МААМ-картинки

Информационно-творческий проект «Хороша игрушка расписная»

Оксана Сивова
Информационно-творческий проект «Хороша игрушка расписная»

Паспорт проекта

Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «Детство» ( Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.) Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Вид проекта : информационно-творческий, познавательный, игровой.

Публикация «Информационно-творческий проект „Хороша игрушка расписная“» размещена в разделах

Продолжительность проекта : краткосрочный. (с 05 ноября по 11 ноября 2015г.)

Место проведения: МДОАУ д/с «Солнышко»

Участники проекта : дети второй средней «А» группы, воспитатели. Родители воспитанников, законные представители ребенка.

Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно, и мы хорошо знаем весь путь его развития. И уж тем более неизвестен он детям, только познающим тонкости искусств и ремесел. Поставив перед собой задачу, ввести детей в мир дымковской игрушки, мы открываем для них новое, прекрасное, родное. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство-все это близко и интересно детям.

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

Цель проекта : ознакомление детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи проекта.

Дать детям представление о видах народного декоративно-прикладного искусства.

Дать расширенные представления о дымковской игрушке, ее назначении в прошлом и настоящем, ее специфике и образной выразительности.

Организовать деятельность детей в оснащенных материалами и оборудованием центрах активности по предложенной теме.

Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров.

Формировать знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки.

Развивать изобразительные навыки детей.

Оформить отдельный уголок по народному искусству в группе, используя наглядный материал, работы детей и родителей.

Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций.

Воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев.

Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Предполагаемый результат.

В ходе реализации данного проекта «Хороша игрушка расписная» :

у детей появился устойчивый познавательно-творческий интерес к дымковской росписи;

дети знают семантику элементов росписи, могут назвать все ее элементы;

в процессе ознакомления родителей с народным искусством (через рекомендации, консультации, совместную деятельность в подборе материалов) нами был замечен неподдельный интерес их к народному искусству;

создали необходимую развивающую предметную среду в группе (добавили и обобщили материал по декоративно-прикладному искусству);

на протяжении всего проекта дети с большим удовольствием и интересом принимали участие во всех видах деятельности, заучивание стихотворений и чтение потешек оказало благотворное влияние на речевое развитие.

Эффективность проекта.

В процессе реализации данного проекта воспитанники познакомились с древнейшим промыслом России – дымковской игрушкой; с историей ее появления на Руси; с видами и многообразием игрушек. Родители расширили свои знания о дымковской игрушке. Чтение потешек оказало благотворное влияние на речевое развитие детей.

В процессе изготовления дымковских игрушек ребята не только продолжили знакомство с русской народной игрушкой, но и получили положительные эмоции, а изготовление работ к выставке «В мире дымковской игрушки» еще более сблизило родителей и детей.

Продукт проектной деятельности :

-Полочка красоты «Хороша игрушка расписная»

-Буклет с художественными произведениями о дымке

-Презентация на тему «Дымковская игрушка»

-Творческая выставка детских работ «Красота дымки»

Ресурсное обеспечение проекта

Информационное :

-Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.) Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

- Детям о народном искусстве Сост. А. А. Грибовская (М., «Просвещение» 2001)

-Дымковская игрушка И. Я. Богуславская (Издательство «Художник РСФСР 1988)

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате предметно-пространственной развивающей среды по ознакомлению детей с дымковской игрушкой и народно-прикладным искусством. Изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования совместной деятельности необходимо фото и видеооборудование.

Кадровое:

- Воспитатели.

Системная паутинка проекта

Тематический план работы с детьми

Разделы работ Основное содержание

Образовательная деятельность «Познание»

Беседа: «В гости к дымковским мастерам»; изделия дымковского промысла; иллюстрации дымковских игрушек; стихотворение А. Дьякова – «Веселая дымка»; ПИД – смешивание красок, выполнение узора на бумаге.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование – «Дымковская игрушка – лошадка» (Приложение №7)

Раскраска «Дымковская игрушка»; шаблоны дымковских игрушек; рассматривание элементов росписи; рассматривание иллюстраций в альбомах о народных промыслах.

Чтение художественной литературы

Стихотворения: «Красная девица».

В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».

Л. Гулыга «Пестрый хоровод».

И. В. Кадухина «Едет дедушка Егор.».

Загадки о дымковских игрушках.

Русские стихи - потешки.

(Приложение № 6).

Музыка

Слушание произведения: русская народная песня в обработке

Р. Рустамова «Пойду ль я,

выйду ль я…»; плясовая мелодия русской народной песни «Ах, вы сени», «Кадриль»; музыкально-ритмическое движение «Маленький хоровод» в обработке М. Раухвергера; музыкально-дидактическая игра «Кукла шагает и бегает», «Тихо-громко», «На чем играю».

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседа «Дымковская игрушка», «Характерные особенности росписи дымковской игрушки»; развивающая игра-лото «Народные промыслы». Дидактические игры: «Найди лишний орнамент», «Дорисуй узор».

«Речевое развитие»

Знакомство с поэзией: М. Г. Смирнова «Дымка»

«Физическое развитие»

Народные подвижные игры: «Золотые ворота», «Карусель», «Шел козел по лесу…»

Работа с родителями

1. Консультации для родителей:

«Сказки читаем — речь развиваем!» (Приложение № 1)

«Знакомьте малышей с народным фольклором» (Приложение № 2)

«Все о дымковской игрушке» (Приложение № 3)

2. Картотека: «Русские народные игры для малышей» (Приложение № 4)

3. Анкетирование родителей (Приложение № 5)

4. Помощь родителей в создании полочки красоты «Хороша игрушка расписная»

5. Творческая выставка детских работ «Красота дымки»

6. Совместно с родителями подготовить шаблоны дымковских игрушек.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобная совместная деятельность, игры и продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления. Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов и объединение различных видов деятельности, интегрируясь, т. е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

Приложение №1

Консультация для родителей

«Сказки читаем — речь развиваем!»

Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.

Сказка научит ребенка:

-пересказывать близко к тексту;

- обогатит словарь образными выражениями;

-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);

- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;

- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.

Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.

После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик) мышку и др.

В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?

Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.

Поиграйте вместе с детьми!

Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»

Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.

«Сказочник»

Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.

«Накорми животное»

Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова-еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.

Приложение №2

Консультация для родителей

«Влияние народных промыслов

на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н. А. Ветлугина

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т. д.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект «Чудо-пластилин» ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ИЗЫСКАТЕЛЬ» Секция: дебют Тема: Чудо-пластилин Автор работ: Мокляк Света Место.

Информационно-творческий проект «Детское кино» Информационно-творческий проект «Детское кино» Постановка проблемы. Детское кино – особый вид искусства, создаваемый для детей и формирующий.

Информационно-творческий проект «Дикие животные» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» (лепка.

Информационно-творческий проект «Космос» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Космос». 2. Руководитель проекта: воспитатель средней группы Устименко Елена Васильевна. 3. Возраст:.

Информационно-творческий проект «Мои любимые феи»Информационно-творческий проект «Мои любимые феи» Информационно-творческий проект «Мои любимые феи» Цель проекта: изучить сказочный образ фей на примере волшебных сказок. Раскрыть интересные.

Информационно-творческий проект «В мире профессий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования.

Информационно-творческий проект «Шестиногие малыши-насекомые» Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад №19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Информационно-творческий проект «В мире потешек» Информационно-творческий проект «В мире потешек» Ирина Кирюшкина Описание проекта Программное содержание: Развивать восприятие.

Информационно-творческий проект «Этот загадочный космос». Информационно-творческий проект «Этот загадочный космос»[/b] Подготовили:Сикстель О. В., воспитатель подготовительной, логопедической группы;.

Информационно-творческий проект «Зимующие птицы» Проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Средняя группа Воспитатель: Махалова И. С. Тип проекта: информационно - творческий Участники: дети 2-й средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-творческий проект «Хороша игрушка расписная»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 22:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД