласкаться, рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы, пушистый, рогатый, ласковый, упрямый и т. д.

1. Дидактическая игра «Кто чем питается»

- Лошадь питается овсом, травой.

- (кошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осел)

2. Дидактическая игра «Кто кем будет»

- Щенок будет. (собакой)

- (козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок)

3. «Договори и повтори» (употребление глаголов в единственном и множественном числе)

- Котенок лакает, а котята. (лакаЮТ)

- Теленок мычит, а телята.

- Щенок бежит, а щенки.

- Козленок скачет, а козлята.

- Поросенок хрюкает, а поросята.

- Жеребенок прыает, а жеребята.

- Ягненок жует, а ягнята …

4. Игра «Кто как кричит» (взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)

5. Пальчиковая гимнастика «Котятки»

- Все котятки мыли лапки:

- Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)

- Мыли ушки, мыли брюшки:

- Вот так! Вот так!

- А потом они устали:

- Вот так! Вот так!

- Сладко-сладко засыпали:

- Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

Лексическая тема «Зимние забавы»

Родителям рекомендуется:

— спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;

— в качестве экскурсии сходить с ребенком на зимний стадион, где следует обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.

Загадки.

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры — помчались с горы. (Санки)

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)

По снегу покатите — я подрасту, На костре согреете — я пропаду. (Снежный ком)

Дидактическая игра «Кому что нужно?» лыжнику нужны лыжи, хоккеисту —. , фигуристу —. , саночнику —.

Выучить стихотворение.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

Покатились санки вниз — крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади — там канавка впереди.

Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!

Лексическая тема «Новый год»

Родителям рекомендуется:

- побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;

Словарь ребенка должен включать слова:

• Горка, зима, снег, лопата, санки, ёлка, Дед мороз, снегурочка, игра, праздник, подарки.

• Зимний, снежный, пушистый, весёлый, добрый, красивый, белый, высокий, низкий.

• Падать, ехать, идти, смеяться, дарить, получать, веселиться.

• Холодно, морозно, весело, много, мало.

1. Дидактическая игра «Назови ласково»

Ёлка – ёлочка, ветка – веточка, шар – шарик, шишка – шишечка…

2. Дидактическая игра «Один - много»

Ёлка – ёлки, иголка – иголки, подарок – подарки…

3. «Сложи ёлочку»

• Учить правильно выкладывать ёлку из треугольников, ориентируясь на их величину (3 треугольника зелёного цвета, разного размера).

4. Упражнения для пальчиков «Шарики»

Руки согните в локтях и подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук.

• На глазах у детворы, ёлка наряжается. Разноцветные шары, на ветвях качаются.

Лексическая тема «Ребенок в мире профессий»

Побеседуйте с ребёнком о профессиях (парикмахер, шофёр, продавец)

Спросите у ребёнка, что делают люди этих профессий, какую работу они выполняют, какие орудия труда и инструменты им для этого нужны;

Словарь ребенка должен включать :

• Существительные: продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек, парикмахер, водитель, шофёр, ножницы, фен.

• Прилагательные: добрый, веселый, справедливый, внимательный, терпеливый, трудолюбивый, ответственный, вежливый, тактичный,

• Глаголы: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает, ремонтирует, стрижёт, возит, водит.

• Наречия: легко, тяжело, добросовестно, умело.

1. Д/и «Кому что нужно»

Продавцу нужны., Парикмахеру нужны.,

2. Д/ и «Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Умеет делать причёски… (парикмахер, может продать товар… (продавец…

3. Игра «Закончи предложение».

Водитель водит (что) -. , продавец продает (что) -. ,парикмахер подстригает (кого…

4. Загадки

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - (Шофер) Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску. (Парикмахер)

Тема «Мебель»

Родителям рекомендуется: Учите детей называть и показывать предметы мебели. Расскажите ему, для чего нужна кровать, стол, стул, шкаф. Закрепите обобщающее понятие мебель.

1. Дыхательная гимнастика:

«Фокус» вату положить на носик, на кончик языка, дуть на язык, «Футбол» дуть с высунутым кончиком языка на ватный шарик.

2. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение): «Заборчик», «Лопаточка», «Трубочка»», Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Иголочка», «Лошадка», «Грибочек», «Дятел», «Молоточек», «Горка».

3. Образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением Дидактическая игра «Большое — маленькое»

Дети заканчивают фразы:

Дома большой шкаф, а у куклы Кати маленький. (- Шкафчик.)

У дома большой диван, а у куклы Кати маленький. (- Диванчик.)

4. Развитие звукоподражания

-Мышка увидела кашку в тарелке и очень обрадовалась. Она поела кашки и громко запищала от радости:»И-И-И-И!» И ребёнок произносит «И» громко, как мышка. Мышку услышал маленький жеребенок. Ему понравилось, как мышка произносит «И». Он решил тоже произнести звук «И» громко, но у него получилось тихо: «И-И-И-И» И ребёнок произносит «И» тихо, как жеребенок. Жеребенок был голодный, и сил у него не было. Наелся овса и громко сказал: «И-И-И-И!» И ребёнок произносит «И» громко, как жеребенок.

8. «Сколько ножек, сколько спинок?»

Чему учится ребенок: продолжает развивать слуховое внимание, количестве представления (в пределах 4).

Оснащение: игрушечный стул (при усложнении — картинка с изображением стула, ширма.

Ход игры: покажите ребенку стул и спросите: «Что это такое?»— «Стул». Попросите его пересчитать ножки, отхлопать в ладоши их количество: 4 раза. Затем посчитать, сколько спинок у стула, отхлопать их количество: 1 раз. Затем скажите: «А т я хочу с тобой поиграть. Я буду хлопать в ладоши, если хлопну 4 раза, то ты мне покажешь ножки у стула, если один — спинку у стула». Игру повторите три раза.

Тема «Мой дом

Родителям рекомендуется: Учите детей называть и показывать на картинке или игрушечном домике части дома (дом, крыша, стены, окно, дверь, пол, потолок). Постройте из конструктора дома, низкий и высокий. На улице обратите внимание ребёнка разные дома. Посчитайте вместе этажи. Скажите, на каком вы этаже живёте. Закрепляйте названия основных цветов в речи детей.

1. Дыхательная гимнастика:

Мы подуем далеко, Подуть на пальцы вытянутых вперед рук.

Мы подуем близко, Подуть на пальцы, поднесенные к губам.

Мы подуем высоко, Поднять руки и подуть вверх.

Мы подуем низко. Руки опустить, посмотреть вниз и подуть.

2. Упражнение в понимании пространственных отношений и предлогов, обозначающих их Взрослый произносит текст и в это время дает ребёнку маленькую игрушечную кошку или любую другую игрушку.

Тили-бом, тили-бом,

Вот красивый кошкин дом.

Далее ребёнок располагают кошку по инструкции взрослого:

Кошка сидит в домике,

Кошка вышла из домика,

Кошка залезла на домик,

Кошка села около домика,

Кошка гуляет вокруг домика.

3. Пальчиковая гимнастика

Пол. Кисти рук лежат на столе ладонями вниз.

Две стенки. Ладони поставить на ребро на расстоянии друг от друга.

Потолок. Кисти рук держать над столом ладонями вниз.

Сверху - крыша-уголок. Изобразить уголок, сложив ладони над столом.

Тема «Моя любимая игрушка»

Родителям рекомендуется:

Учите детей называть и показывать игрушки. Выполнять различные игровые действия с ними. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек).

Развивать умение воспроизводить простой ритм.

1. Игра «Угадай, что звучит».

Рассмотреть с детьми барабан, колокольчик, погремушку, бубен, называя их. Дать детям послушать, как они звучат. Убрать игрушки за ширму — воспроизводить звучание каждой, предлагая при этом угадать, какая игрушка звучит. (можно использовать любые звучащие предметы)

2. Упражнение «Минутка тишины».

Предложить детям закрыть глаза, посидеть тихо 30-50 сек. и послушать тишину. Затем попросить открыть глаза и спросить, какие звуки они слышали.

3. Упражнение «Хлопни, как я».

Предложить детям послушать, а затем воспроизвести 1, 2, 3 хлопка (с равным интервалом).

4. Упражнение «Дуй, дуй, ветерок».

Предложить детям подуть (не надувая щек) на ватный шарик, привязанный к ниточке, чтобы он развевался как можно сильнее.

5. Раскрась мячики в красный, синий, жёлтый и зелёный цвета.

Тема «Предметы домашнего быта посуда»

Родителям рекомендуется:

Познакомить детей с обобщающим понятием посуда. Учите детей показывать и называть предметы посуды. Расскажите, как пользуются тем или иным предметом.

1. Дыхательная гимнастика:

Игра «Фокус» Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.

3. Пальчиковая гимнастика

Мы на кухне за столом Левый кулачок ставится на стол.

Накрыть кулачок сверху ладонью правой руки.

Ели кашу с молоком. Имитация движений.

Я схватил пирожок, Имитация движений.

Он мне пальчики обжег. Потрясти расслабленной кистью руки и подуть на пальчики

4. Практическое усвоение предлогов «в», «на», «из». Дидактическая игра «Угостим куклу Катю чаем»

Ребёнок выполняют игровые действия с посудой и куклой, взрослый сначала комментирует их, затем просит ребёнка оречевлять свои действия:

- Что ты делаешь? (- Наливаю чай.)

- Откуда наливаешь чай? (- Из чайника.)

- Куда ты налил чай? (- В чашку.)

- Откуда берешь сахар? Чем? (- Из сахарницы. Ложкой.)

- Что сейчас делаешь? Чем? (- Размешиваю сахар. Ложкой.)

- На чем стоит чашка? (- На блюдце.)

- Кому дадим чаю? (- Кукле Кате.)

5. Развитие звукоподражания

Лошадка ржёт: И-И-И-ГО-ГО Произнести на длительном плавном выдохе

Ослик кричит: ИА-ИА-ИА

Цыплёнок пищит: ПИ-ПИ-ПИ

Часики тикают: ТИК-ТАК-ТИК-ТАК

Воробушек чирикает:ЧИК-ЧИРИК

Лексическая тема: «ЗИМА»

Цель: Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта, Формировать представления о безопасном поведении зимой, Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Публикации по теме:

Физминутки к лексическим темам для детей с ОНРФизминутки к лексическим темам для детей с ОНР "Осень" Дождь на улице идёт: -покачивание головой влево - вправо; Кап-кап-кап… -вверх-вниз указательными пальцами; Дома мы сидим, грустим:.

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам ТЕМА «ИГРУШКИ» Лексический строй речи Классификация понятий «Назови лишнее слово» Игра «Запомни игрушки (задание: внимательно рассмотреть.

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам Сентябрь. 3 неделя. «Огород. Овощи. Растения моей местности». Пальчиковая игра. «У Лариски – две редиски» У Лариски- По очереди разгибают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Использование пальчиковых игр способствуют.

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Одежда», «Мебель» для старшей группы Рекомендации для родителей, учителя - логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности. Лексическая тема «Одежда».

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Перелетные птицы» и «Дикие и домашние животные» Рекомендации для родителей, учителя - логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности Лексическая тема: «Перелетные.

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексическим темам «Животные Севера» и «Зима» для старшей группы Рекомендации для родителей, учителя - логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности Лексическая тема: «.

Методическая разработка «Домашние задания по лексическим темам для детей старшей логопедической группы». Тема : «Весна» 1. Назови весенние месяцы___ ___ 2. Назови приметы весны.

Стихотворения по лексическим темам ОБУВЬ. Подарили мне сапожки, Красные, блестящие. И не мокнут мои ножки, Сапожки настоящие. НОВЫЙ ГОД. Скоро- скоро, вот – вот – вот, Постучится.

Тематическая подборка упражнений и игр по лексическим темам. Дидактические игры для детей 5-7 лет по теме: «Дары леса: грибы, ягоды». Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о грибах и лесных.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Осень
Автор публикации:
Информация для родителей по лексическим темам для второй младшей группы
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 21:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День здоровья глаз на МААМ

Недаром говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – зрение играет огромную, решающую роль в развитии каждого человека. При помощи зрения осуществляется 90 процентов восприятия окружающего...

27 февраля. Международный день полярного медведя

Белый медведь — самый крупный наземный хищник в мире. Эскимосы зовут его «нанук», поморы — «ошкуй», а чукчи называют именем, хорошо известным нам по мультфильму — умка. Этот зверь умеет выживать в...

Весна, весна… У кого весна? А у нас еще зима! Фото отчет
Зима у нас в Сибири, Как снежный зимний рай. В волшебном блицтурнире Творят свой зимний храм Красоты здесь такие, Захватывает дух! Здесь чары колдовские...
Проект «Знакомство с народной игрушкой Матрешкой»
Паспорт Педагогического проекта Вид проекта: краткосрочный ( 1 месяц) Тип проекта: познавательно-творческий. Цель: Познакомить детей с народной игрушкой...
Из опыта работы. Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликаци и». В основе моей работы с детьми легли...