Лучший педагог года

Инновационная деятельность в образовательной среде ДОУ

Людмила Боева
Инновационная деятельность в образовательной среде ДОУ

(на примере профориентационной подготовки старших дошкольников)

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования образовательного процесса детского сада.

Педагогическая инновация в педагогическом словаре определяется как «целенаправленное изменение, вносящую в образовательную среду стабильные элементы (новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Публикация «Инновационная деятельность в образовательной среде ДОУ» размещена в разделах

В. А Сластенин считает, что «инновация применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка» Существенной особенностью инновационной деятельности, является то что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития личности.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.

Есть различные направления развития инновационных процессов в дошкольном учреждении

Инновации в управленческой деятельности :

Инновации в технологиях :

Инновации в работе с кадрами :

Инновации в работе с детьми :

Инновации в предметно-развивающей среде :

Инновации в содержании образования :

адаптация и внедрение новых программ;

разработка индивидуальных программ образования;

организация дополнительных образовательных услуг.

И мы хотим предложить инновацию в содержании образования ДОУ : разработка и внедрение новых индивидуальных программ образования.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Детский сад является первой важной ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий через игру – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.

Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастающего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали: Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталлоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Г. Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Гальтон.

Анализ подходов к проблемам профориентации и самоопределения вскрывает разнообразие исторически сложившихся педагогических теорий («структурные теории», «мотивационные теории», концепция свободного развития личности) и направлений: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации» (Д. Дьюи, неопрагматической педагогики (Г. Штейн, М. Скривен, Д. Манн, Ф. Ньюмен, Дж. Гранис).

Более общая проблема ознакомления детей дошкольного возраста со взрослым человеком и воспитания отношения к нему, в т. ч. и к труду взрослых, в течение почти сорока лет (40-е - 80-е г. г.) была предметом исследований многих ученых (И. Д. Власова, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковская, В. В. Кондратова, Ф. С. Левин-Щирина, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, А. Ш. Шахманова).

Изучение значения игровой деятельности дошкольников для ознакомления их с профессиональными занятиями взрослых неразрывно связанно с обращением к теории игры, родоначальниками которой считаются Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт (1887)

Методологические и теоретические основы нашего исследования составляют работы по психолого-педагогическому обоснованию воспитания и развития детей-дошкольников (Л. A. Венгер, С. А. Козлова, В. И. Логинова, Я); и по теории игры (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Е. В. Зворыгина, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконин и др.); личностно-ориентированный подход, разработанный В. А. Петровским, В. В, Давыдовым, И. С. Якиманской; психологические основы профессионализма А. К. Марковой; базовые принципы трудового и профессионального самоопределения, разработанные Е. А. Климовым, И. С. Пряжниковым, В. И. Тюгюнником.

Проводимая профориентационная работа базируется на следующих принципах:

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими, специфически детскими, видами деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной).

Принцип сотрудничества и сотворчества прослеживается в единении взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивая диалогичность взаимодействия, возможность саморазвития каждого.

Принцип учёта возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные вопросы профессиональной ориентации на доступном уровне, неоднократно возвращаясь к ранее изученному материалу на уже более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств направлен на формирование позитивного уважительного отношения к профессиям.

На базе нашего дошкольного учреждения будет огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения. Профориентационная работа является частью рабочей программы детского сада, формируемой участниками образовательного процесса. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с миром профессий.

Целью работы по ранней профориентации является:

- создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на профессии в условиях игровой деятельности.

Задачи по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через изучение, апробацию и внедрение инновационного опыта работы данного направления;

-обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности.

-создание информационного банка ресурсного материала по вопросам ранней профориентации дошкольников.

Эта программа «Мир профессий» для детей старшей и подготовительной группы. В программе предусмотрено четыре линии развития, по полгода на каждое направление.

1. «Мой ребенок –поваренок» или «Кухня»

2. «Мой ребенок – дизайнер» или «Дизайн»

3. «Мой ребенок – исследователь» или «Ученый»

4. «Мой ребенок – Айболит» или «Врач»

Соответствие признакам инновации :

Новизна: состоит в разработке программы по ранней профессиональной ориентации дошкольников по четырем линиям развития, распространении терминологического аппарата предметной области «Профессиональное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту.

Востребованность: При выборе для ребенка профиля школы определяющей могла бы быть обоснованная рекомендация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Однако дошкольное образование в настоящий момент не готово к участию в реализации данного проекта, т. к. не располагает научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т. е. системой раннего профессионального самоопределения.

Реализуемость: Реализуемость любого проекта определяется наличием прямой заинтересованности в результате у всех субъектов, от решений которых зависит его выполнение. Необходимо привлечение, прежде всего, родителей, социальных партнеров. Кроме того, на реализацию проекта не потребуется большое количество финансовых затрат.

Оптимальность: Одним из определяющих условий оптимальности является наличие материальной базы и развивающей среды в ДОУ, что позволит дать детям не только определенные знания, но и практический опыт. Также оптимальность определяется наличием разнообразных форм профориентационной работы, с учетом возрастных особенностей, работоспособности детей. Необходимо активно использовать сайты по профориентации, опыт других экспериментальных площадок города по профориентационной работе с детьми.

Стабильность: Проект считается стабильным, так как он эффективен и финансово реализуем.

Результативность: Программа «Мир профессий» с четырьмя линиями развития и сюжетно-ролевые игры о профессиях значительно повысят представления дошкольников о профессиональной сфере взрослых людей. Расширится общая осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, сформируется определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Наличие устойчивого полезного эффекта: Эффективность проводимой работы зависит от трех основных условий: соблюдения преемственности в формах и методах на протяжении всего обучения в условиях детского сада, учета возрастных особенностей воспитанников и комплексного использования методов профессиональной ориентации.

Публикации по теме:

Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде В современном обществе все более утверждается центральная роль индивида. Человек выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно.

Инновационная деятельность педагогов ДОУ Современный педагог должен уметь перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами.

Опыт работы «Инновационная деятельность в ДОУ» Администрация Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Инновационная деятельность в ДОУ «Что в быту не годится — в игре пригодится» Инновационная деятельность в детском саду Создание лэп- бука по ранней профориентации "Что в быту не годится- в игре пригодится", старший.

Презентация «Фотоотчет «Инновационная и экспериментальная деятельность» В современное время традиционные формы обучения не могут полностью обеспечить весь образовательный процесс воспитанников. Поэтому в процессе.

«Организация образовательного процесса в информационно — образовательной среде детского сада» Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Информационно – коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.

Позитивные изменения в среде развития ребенка Основные тенденции в изменении дошкольного образования произошли и в среде развития ребенка. В соответствии с требованиями к среде развития.

Фотоотчет о предметно-развивающей средеФотоотчет о предметно-развивающей среде создала центр по безопасности разместила материал: лепбук альбомы игры светофор пожарная машина щит по пожарной безопасности плакат.

Взаимодействие педагога и детей в образовательной развивающей среде Взаимодействие педагога и детей в образовательной развивающей среде. Слайд2. В соответствии с федеральным государственным образовательным.

Семинар для педагогов «Буллинг в образовательной среде» Семинар для педагогов «Буллинг в образовательной среде». Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная деятельность в образовательной среде ДОУ
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 15:38
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД