Галина Сильнова
Инновационная педагогическая деятельность «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность опыта обусловлена потребностью в воспитании и развитии личности детей дошкольного возраста, способных к социализации, обладающих высокой нравственностью, проявляющих доброту, отзывчивость, скромность, терпимость, уважительное отношение к другим людям, традициям и культуре своего и других народов.
Публикация «Инновационная педагогическая деятельность „Нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Это объясняется тем, что в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но реже восхищаются и удивляются, чаще проявляют равнодушие и черствость.
Существует и другая важная проблема. Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растет число детей с отклонениями в развитии. Заметен рост нарушений, проявляющихся в агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожных расстройствах, искажениях процессов социализации.
Сталкиваясь с этими проблемами, в процессе работы с детьми, ищешь способы их коррекции, преодоления или устранения. Поэтому самый короткий путь на преодоления личностной незрелости, агрессивности, повышенной невротичности, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения – это путь через социально-нравственное воспитание дошкольников.
Перспективность опыта состоит в том, что через усвоение и овладения нравственными качествами ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, что немаловажно для жизни в нашем обществе.
Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта
К теме нравственного воспитания я обратилась не случайно. О важной закономерности, нравственного воспитания, пишет отечественный педагог В. А. Сухомлинский: «Если человека учат добру, учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».
В дошкольный период ребенок наиболее открыт эмоциональному переживанию духовным ценностям. Поэтому я, заинтересована в гармоничном развитии ребенка, организую воспитательный процесс, в котором значимой становится личность ребенка. Помогаю ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии. Развиваю в дошкольниках понимание явлений действительности с позиции нравственно-этических норм. Развиваю устную речь, творческое мышление, воображение дошкольников.
Предлагаю рассказы, стихи, сказки, творческие задания к ним, использую систему вопросов, игр – которые направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. С помощью поучительных историй, бесед, анализа текста, игры, групповых дискуссий, театрализации, рисунка – стимулирую мышление, фантазию детей, подталкиваю их к осознанию собственных эмоций и переживаний окружающих.
Развиваю у детей культурное наследие и воспитываю бережное отношение к нему с раннего детства. В результате сопоставления взглядов великих педагогов просветителей духовенства, психологов, опыта коллег с собственными проблемами в работе с дошкольниками была выдвинута следующая педагогическая идея опыта : личностное развитие, полная социализация ребёнка невозможна без формирования нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей. Формирование нравственности у детей должно развивать способности принимать осознанные решения в отношении поведения людей в обществе.
Изучение основ нравственности, должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Именно поэтому, проработав в детском саду, я пришла к убеждению, что воспитание без нравственной основы неполноценно.
Прежде чем начать работу, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме, проведя анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что, несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят : усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.
Концептуальность
В своей работе предполагаю сформировать у детей социально-нравственную позицию. Иными словами – основной целью работы по данной теме является формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей, с помощью которых они могут «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Опыт работы по данному направлению опирается на требования Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», - 2016. – 352с.
Исходя, из этого, вытекают задачи:
• повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и в семье;
• повысить общую социальную зрелость детей. Снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми;
• развивать и закреплять нравственные представления и навыки эффективной их реализации в общении, игре, на занятиях;
• овладения навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте.
Объект исследования: дети дошкольного возраста. При работе с детьми используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Использую следующие принципы организации воспитательно – образовательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основной характеристикой деятельности можно считать сочетание обучения и нравственного воспитания, интеграцию нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Наличие теоретической базы опыта
Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались : Р. С. Буре, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, С. А. Козлова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко. Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы нравственного развития дошкольников освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.
Мною изучена следующая методическая литература:
1. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет / Г. Н. Жукова. – М. : Гном и Д, 2000. – 64с.
2. Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников / Л. В. Кузнецова. – М. : ТЦ Сфера, 2003. - 64с.
3. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» / В. И. Логинова. – СПб. :Детство-пресс, 2000. – 324с.
4. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду / В. И. Логинова. - СПб. :Детство-пресс, 2000. – 126с.
5. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников / А. Лопатина. - М. : Амрита-Русь, 2011. -112с.
6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2009. - 208с.
7. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 208с.
8. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации / В. И. Петрова. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 72с.
9. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович. – М. : ВАКО, 2006. -160с.
Оптимальность и эффективность среды
Для реализации цели и поставленных задач, использую методики, которые являются структурными элементами целостной системы социально-нравственного воспитания дошкольников.
Основными структурными единицами системы являются:
• Целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в ДОУ ( методики: «Утреннее приветствие», «Доска настроений»);
• Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей : тревожности, беспокойства, агрессивности ( методики: «Сонные игрушки», «Доска настроений», «Самомассаж», «Объединяющие игры с воспитателем»);
• Целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении, игре, на занятиях («Фея Добра», «Правила нашей группы», «Клубочек»);
• Насыщение нравственным содержанием занятий по основным образовательным областям (Занятие по социально-нравственному воспитанию «Мы друзья-товарищи», Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб» и др.);
• Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания (Психологическая гостиная).
В рамках дополнительного образования, являюсь руководителем доп. образования по нравственному воспитанию «Что такое хорошо и что такое плохо», провожу занятия с детьми по разработанной мною авторской программе.
Занимаясь, нравственным, воспитание детей, разработала педагогический проект «Сказка – как средство формирования нравственных представлений дошкольников».
Результативность опыта
С помощью систематической работы по нравственному воспитанию, я достигла следующих результатов:
Введение целостной и мотивированной деятельности сплотило детей, способствовало формированию внимательного отношения друг к другу;
Использование «сонных игрушек» решило проблему с дневным сном: дети перед сном были возбуждены, крикливы, долго не могли заснуть, сон был непродолжительным. С «сонными игрушками» дети уже спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали. Самомассаж помог не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию;
«Доска настроения» и «Фея Добра» помогли педагогу лучше понимать детей, вместе с ними радоваться успехам;
Насыщение нравственным содержанием занятий и целенаправленная работа в этой области стимулирует развитие и закрепление нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении, игре, на занятиях;
Привлечение к этой работе родителей способствовало улучшению семейных взаимоотношений.
Рекомендации по использованию
По практической направленности материалы опыта могут быть использованы в деятельности педагогов ДОО.
Также опыт предоставлен в публикациях на сайте www.maaam.ru
Ссылка на мой блок https://www.maam.ru/users/Galo4ka5
Распространяю свой опыт, выступая на различных мероприятиях города и республики:
- В ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования». Выступление «Актуальность нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;
- ГБУДПО «МРИО». Образовательный форум «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования : опыт, проблемы, перспективы». Доклад
«Нравственное воспитание детей в современном мире».