Получи документы

Инновационная педагогическая деятельность «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Галина Сильнова
Инновационная педагогическая деятельность «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность опыта обусловлена потребностью в воспитании и развитии личности детей дошкольного возраста, способных к социализации, обладающих высокой нравственностью, проявляющих доброту, отзывчивость, скромность, терпимость, уважительное отношение к другим людям, традициям и культуре своего и других народов.

Публикация «Инновационная педагогическая деятельность „Нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Это объясняется тем, что в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но реже восхищаются и удивляются, чаще проявляют равнодушие и черствость.

Существует и другая важная проблема. Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растет число детей с отклонениями в развитии. Заметен рост нарушений, проявляющихся в агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожных расстройствах, искажениях процессов социализации.

Сталкиваясь с этими проблемами, в процессе работы с детьми, ищешь способы их коррекции, преодоления или устранения. Поэтому самый короткий путь на преодоления личностной незрелости, агрессивности, повышенной невротичности, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения – это путь через социально-нравственное воспитание дошкольников.

Перспективность опыта состоит в том, что через усвоение и овладения нравственными качествами ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, что немаловажно для жизни в нашем обществе.

Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта

К теме нравственного воспитания я обратилась не случайно. О важной закономерности, нравственного воспитания, пишет отечественный педагог В. А. Сухомлинский: «Если человека учат добру, учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

В дошкольный период ребенок наиболее открыт эмоциональному переживанию духовным ценностям. Поэтому я, заинтересована в гармоничном развитии ребенка, организую воспитательный процесс, в котором значимой становится личность ребенка. Помогаю ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии. Развиваю в дошкольниках понимание явлений действительности с позиции нравственно-этических норм. Развиваю устную речь, творческое мышление, воображение дошкольников.

Предлагаю рассказы, стихи, сказки, творческие задания к ним, использую систему вопросов, игр – которые направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. С помощью поучительных историй, бесед, анализа текста, игры, групповых дискуссий, театрализации, рисунка – стимулирую мышление, фантазию детей, подталкиваю их к осознанию собственных эмоций и переживаний окружающих.

Развиваю у детей культурное наследие и воспитываю бережное отношение к нему с раннего детства. В результате сопоставления взглядов великих педагогов просветителей духовенства, психологов, опыта коллег с собственными проблемами в работе с дошкольниками была выдвинута следующая педагогическая идея опыта : личностное развитие, полная социализация ребёнка невозможна без формирования нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей. Формирование нравственности у детей должно развивать способности принимать осознанные решения в отношении поведения людей в обществе.

Изучение основ нравственности, должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Именно поэтому, проработав в детском саду, я пришла к убеждению, что воспитание без нравственной основы неполноценно.

Прежде чем начать работу, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме, проведя анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что, несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят : усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.

Концептуальность

В своей работе предполагаю сформировать у детей социально-нравственную позицию. Иными словами – основной целью работы по данной теме является формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей, с помощью которых они могут «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

Опыт работы по данному направлению опирается на требования Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», - 2016. – 352с.

Исходя, из этого, вытекают задачи:

• повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и в семье;

• повысить общую социальную зрелость детей. Снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми;

• развивать и закреплять нравственные представления и навыки эффективной их реализации в общении, игре, на занятиях;

• овладения навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте.

Объект исследования: дети дошкольного возраста. При работе с детьми используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Использую следующие принципы организации воспитательнообразовательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основной характеристикой деятельности можно считать сочетание обучения и нравственного воспитания, интеграцию нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Наличие теоретической базы опыта

Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались : Р. С. Буре, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, С. А. Козлова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко. Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы нравственного развития дошкольников освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

Мною изучена следующая методическая литература:

1. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет / Г. Н. Жукова. – М. : Гном и Д, 2000. – 64с.

2. Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников / Л. В. Кузнецова. – М. : ТЦ Сфера, 2003. - 64с.

3. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» / В. И. Логинова. – СПб. :Детство-пресс, 2000. – 324с.

4. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду / В. И. Логинова. - СПб. :Детство-пресс, 2000. – 126с.

5. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников / А. Лопатина. - М. : Амрита-Русь, 2011. -112с.

6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2009. - 208с.

7. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 208с.

8. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации / В. И. Петрова. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 72с.

9. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович. – М. : ВАКО, 2006. -160с.

Оптимальность и эффективность среды

Для реализации цели и поставленных задач, использую методики, которые являются структурными элементами целостной системы социально-нравственного воспитания дошкольников.

Основными структурными единицами системы являются:

• Целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в ДОУ ( методики: «Утреннее приветствие», «Доска настроений»);

• Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей : тревожности, беспокойства, агрессивности ( методики: «Сонные игрушки», «Доска настроений», «Самомассаж», «Объединяющие игры с воспитателем»);

• Целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении, игре, на занятиях («Фея Добра», «Правила нашей группы», «Клубочек»);

• Насыщение нравственным содержанием занятий по основным образовательным областям (Занятие по социально-нравственному воспитанию «Мы друзья-товарищи», Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб» и др.);

• Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания (Психологическая гостиная).

В рамках дополнительного образования, являюсь руководителем доп. образования по нравственному воспитанию «Что такое хорошо и что такое плохо», провожу занятия с детьми по разработанной мною авторской программе.

Занимаясь, нравственным, воспитание детей, разработала педагогический проект «Сказка – как средство формирования нравственных представлений дошкольников».

Результативность опыта

С помощью систематической работы по нравственному воспитанию, я достигла следующих результатов:

Введение целостной и мотивированной деятельности сплотило детей, способствовало формированию внимательного отношения друг к другу;

Использование «сонных игрушек» решило проблему с дневным сном: дети перед сном были возбуждены, крикливы, долго не могли заснуть, сон был непродолжительным. С «сонными игрушками» дети уже спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали. Самомассаж помог не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию;

«Доска настроения» и «Фея Добра» помогли педагогу лучше понимать детей, вместе с ними радоваться успехам;

Насыщение нравственным содержанием занятий и целенаправленная работа в этой области стимулирует развитие и закрепление нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении, игре, на занятиях;

Привлечение к этой работе родителей способствовало улучшению семейных взаимоотношений.

Рекомендации по использованию

По практической направленности материалы опыта могут быть использованы в деятельности педагогов ДОО.

Также опыт предоставлен в публикациях на сайте www.maaam.ru

Ссылка на мой блок https://www.maam.ru/users/Galo4ka5

Распространяю свой опыт, выступая на различных мероприятиях города и республики:

- В ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования». Выступление «Актуальность нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;

- ГБУДПО «МРИО». Образовательный форум «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования : опыт, проблемы, перспективы». Доклад

«Нравственное воспитание детей в современном мире».

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Нравственное воспитание детей -одно из ведущих направлений работы в ДОУ» Нравственное воспитание детей – одно из ведущих направлений работы в Детском Оздоровительном Учреждении. Дошкольный возраст - период активного.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная педагогическая деятельность «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 января 2023 в 15:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД