МААМ-картинки

Консультация «Клички и дразнилки»

Нина Панарина
Консультация «Клички и дразнилки»

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в начальных классах. Третьеклассники и пятиклассники в проведё нном анонимном опросе: «За что вы не любите своих одноклассников?» чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается». Психолог М. В. Осорина пишет, что обзывание – это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по её мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать. Вот основные причины обзывания детьми друг друга:

1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).

Публикация «Консультация „Клички и дразнилки“» размещена в разделах

2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих).

-игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);

-провокация (дразнящий сознаёт, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);

-шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);

-самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию);

3. Месть (обиженный или униженный ребёнок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он также поступает от зависти);

4. Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивать с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

О ВНЕШНОСТИ И ПРОЗВИЩАХ

Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребёнку из - за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик», «носатый» - западают в душу ребёнка, травмируя его. Ребёнок начинает чувствовать себя неполноценным, теряет уверенность в себе.

Но если человек, чьим мнением ребёнок дорожит (воспитатель), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идёт, ты такой солидный стал!» ИЛИ «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовала людям с такими носами, не то, что я – курносая…». Иногда одна такая фраза способна, если не повысить самооценку ребёнка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путём долгих переговоров на эту тему. Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идёт о детях с различными дефектами внешности, например заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т. п. В этом случае многое зависит от взрослых - родители могут помочь ребёнку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя - на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.

Чешский психолог Зденек Матейчек считает, что «наша воспитательная цель не в том, чтобы необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего Я и жил с ней, не обращая на неё внимания и не делая из неё проблемы». Не стоит навязывать ребёнку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утёнке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью.

УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ

И если дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо. Педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога – пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить беседу на эту тему. С пострадавшими надо обсудить, почему другие обзываются – обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание. Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Сравнивание помогает обратить внимание ребёнка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Если ребёнок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывания.

Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, «Заяц, заяц!» - зовёт одноклассник. Не отзывайтесь, пока не обратится по имени, сделай вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Скажи: «Меня вообще - то зовут Васей. А ты разве меня звал?».

Отреагировать не стандартно. Обзывающийся ребёнок ожидает получить от жертвы определённую реакцию (обиду, злость и т. д., необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем - то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?». Одного воспитанника другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек ответил: «Знаешь, мне совсем не хочется с тобой дружить». Это произвело такое впечатление на агрессора, что он извинился и перестал обзываться.

Не поддаваться на провокацию. За Витей гонялись сверстники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента – такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчика с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».

Не позволяйте собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что - то сделать. Например, всем известен приём «брать на слабо». При всех ребёнку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют, (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности, или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком», или «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта – самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребёнку выйти из неё с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку. В этом смысле очень интересно обсудить с ребёнком рассказ В. Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился, в конце концов, прыгнуть с вышки – но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что он не смог бы себя уважать, если бы он этого не сделал. Следует обратить внимание ребёнка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то или сохранить самоуважение.

Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Когда произошла очередная драка и воспитатель спросила: «Ну почему вы дерётесь?» - один из драчунов ответил: «А он меня дразнит. Обзывает «берёза лысая». У мальчика была фамилия Берёзин, а у его противника – сложно выговариваемая грузинская фамилия, звали его Коба. Воспитатель в сердцах воскликнула: «Ну и ты его дразни, говори - Коба лохматая! Зачем драться-то?». Может быть, учить этому и непедагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

Отговориться. Согласно наблюдениям М. В. Осориной, 5-9 летним детям очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку- своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее, удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остаётся за пострадавшим. Вот примеры отговорок.

1. Чёрная касса - ключ у меня, кто обзывается - сам на себя.

2. Чики - траки - стеночка! (ребёнок рукой ставит преграду между

собой и обзывающим).

3. Шел крокодил, твоё слово проглотил. А моё оставил!.

4. Кто так обзывается – сам так называется!.

5. Дурак!

- Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным

тоном, стремясь свести всё к шутке.

Публикации по теме:

Консультация «От дошкольника к первокласснику» В настоящие время все больше внимания уделяется мотивации дошкольников на освоение образовательных задач. Наша цель подготовить воспитанников.

Консультация «Агрессивный ребёнок» АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК Признаки агрессивности: – по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем; – по характеру: самоуверен,.

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Консультация по ПДДКонсультация по ПДД С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных.

Консультация «Похвала» за статью спасибо психологу Ларисе Шмигидиной. Всем понятно что ребенку жизненно необходимо чувствовать принятие его самого, а после кризиса.

Консультация «Правильная осанка» «Правильная осанка» Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет.

Консультация родителей по П. Д. Д Консультация для родителей по П. Д. Д. ___ Воспитатель: Букина Н. И___ Уважаемые родители! Сделайте все необходимое,.

Консультация «Витамины» Нужны ли летом витамины для детей? Нужны ли летом витамины для детей - это вопрос, который заботит всех родителей. С одной стороны, летом.

Консультация «Закаливание» «Применение закаливающих солнечных и водных процедур» Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов.

Консультация «Запреты» "Отойди от туда. Куда ты лезешь?Не бери песок в руки. Не садись на песок. Не бери игрушки. Не ломай кулич. Не ори. Не смейся так громко. " И.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Клички и дразнилки»
Опубликовано: 11 июля 2018 в 02:02
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД