Елена Сорокина
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.
Ребенок в возрасте 4 – 5 лет не знает, что такое падежи, но активно использует их в речи.
Программное содержание. Формировать умение у ребенка правильно использовать падежные окончания.
Если малыш ошибается, не огорчайтесь, вернитесь к заданиям, которые оказались для него сложными, снова.
Итак, вашему вниманию игровые упражнения к разделу «Существительные. Падежи».
Публикация «Информационный проект „Учимся говорить, понимать, думать“, Раздел „Существительное, Падежи“» размещена в разделах
1. Игровое упражнение «Венок»
Подготовить предметные картинки из серии «Цветы». Педагог предлагает детям помочь Зайчику сплести венки для своей подружки из цветов. Показывает предметную картинку и говорит : «Зайчик плетет венок из…». А дети должны продолжить предложение, называя цветы. Например.
Зайчик плетет венок (из чего) … ромашек.
Зайчик плетет венок (из чего) … одуванчиков.
Зайчик плетет венок (из чего) … васильков. И т. д.
Каждое предложение нужно обязательно проговорить вместе.
2. Игровое упражнение «Нет кого?»
Подготовить предметные картинки из серии «Домашние животные. Детеныши». Педагог, показывая картинку, задает вопрос. А дети должны продолжить предложение, называя предметы, как в единственном числе, так и во множественном. Например.
Хозяйка покормила (кого) … цыпленка (цыплят).
В лесу волк напугал (кого… зайчонка (зайчат).
Мама налила молока (кому) … котенку (котятам).
Папа принес сена (кому) … теленку (телятам). И т. д.
Каждое предложение нужно проговорить вместе.
3. Игровое упражнение «Кого или что?»
Подготовить предметные картинки из разных серий. Это могут быть цветы, животные, птицы, люди и т. д. Педагог, показывая картинку, задает вопрос. А дети продолжают предложение, отвечая на вопрос. Например.
Теленок пьет (что) … молоко.
Доярка доит (кого) … корову.
Грач строит (что) … гнездо.
Кошка катает (что) … клубок.
Библиотекарь выдает (что) … книгу. Шофер ведет (что) … машину. И т. д.
Каждое предложение обязательно проговорить вместе.
4. Игровое упражнение «Я готовлю сам»
Подготовить предметные картинки из серии «Овощи», Фрукты», «Посуда», «Продукты». Педагог предлагает детям внимательно посмотреть на картинки. И начинает рассказ: «Зайчик решил помочь своей маме сварить обед. Для этого он достал две кастрюли. В одной будет вариться суп, в другой – компот. Давайте поможем Зайчонку приготовить обед, правильно распределив продукты.
В красную кастрюлю мы будем складывать продукты для борща, а в зеленую – для компота».
Когда все продукты разложены и проверены, педагог спрашивает: «Мы сварим борщ (из чего… Мы сварим компот (из чего) …». Ребята перечисляют.
5. Игровое упражнение «Для чего и для кого?»
Приготовить ряд предметных картинок, которые будут соответствовать этому игровому упражнению. Педагог задает детям вопросы, а ребята выбирают и называют картинку, которая поможет закончить предложение. Например.
Чайник нужен (для чего… чая.
Кофейник нужен (для чего) … кофе.
Салатник нужен (для чего) … салата.
Конюшня нужна (для кого) … лошади.
Коровник нужен (для кого) … коровы.
Скворечник нужен (для кого) … скворца. И т. д.
Каждое предложение проговорить вместе.
6. Игровое упражнение «Веселые рифмы»
Педагог предлагает детям послушать стихотворение и сказать, какие слова в нем отвечают на вопросы «С кем?», «Кем?», «Чем?».
С белкой пляшет бегемот,
Грустно смотрит серый кот –
Он сметаною объелся,
У него болит живот.
Машет веером варан,
Молотком стучит баран,
Подметает шваброй ежик
Усом крутит таракан.
7. Игровое упражнение «Чем я могу помочь?»
Приготовить ряд предметных картинок, которые будут соответствовать этому игровому упражнению. Педагог задает детям вопросы, а ребята выбирают и называют картинку, которая поможет закончить предложение. Причем предметы должны отвечать на вопрос «Чем?». Например.
Я могу пилить (чем) … пилой.
Ем котлеты (чем) … вилкой.
Намыливаю руки (чем) … мылом.
Рисую (чем) … карандашом.
Вещи я глажу (чем) … утюгом. И т. д.
Каждое упражнение проговорить вместе.
8. Игровое упражнение «Забавные рифмы»
Педагог предлагает детям послушать стихотворение и назвать слова, которые отвечают на вопросы «На чем?», «В чем?».
Вот на лавке мышка спит,
На полу паук молчит,
В паутине бьется муха,
А в углу комар звенит.
На пеньке змея шипит,
На заборе жук жужжит,
В чистом поле лошадь скачет,
На болоте выпь кричит.
Машу вижу я в окне,
Белка спит в своем дупле,
На мосту сидит лягушка,
Бабка-ежка на метле.
9. Игровое упражнение «Как сказать правильно»
Педагог предлагает детям послушать и найти правильный вариант. Например.
Брошка на воротнике или в воротнике?
Заплата на рукаве или в рукаве?
Платок в кармане или на кармане?
Кошка на диване или в диване?
Яблоко на ветке или в ветке?
Птица в гнезде или на гнезде?
Ягоды в корзине или на корзине?
Варежки в руках или на руках?
Вот небольшой подбор игровых упражнений в данном разделе. Удачи всем!