Лучший педагог года

Опыт работы «Инновационная деятельность в ДОУ»

Нассонова Наталия Петровна
Опыт работы «Инновационная деятельность в ДОУ»

«Инновационная деятельность в ДОУ»

Администрация Ленинского района

Муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №150» Ленинского района г. Саратова

Инновационная деятельность

в ДОУ «Детский сад №150»

Подготовила

музыкальный руководитель

Нассонова Наталия Петровна

Инновационная деятельность в ДОУ

Публикация «Опыт работы „Инновационная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им.

Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.

В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций :

• Требования гуманизации образовательного процесса.

• Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрение ФГТ.

• Ориентация на культурно-нравственные ценности.

• Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.

• Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

• Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.

Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет местопротиворечие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационных ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно не достаточно. Существующие подходы к организации методической работы не сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние – инновационное пространство ДОУ.

В связи с этим возникла необходимость разработки программы.

Программа инновационной деятельности в ДОУ

В основе программы лежат такие понятия, как:

Инновационная управленческая деятельность, по мнению Давыткиной Е. В., это деятельность руководителя ДОУ по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, введение нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного образовательного учреждения. Отсюда вытекает определение управленческих инноваций как целенаправленных изменений, связанных с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления руководителя ДОУ, что приводит к развитию системы управления дошкольным образовательным учреждением. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОУ, которая приобретает инновационный характер.

Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между необходимостью развертывания в дошкольных образовательных учреждениях системы инновационной методической работы для повышения профессиональной компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность, и отсутствием в педагогической теории и практике как самого определения понятия «инновационная методическая работа», так описание ее содержания и форм реализации, исследователями данной проблемы Молчановым С. Г., Яковлевой Г. В., была сделана попытка обозначить этот феномен.

Инновационную методическую работу они определили как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:

• определять приоритетные направления инноваций;

• отбирать содержание инновационной деятельности;

• проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;

• описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.

Общая направленность настоящей программы состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Цель программы: Создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования.

Основные задачи программы:

• Повысить уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.

• Стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей.

• Создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов-практиков.

• Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков.

• Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике.

• Произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.

Ожидаемые результаты:

• Повышение качества организации методической работы в ДОУ (переход на инновационную модель методической работы).

• Формирование позитивного имиджа ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи.

• Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.

• Повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию.

• Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.

• Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и их отношения к работе.

• Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

• Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Построение программы основано на принципах:

• Гуманизм (создание в ДОУ эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога).

• Демократизация (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций).

• Научность, аналитическая деятельность.

• Системный подход (сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДОУ).

• Перспективность (направленность на конечный результат).

• Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течении учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации).

• Реальность поставленных целей.

• Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).

• Принцип главного звена (выбор основных целей на определенных периодах времени и этапах инновации)

Диагностический инструментарий:

- Диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной и экспериментальной деятельности в систему методической работы ДОУ.

- Результаты диагностирования, самодиагностики профессиональной деятельности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей.

- Комплексный анализ методической работы за год.

В процессе реализации программы используются следующие методы:

• изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, нормативных и инструктивных документов;

• анализ имеющегося опыта по теме;

• теоретическое моделирование;

• методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т. д.);

• использование ИКТ в организации инновационной методической работы;

• метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.

Общее (стратегическое руководство) осуществляет заведующий.

Координацию программного и научно-методического обеспечения инновационной деятельности, а так же проектировку, оперативную коррекцию, контроль осуществляет старший воспитатель.

Оперативное выполнение – педагоги ДОУ.

Направления развития инновационных процессов

1. Инновации в управленческой деятельности :

• программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг;

• создание единой программы управления инновационной деятельностью в ДОУ;

• широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием ДОУ;

разработка Концепции развития ДОУ, Основных общеобразовательных программ ДОУ;

• изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение его новых форм, делегирование контрольных функций;

• создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;

• развитая система самоуправления за счет создания коллегиальных органов, созданные из числа педагогов-новаторов, совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого и научно-исследовательского аспектов.

2. Инновации в работе с педагогическими кадрами:

• создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ;

разработка программы формирования кадрового потенциала;

разработка педагогами индивидуальных программ педагогического поиска;

• индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;

• использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, стажерские площадки, педагогические проекты, использование ИТК-технологий и т. д.);

• самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т. д.);

• обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);

• использование педагогами инновационных авторских технологий;

• дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.

3. Инновации в содержании образования

• адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ;

разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий;

• организация дополнительных образовательных услуг.

Работа по каждому из инновационных направлений осуществляется в четыре основных шага:

1. Поиск новых идей:

- создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;

- выявление инновационных потребностей ДОУ;

2. Формирование нововведения:

- формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;

- апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы» педагогических коллективов ДОУ;

- подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;

- разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

3. Реализация нововведения:

- обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов (кроме коллектива «опережающей группы») ДОУ района;

- мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;

- исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.

4. Закрепление новшества:

- разработка презентационных материалов;

- распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.

МДОУ «Детский сад № 150» реализует следующие направления инновационной деятельности :

• Маркетинговые исследования

• Проектный метод

Инновационные объединения педагогов (матричные подразделения)

• Тьюторство (работа тьютора по научно-методической работе)

• Организация деятельности районной опорной площадки в рамках проекта сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений Кабанского района.

• Экспериментальная деятельность

Публикации по теме:

Опыт работы «Исследовательская деятельность в ДОУ» Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес В Федеральном государственном образовательном.

Конспект доклада на стендовую сессию «Педагогическая инновационная деятельность в ДОУ» Конспект доклада на стендовую сессию «Педагогическая инновационная деятельность в ДОУ - одно из условий повышения качества воспитательно.

Опыт работы «Конструирование в ДОУ»Опыт работы «Конструирование в ДОУ» исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование.

Опыт работы по апробированию новых форм работы с родителями в ДОУ. Маршруты выходного дня Для успешной реализации Программы ФГОС должны быть обеспечены ряд психолого-педагогических условий, одним из которых является «Поддержка.

Опыт работы по обучению ПДД в ДОУ Кутовенко Рита Ивановна Опыт работы по обучению ПДД в ДОУ По дороге в детский сад Мы пойдём с тобой, малыш. Улыбаясь светофору, Влево, вправо.

Опыт работы по здоровьесбережению в ДОУ Представление опыта работы по здоровье сбережению на семинаре «Технологии здоровьесбережения» воспитателя подготовительной группы Арнаутовой.

Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ»Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ» Оздоровительная работа в ДОУ Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино Калужская обл. Одной из главных.

Педагогический опыт инструктора по ФК. Ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы Уважаемые коллеги, современная система образования требует от нас новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в.

Опыт работы «Портфолио дошкольника — инновационная технология развития успешности ребёнка по ФГОС» «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. От новорождённого до меня – страшное расстояние», - говорил известный писатель Лев Толстой.

Сообщение из опыта работы «Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников» «Дом не стоит без фундамента. Дерево не растет с подрубленным корнем. Человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Инновационная деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 15:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД