МААМ-картинки

Информационно-практико-ориентированный проект «Удивительная смесь, или Все о танцующей жидкости»

МАРИНА Багаутдинова
Информационно-практико-ориентированный проект «Удивительная смесь, или Все о танцующей жидкости»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Анализируя содержание ФГОС дошкольного образования, одним из приоритетных направлений можно выделить развитие самостоятельности и инициативности ребенка в разных видах деятельности. Таким образом, перед дошкольными учреждениями и родителями стоит задача добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании».

Актуальность.

Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект „Удивительная смесь, или Все о танцующей жидкости“» размещена в разделах

Проблема воспитания и развития творческой личности в современном мире очень актуальна. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь информированность, сколько становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

В детском саду это возможно достичь через научно-исследовательскую деятельность, так как этот вид деятельности направлен на получение новых и объективных знаний дошкольниками. Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях психологов (Дыбина О. В., Поддьяков А. Н., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И.).

Замечено, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, но особенно ребенок-дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и то, что делает сам. В связи с этим научно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в нашем детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых (педагогов и родителей).

На создание проекта по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительная смесь или все о танцующей жидкости» в нашем детском саду нас вдохновила воспитанница Исмагилова Милена. Она рассказала, что ее старший брат, который учится во втором классе, все время говорит о какой-то «твердой жидкости», которую делают из крахмала. Ни того, ни другого она не знает. Совместно с родителями, мы постарались объяснить детям, что такое крахмал и что именно из него получают неньютоновскую – «твердую жидкость».

В связи с этим была сформирована цель проекта : организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием «неньютоновская жидкость» и выявлению ее свойств опытно-исследовательским путем; способствовать развитию познавательной активности.

Задачи:

1. познакомить детей с новым материалом (неньютоновская жидкость, способами его получения;

2. продемонстрировать необычные свойства неньютоновской жидкости, используя элементарные приемы экспериментальной деятельности;

3. способствовать развитию логического мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи;

4. создавать условия для развития диалогической речи через взаимодействие друг с другом;

5. проследить область применения неньютоновских жидкостей в пищевой промышленности;

6. побуждать к проявлению самостоятельности в решении проблемных ситуаций и вопросов.

Участники проекта : дети 5-6 лет, родители (законные представители, воспитатели.

Реализация исследовательской деятельности в ДОУ:

В ходе познавательно-исследовательской деятельности соблюдались правила:

проект - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;

• детская проектно - исследовательская деятельность свободна от обязательств. У ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы;

• как и при сюжетно-ролевой игре продолжительность исследовательской деятельности не регламентируется;

• при проведении проектной деятельности учитывать индивидуальные особенности детей;

• каждый ребенок имеет право на ошибку.

Ожидаемые результаты:

• у детей повысится интерес к миру необычных вещей – раскрытию различных физических явлений, созданию чего либо;

• дети научатся находить общие и отличительные признаки, делать простые умозаключения и выводы по результатам исследовательской деятельности

• усовершенствуется диалогическая сторона детской речи;

• расширится кругозор детей в сфере применения продуктов питания с большой вязкостью в пищевой промышленности (кисель, йогурт, соус);

• проявится самостоятельность в решении проблемных ситуаций и вопросов.

Механизм выполнения: реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста. Основными участниками проекта являются : дети, родители.

Основные направления реализации плана проекта :

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Принципы, положенные в основу проекта :

1. принцип научности;

2. принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражающийся в тесном взаимодействии ДОУ и родителей;

3. принцип систематичности и последовательности;

4. принцип доступности;

5. принцип учета возрастных возможностей воспитанников;

6. принцип результативности;

7. принцип развивающего обучения.

Гипотеза.

Исходя из поставленных задач, мы предположили, что при определенных условиях жидкость может изменять свои свойства. При быстром взаимодействии неньютоновская жидкость проявляет свойства, отличные от обычных жидкостей, например, становится «твердой».

Новизна.

Новизна проекта определяется тем, что в ней реализован подход к созданию условий для развития поисково-исследовательской деятельности по данной теме, ранее не проводившейся в нашем детском саду.

Перспектива проекта.

Развитие проекта может идти по следующим направлениям:

• создание серии сказок по результатам проведенной опытно-экспериментальной деятельности;

• продолжение работы по активации взаимодействия детского сада с семьей – увеличение количества совместных мероприятий.

Работа с родителями.

Проводится организация информационной среды для родителей :

памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию с детьми с целью развития любознательности и инициативности;

в приемных групп оформляются уголки для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Познавательно - исследовательская деятельность»;

оформляются благодарности родителям за помощь участие в образовательном процессе ДОУ.

Приветствуется совместная практическая деятельность ребенка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки творческих работ, подготовка презентаций и т. д.)

Этапы проекта.

Познавательная инициатива детей поддерживалась постановкой вопросов, проблем, касающихся определенной темы, обсуждением идей, предположений дошкольников. Исходя, из данной работы, можно выделить следующие этапы ее деятельности.

I этап подготовительный.

Цель: подготовить условия для выявления у детей любопытства, заинтересованности в исследовательской деятельности.

Задачи:

1. изучение специальной литературы о неньютоновской жидкости;

2. организация мыслительной деятельности и поведения детей в ходе изучения исследуемого материала;

3. самостоятельное определение детьми интенсивности и продолжительности деятельности, свободно планирование своего времени;

4. обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в микросреде группы, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми).

Работа с детьми:

• разработка конспектов ООД с элементами экспериментирования;

• разработка перспективного плана по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

• подбор картотеки опытов и экспериментов;

• изучение литературы о неньютоновской жидкости;

• просмотр занимательных видеофильмов.

Работа с родителями:

• консультации для родителей по данной теме;

• выставка методической и познавательной литературы на тему «Детское экспериментирование».

II этап практический.

Цель: организация системы работы: воспитатель - ребенок - родитель

Задачи:

1. анализ информации о неньютоновской жидкости;

2. предоставление информации для детей и родителей о применении неньютоновских жидкостей в пищевой промышленности;

3. изготовление неньютоновской жидкости в группе детского сада и в домашних условиях;

4. развитие мышления, зарождение новых идей и развитие творческого потенциала детей;

5. организация системы работы с родителями по поддержке любознательности и инициативности детей.

Работа с детьми:

• проведение основной образовательной деятельности с элементами экспериментирования;

• реализация мероприятий перспективного плана по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

• просмотр познавательных видеофильмов по теме;

• анализ информации о неньютоновской жидкости;

• проведение экспериментов с «твердой» жидкостью;

• сочинение сказки совместно с воспитателем и родителями по результатам приобретенных знаний;

• формулировка выводов.

Работа с родителями:

• Ознакомление родителей с рекомендациями по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях;

• подготовка памяток «Детское экспериментирование».

Для получения неньютоновской жидкости мы подготовили картофельный крахмал и воду. Смешали в равных долях вещества. В результате смешивания мы получали нечто типа киселя, обладающего интересными свойствами. Провели эксперименты с неньютоновской жидкостью. Убедились на собственном опыте, как ведет себя неньютоновская жидкость в определенных условиях.

Эксперимент 1.

Размешали картофельный крахмал и воду. При перемешивании выяснили, чем быстрее мешаем, тем больше сопротивление. Жидкость начинает вести себя как твердое тело. Как только мешаем медленнее, получаем обыкновенный кисель, т. е. жидкость. В ёмкость со смесью медленно ввели руку, то результат точно такой же, как если бы мы ввели руку в воду. Но мы размахнулись, как следует и стукнули по этой смеси, рука отскочила, как если бы это было твёрдое вещество.

Эксперимент 2.

Лили такую смесь с достаточной высоты: в верхней части струя текла, как жидкость, а в нижней — скапливалась комками, как твёрдое вещество. Кроме того, мы засунули руку в жидкость и резко сжали пальцы. Почувствовали, как между пальцами образовалась твёрдая прослойка.

Эксперимент 3.

Сунули руку в этот «кисель» и резко попытались её вытянуть. Ёмкость поднялась вслед за рукой.

Эксперимент 4.

Резко перевернули чашу с жидкостью и убедились, сто она не выливается. При медленном переворачивании жидкость стекает.

Эксперимент 5.

На колонку от музыкального центра натянули пищевую пленку и в центр вылили немного жидкости. При включении быстрой громкой музыки жидкость стала «танцевать» и менять свою форму.

Дети и родители при изготовлении неньютоновской жидкости в домашних условиях и проведении экспериментов убедились, что этот процесс не вызывает затруднений.

III этап итоговый.

Цель: обобщение и систематизация результатов проекта.

Задачи:

1. усвоение обобщенных знаний о предметах и явлениях действительности;

2. обобщение своего собственного опыта, устанавливание новых связей и отношений вещей.

В результате проведенных опытов мы убедились, что можем приготовить «твердую» жидкость самостоятельно. Эксперименты показали, что наша гипотеза подтвердилась: «твердая» жидкость существует и имеет свойства твердого и жидкого тела одновременно.

А так же совместно с родителями дети выяснили, что одними из разновидностей неньютоновской жидкости являются такие продукты питания, как соусы, кисели, йогурты. Продукты с большой вязкостью, например, соусы, очень удобно использовать, чтобы намазывать на другие продукты, как хлеб. Их также используют для того, чтобы удерживать слои продуктов на месте. В бутерброде для этих целей используют масло, маргарин, или майонез. Вязкие продукты с их способностью удерживать форму используют также для украшения блюд. Например, йогурт или майонез на фотографии не только остаются в той форме, которую им придали, но и поддерживают украшения, которые на них положили.

Вывод: мы удостоверились, что свойства неньютоновской жидкости очень интересны и необычны. При сильном или быстром воздействии на неё она проявляет свойства, отличные от обычных жидкостей : упругость, вязкость, твердость, тягучесть. А так же доказали, что проведение экспериментов с неньютоновской жидкостью вполне возможно и в домашних условиях.

Заключение.

Главная цель работы в направлении познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников - формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает. В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последнее, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика»Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика» Педагоги МБДОУ детского сада №7 и родительский духовный клуб "Свет Добра" поддержали проект Всероссийского общественного движения "Матери.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Информационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. Возраст и состав участников: дети и родители подготовительной.

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана»Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана» Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана» Воспитатели: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Михайлова Гульчачак.

Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы»Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта: 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного.

Практико-ориентированный проект «Наши куклы»Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.

Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек»Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКДОУ «Кирсановский детский сад». Практически вся одежда и обувь человека застёгивается.

Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа) Иванова Елена Владимировна Проект «Хлеб – всему голова!» Старшая группа (Приобщение детей дошкольного возраста и взрослых к бережному отношению.

Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга»Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга» Проект «Красная книга» «. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека…» Тип проекта: По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-практико-ориентированный проект «Удивительная смесь, или Все о танцующей жидкости»
Опубликовано: 10 августа 2021 в 21:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-практико-ориентированный проект «Удивительная смесь, или Все о танцующей жидкости»» (включая файлы) размещена пользователем МАРИНА Багаутдинова (УИ 9663) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД