Ольга Сикстель
Информационно-творческий проект «Этот загадочный космос».
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект «Этот загадочный космос»
[/b] Подготовили:Сикстель О. В., воспитатель подготовительной, логопедической группы; Кучерова И. Г., учитель-логопед.
Введение.
Актуальность: Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает. Кроме того, вымышленные персонажи, герои любимых мультфильмов современных детей, дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Публикация «Информационно-творческий проект „Этот загадочный космос“,» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта:формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, спутниках, освоении космоса людьми, способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
- создать условия для формирования у детей представления о космосе, этапах его освоения;
- закрепить знания о космосе, планетах, спутниках;
- расширить знания детей о полете первого космонавта в космос.
- развивать творческие способности детей, внимание, память;
- развивать моторные функции ребенка, связную речь, речевой слух, воображение, наблюдательность;
- воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма;
- воспитывать желание быть сильным и смелым.
Основные методы, приемы:
- обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.);
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.
Предполагаемый результат: реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтики. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-апрель).
План-график мероприятий.
1 этап – предварительный.
Сентябрь.
- Мониторинг первоначальных знаний детей о космосе.
- Изготовление макета «Солнечная система».
- Информация для родителей «История развития космонавтики».
- Подбор материала для изготовления сюжетно-ролевой игры «Космос».
- Подготовка познавательной и художественной литературы, фотографий, картинок
о космосе.
2 этап – основной.
Октябрь.
- Рассказ детям «О запуске первого искусственного спутника Земли».
- Экскурсия в «Космическую комнату».
- Интегрированная НОД по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду «Ракета».
- Посещение библиотеки. Тема: «К космическим далям – вперед!».
- Информация для родителей «Первый искусственный спутник Земли».
- Сюжетно-ролевая игра «Космос».
Ноябрь.
- Спортивное развлечение «Большое космическое путешествие».
- НОД по развитию речи «Космос».
- Просмотр презентации «Планеты Солнечной системы».
- Дидактические игры: «От колесницы до ракеты», «День и ночь».
- Чтение произведений Л. Талимоновой «Сказки о созвездиях».
- Изготовление дидактических игр: «Подбери созвездия», «Куда летят ракеты».
- Изготовление дидактических игр: «От колесницы до ракеты», «День и ночь».
Декабрь.
- Интегрированная НОД по развитию речи и рисованию «Путешествие в космос. Составление рассказа с опорой на графический план».
- Дидактические игры: «Подбери созвездия», «Куда летят ракеты».
- Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».
- Консультация для родителей «Важнейшие этапы освоения космоса».
- Картотека подвижных игр по теме проекта.
Январь.
- НОД по развитию речи «Путешествие к далеким планетам».
- Развлечение «Этот загадочный космос».
- Ритмическая гимнастика «Полет на ракетах».
- Дидактическая игра «Добавь словечко».
- Изготовление книжек-малышек: «Загадки о космосе», «Стихи о космосе».
- Картотека загадок по теме «Космос».
- Картотека стихов по теме космос.
Февраль.
- НОД по ФЭМП «Космические приключения».
- Просмотр презентации «Космические дали».
- Дидактические игры: «Созвездие», «Планеты».
- Подвижная игра «Космонавты».
- Чтение произведения К. Булычева «Тайна третьей планеты».
- Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом».
- Изготовление дидактических игр «Созвездие», «Планеты».
Март.
- Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос».
- Подвижные игры: «Невесомость», «Солнце-чемпион».
- Дидактические игры: «Луна», «Космические профессии».
- Чтение стихов о космосе, вселенной, солнечной системе.
- Изготовление поделок и рисунков к творческой выставке «Этот загадочный космос».
- Изготовление атрибутов (маски-планеты) к подвижной игре «Солнце-чемпион».
3 этап – заключительный.
Апрель.
- Интегрированная НОД по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Полет в космос».
- НОД по аппликации «Полет на Луну».
- НОД по конструированию «Ракета».
- Просмотр презентации «День Космонавтики».
- Досуг «Мы – космонавты».
- Мониторинг знаний детей о космосе.
- Информация для родителей «12 апреля – День Космонавтики».
- Творческая выставка «Этот загадочный космос».
- Оформление книги «Этот загадочный космос».
Мониторинг знаний детей по теме «Этот загадочный космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Как называется планета, на которой мы живем?
• Как называется ближайшая к нам звезда?
• Что такое солнечная система?
• Какие планеты солнечной системы ты знаешь?
• Как называется спутник Земли?
• Какие созвездия нашего неба ты знаешь?
• Кто был первым космонавтом Земли?
• Когда впервые человек полетел в космос?
• Каких российских космонавтов ты знаешь?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 5 детей (31,25%, на среднем уровне были знания у 6 детей (37,5%, совсем низкий уровень – у 5 детей (31,25%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий в «космическую комнату», посещения библиотеки, планетария. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 12 детей (75%), средний уровень - 4 детей (25%, низкий уровень - 0 детей (0%)
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Приложения.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду.
Тема: «Ракета».
[/b]
Цель:
расширить знания о космонавтике; способствовать формированию интереса к космосу.
Задачи:
1. Обобщить у детей понятия «космос», «искусственный спутник Земли» «космическое пространство», «Солнечная система», «космонавт», «конструктор». Сформировать знания о датах 12 апреля 1961 г., когда впервые в космос полетел человек, 4 октября 1957 г., когда был запущен первый искусственный спутник Земли.
2. Совершенствовать умение детей при создании фигур в технике оригами, пользоваться пооперационными схемами.
3. Учить создавать коллективное панно, объединяя части в общую композицию. 4. Способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости.
Материал и оборудование:
листы цветной бумаги, клей, ножницы, образец оригами-ракеты, портреты
К. Э. Циолковского, С. П. Королева, Ю. А. Гагарина; иллюстрации с изображением ракеты, космического пространства, искусственного спутника Земли, Солнечной системы.
Ход НОД.
Организационный момент.
- Прочитайте, что написано: С О М С О К
- А прочитайте справа налево (Космос).
- Что вы знаете о космосе?
Вступительная беседа.
- Знаете ли вы, ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики).
- Какое событие произошло 12 апреля 1961 года? (В космос полетел первый человек – Юрий Гагарин).
- С древних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей. Они сочиняли легенды и мифы о покорении неба. Все новые и новые замыслы рождались у людей.
- Я назову вам сейчас лишь некоторые имена. Благодаря этим людям и многим другим человек осуществил свою заветную мечту.
1. Константин Эдуардович Циолковский – учитель из Калуги. Рос обыкновенным мальчишкой, но в 10 лет заболел скарлатиной и оглох. В школе дальше учиться не смог, но всю жизнь занимался самообразованием. Самостоятельно изучил физику, математику, астрономию. Создал теорию космических полетов, первым поставил задачу о запуске искусственных спутников Земли (ИСЗ, высказал идею постройки околоземных орбитальных станций. Было это 100 лет назад, в начале 20-го века. Циолковский намного опередил свое время.
2. Сергей Павлович Королев – генеральный конструктор космических кораблей. Именно под его руководством был запущен первый ИСЗ, полетел в космос Гагарин. 3. Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос.
- А знаете ли вы, ребята, в каком году был запущен первый ИСЗ? (4 октября 1957 года).
- Теперь спутники стали для нас привычным явлением, и без них нам уже очень трудно обойтись. Знаете ли вы, для чего служат ИСЗ?
*Спутники связи системы «Молния», «Орбита» позволяют нам слушать радио, смотреть телевизор.
*Современная телефонная связь – тоже спутниковая.
*С помощью спутников изучаются небесные тела.
*Составляются точные карты земной поверхности.
*Составляется прогноз погоды.
*Спутники службы спасения спасли уже не одну сотню человеческих жизней.
- А скажите, ребята, кто все-таки первым полетел в космос?
- Правильно, это были собаки – Лайка, затем Белка и Стрелка. Именно они были первыми пилотами космического корабля. Было это в 1960 году.
- Сколько длился полет Юрия Гагарина? (108 минут – один виток вокруг Земли).
- Сейчас на орбите постоянно работают космонавты по нескольку месяцев. Первая орбитальная станция «Салют» была запущена в начале 70-х годов. Затем ее сменила станция «Мир». Теперь на орбите постоянно работают космонавты на МКС – Международной космической станции. Ведущая роль принадлежит России и США. Экипажи международные, обычно один космонавт русский, второй – американец. Постоянно изучаются планеты, на них отправляются автоматические станции, берут пробы грунта, фотографируют, изучают рельеф.
Физминутка.
- Итак, знаете ли вы, с чего начинается день космонавта?
Конечно, с зарядки. А вы умеете делать зарядку? Выполняем зарядку.
Солнце глянуло в кроватку-1,2,3,4,5.
Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире - 1,2,3,4,5.
Наклониться - три, четыре - и на месте поскакать.
Основная часть: оригами-ракета.
- Ребята, отгадайте загадку:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд. (Ракета)
- Правильно, ракета. И сейчас мы с вами будем ее делать. И чтобы у вас все получилось, внимательно слушайте и выполняйте работу по моему показу.
- Перед вами листы цветной бумаги. Мы будем складывать лист до тех пор пока не получится ракета. Как называется, такая техника? (Оригами).
- Итак, приступим.
Итог.
- Молодцы, ребята, какие замечательные ракеты получились.
Выставка работ.
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Что больше всего понравилось?
Первый Искусственный Спутник Земли - 4.10.1957 г
Первый советский искусственный спутник Земли - первый спутник Земли, созданный руками человека; запущен 4.10.1957 г. в 22 ч 28 мин по московскому времени и выведен на орбиту с параметрами: высота в перигее 228 км, высота в апогее 947 км, наклонение 65,1°; период обращения 96,17 мин. Масса спутника 83,6 кг, корпус - сфера диаметром 580 мм, на котором установлены четыре антенны длиной 2,4 м и 2,9 м. Внутри герметического корпуса были размещены: блок электрохимических источников тока; радиопередающее устройство; вентилятор; термореле и воздуховод системы терморегулирования; коммутирующее устройство бортовой электроавтоматики; датчики температуры и давления; бортовая кабельная сеть. Корпус был выполнен из алюминиевого сплава и состоял из двух оболочек; герметичность стыка обеспечивалась уплотнительным кольцом из вакуумной резины прямоугольного сечения. Внутренний объем заполнялся сухим азотом (давление 0,13 МПа). Блок электрохимических источников тока (масса 51 кг) состоял из 3 батарей серебряно-цинковых аккумуляторов: две батареи для электроснабжения радиопередающего устройства, третья - для системы терморегулирования. Радиопередающее устройство (масса 3,5 кг) включало два передатчика, работавших па частотах 20,005 и 40,002 МГц; выходная мощность каждого ~1 Вт. Сигналы, излучаемые передатчиками, имели вид телеграфных посылок длительностью 0,2-0,3 с; один из передатчиков работал во время пауз в работе другого. Телеметрическая информация (температура и давление) передавалась путем изменения частоты посылок сигнала и пауз между ними. Каждый передатчик имел две штыревые антенны (угол между ними 70°, диаграмма направленности каждой пары была близка к сферической. Система терморегулирования - с радиатором и газовым контуром теплообмена; принудительная циркуляция газа в герметичном корпусе создавалась вентилятором. Система была рассчитана на поддержание стабильной температуры при наличии переменных внешних тепловых потоков. Чувствительным элементом системы являлось термореле (на основе биметалла). При температуре свыше 36°С включался вентилятор, и циркулирующий азот осуществлял передачу теплоты одной из полуоболочек гермокорпуса, являвшейся радиационной поверхностью (коэффициент собственного излучения 0,35-0,4; коэффициент поглощения солнечной радиации 0,23-0,27). При температуре менее 20 °С вентилятор выключался. Коммутирующее устройстройство бортовой электроавтоматики было предназначено для включения электропитания приборов после выхода спутника на орбиту (при отделении от ракеты-носителя). На участке выведения спутник для предохранения от аэродинамических и тепловых воздействий находился под головным обтекателем, отделяемым одновременно с спутником.
Электрохимические источники тока обеспечили в полете работу аппаратуры в течение 3 недель. Искусственный спутник Земли просуществовал 92 суток, совершив ~1400 оборотов вокруг Земли. 4.1.1958 г. он вошел в плотные слои атмосферы и сгорел.
Для вывода на орбиту искусственного спутника использовалась 2-ступенчатая ракета "Р-7" ("Спутник").
Сценарий спортивного развлечения в подготовительной к школе группе.
Тема: «Большое космическое путешествие».
Цель:
- закрепление знаний о космосе.
Задачи:
- совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывать целое из частей;
- уточнить представления детей о том, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
- развивать двигательную активность, ловкость;
- развить логическое мышление и воображение детей.
Наглядные пособия и материалы:
- картинки с изображением космического корабля, разрезанные по принципу мозаики (для каждой команды, изображение ракеты, скафандра, космического корабля, обручи, кубики, мелкие игрушки, аудиозапись «Солнечный круг».
Методические приемы:
- беседа о космосе, показ наглядных картин, сюрпризный момент, художественное слово, подвижные игры.
Ход.
Дети под музыку «Солнечный круг» входят в спортивный зал и встают полукругом.
Ведущая: Добрый день, дорогие участники игры! Сегодня я рада приветствовать Вас на нашем спортивном развлечении, тема которого посвящена космосу.
Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Его совершил наш российский космонавт Юрий Гагарин. Это был отважный поступок, никто еще из людей не летал на ракете в космос. Гагарин облетел вокруг Земли и стал героем. С тех пор каждый год 12 апреля празднуется День космонавтики.
- А вы хотите быть космонавтами?
Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
- Ребята, а кто знает, где будущие космонавты готовятся к полету в космос? (Ответы детей).
- В Звездном городке. Представьте себе, что мы оказались там, в центре подготовки полетов. Давайте сейчас с вами проведем разминку, так как космонавты постоянно проводят спортивные разминки.
Разминка.
Дети берут мячи.
1. Ходьба по кругу, в полуприседе, на носочках, мяч вверху.
2. Бег с изменением направления.
3. Общеразвивающие упражнения.
Ведущий: Вижу, что вы хорошо владеете своим телом. А сейчас я вам загадаю загадки про космонавтов.
Загадки.
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(Солнце)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все и мал и стар,
Что она большущий шар.
(Земля)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную
(Ракету)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет,
Что такое?
(Самолет)
Ведущая: Ну, а теперь, дорогие друзья, пора готовиться к большому космическому путешествию.
Мы построим, мы построим,
Самый лучший звездолет.
Все проверим, все устроим
И отправимся в полет.
- Сейчас, ребята вам нужно разделиться на две команды. На старт выходят две команды – «Ракета» и «Спутник».
Приветствие команды «Спутник».
Мы приветствуем команду «Ракета»,
Желаем полететь на другую планету.
Захватить туда храбрость и смелость,
А в игре показать умелость.
Приветствие команды «Ракета».
А вам, наш «Спутник», дорогой,
Желаем от души, Чтоб результаты ваши,
Все были хороши.
Ведущая: Дети, чтобы полететь в космос, люди сначала строят ракету, затем ученые и механики оснащают ее научным оборудованием, запасами пищи, воды, так как современные космонавты летают много дней и даже месяцев. Поэтому, наши команды сейчас разделятся на «строителей», «механиков» и «космонавтов». (Идет расчет на 1-й, 2-й, 3-й поочередно в двух командах).
Эстафета «Кто быстрее построит ракету?» (для «строителей»).
Ведущая: Ребята, вам необходимо разложить в ряд обручи по числу «космонавтов» - это отсеки ракеты, в конце построить две гимнастические палки в виде конуса – «нос» ракеты. (Все необходимое оборудование заранее сложено возле старта). По моему сигналу начинается строительство ракеты, т. е. каждый ребенок – «строитель» поочередно берет один обруч или палку и бежит к финишу, где идет строительство.
Эстафета «Кто быстрее заполнит ракету едой и оборудованием?» (для механиков).
Ведущая: Возле старта сложены кубики (еда) и мелкие игрушки (оборудование). Участники эстафеты берут по одному кубику или игрушке и бегут к построенным ракетам, заполняя их обручи – «отсеки» поочередно и равномерно.
Эстафета «Кто быстрее будет готов к взлету?» (для «космонавтов).
Ведущий: На старте первыми стоят «командиры отряда космонавтов», в руках они держат обручи. По команде ведущего за обруч «командира» хватается первый, стоящий за ним, «космонавт» и они вдвоем бегут к «ракете», где «космонавт» садится в первый обруч – «отсек», а «командир» возвращается за следующим «космонавтом», и так до тех пор, пока все «космонавты» отряда не займут свои места в «ракете.»
Ведущая: Команды, на взлет!
Ведущая: Молодцы, команды! Отлично справились с заданием! А сейчас проводится конкурс «Собери космический корабль» для командиров.
Конкурс «Собери космический корабль» (для командиров).
Ведущая предлагает детям подойти к столам, на которых заранее подготовлены для каждой команды разрезные картинки с изображением космического корабля. Дети собирают «космический корабль».
Ведущая: Ребята, космонавты летят в космос в специальных костюмах и в скафандрах. Поэтому для команд проводится следующий конкурс.
Конкурс «Кто быстрее оденет скафандр?»
Ведущая: Для обеих команд приготовлены «скафандры». Каждый из участников должен примерить «скафандр» и пробежать с ним, с последующей передачей «скафандра» другому участнику команды. И так до последнего участника.
Ведущая: Хорошо, с задание справились обе команды. Молодцы! А сейчас, когда «ракеты готовы к взлету», также есть специальные костюмы для «космонавтов», предлагаю командам поиграть в подвижную игру.
Подвижная игра «Космонавты».
Ведущая: По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки «космонавты» взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет». С последним словом ребята опускают руки и бегут занимать места в «ракете». Те, кому не хватило места, остаются на «космодроме». После этого оставшиеся участники продолжают игру до последнего участника.
Ведущая: На этом наше большое космическое путешествие заканчивается. Хочу поблагодарить всех участников команд за хорошую игру.