Лучший педагог года

Инновационные методы и приемы, используемые учителем-логопедом при коррекции психо-речевых проблем дошкольников

Вера Жемчужникова
Инновационные методы и приемы, используемые учителем-логопедом при коррекции психо-речевых проблем дошкольников

В настоящее время в педагогическом мире идет активное становление и развитие нового интегративного направления в образовании – нейропедагогика, которая претендует стать ведущим направлением 21 века. Учеными доказано, что методы нейропедагогики, в содружестве с традиционными,способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении нарушений высших психических функций, позволяют на 35% быстрее справиться с речевыми проблемами ребенка. А это как раз соответствует основному критерию «инновационности» - повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Публикация «Инновационные методы и приемы, используемые учителем-логопедом при коррекции психо-речевых проблем дошкольников» размещена в разделах

Поэтому используемые мной на логопедических занятиях методы и приемы нейростимуляции сенсомоторного и интеллектуального базиса речи можно смело считать инновацией в образовании.

Методология нейропедагогики базируется на положениях, согласно которым формирование высших психических функций ребенка зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон, от характера физиологической активности сенсорных систем, от сформированности межсенсорных связей, что является базовой основой системогенеза психической деятельности.

Многие из вас используют в своей работе некоторые методы и приемы, о которых я буду рассказывать сегодня, о некоторых – возможно, вы только слышали, а о некоторых узнаете только сегодня.

Технология нейропсихологической стимуляции имеет трехуровневую систему, основаннуюна трех функциональных блоках мозга

(по А. Р. Лурия) :

• энергетический блок (блок регуляции тонуса и бодрствования) - подкорковые образования, мозжечок, образования верхнего ствола. Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет.

• когнитивный блок (блок приема, хранения и переработки информации) - теменная область, затылочная область, височная область. Формируется от 3 до 7 лет.

• блок программирования, регуляции и контроля. - преимущественно лобные доли. Формируется от 7 до 15 лет. Полное созревание лобных долей происходит только к 20 годам.

Для детей с нарушением развития первого блока мозга характерны следующие признаки:

повышенная истощаемость, утомляемость, вялость

колебание активности во время занятия,

гиперактивность,

наличие синкинезий, (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время рисования)

нарушение непроизвольного компонента внимания

медленное выполнение практических работ,

колебание темпа и успешности деятельности во время занятия,

нарастание ошибок к концу работы,

быстро перестают воспринимать информацию на занятии, начинают отвлекаться, вертеться, мешать другим, ронять все со стола.

аллергии в самых разнообразных проявлениях;

повышенная частота заболеваний,

это дети невротики, т. к. реагируют на любой стимул окружающего мира

гипо- или гипертонус мышц артикуляционного аппарата, мелкой и крупной моторики

сужение полей зрения; слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз.

Дети с проблемами в развитии второго блока мозгаотличаются нарушениями:

зрительного, слухо-речевого, тактильного восприятия,

памяти, внимания, пространственных представлений,

межполушарного взаимодействия.

У детей с недоразвитием третьего блока мозга страдают три функции – цель, программа, контроль. Они испытывают:

трудности планирования и планомерного выполнения действия,

нарушена самоорганизация,

произвольный компонент внимания,

их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности,

повышенную отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения,

наблюдается тенденция к упрощению любой программы. Они не могут решать смысловых задач. В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений,

у этих детей крайне бедная речь.

Осознав высокую эффективность использования нейропсихологических приемов, я прошла курсы повышения квалификации по данной тематике, прослушала множество вебинаров ведущих специалистов в этой области, перечитала огромное количество литературы. И сегодня, опираясь на научные положения, проведенную диагностику нейропсихологического развития детей (технология нейропсихологической диагностики Архиповой Е. Ф., ни одно мое занятие не обходится без применения нейроприемов.

В нашем ДОУ коррекционная деятельность логопеда проходит в таких формах: индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия влогопедическом кабинете; в музыкальном зале проходят логоритмические занятия и фронтальные интегрированные занятия совместно с педагогом-психологом.

Как известно, основное логопедическое «оружие» при коррекции звуков – это артикуляционная гимнастика. Для повышения эффективности при проведении артикуляционной гимнастики под музыку, мы включаем метод биоэнергопластики, кинезиокомплексы и элементы су-джок терапии.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Этот метод способствует развитию у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяет почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Доказано, что эффективность исправления дефектов звуков вырастает в 2 раза, т. к. работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Для повышения заинтересованности детей в этом виде деятельности мы используем игровые персонажи, перчатки, счёт, стихи и обязательно музыкальные произведения.

Кинезиокомплексы – комплексы специальных упражнений,объединенные в кинезиологические сказки. Этот метод позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, повышает пластичность детского мозга, обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, помогает ребенку активно развиваться, более полно использовать ресурсы своей психики, способностей. Не сразу наши дети овладевают этими упражнениями, часто «пальчики не слушаются», одной рукой получается сделать движение, а другая отстает, или получается не правильно, пальчики неловкие, движения не согласованные, не точные, пальчики быстро устают. Для ознакомления с упражнениями отводится некоторое время, каждое упражнение закрепляется, доводится до автоматизма, когда ребенок без зрительной опоры сможет сложить пальчики по образцу логопеда, удержать позу руки, плавно, без синкинезий переключиться на следующее движение, повторить серию таких движений, а в итоге под счет, под музыку. Тогда только мы соединяем упражнения, объединив их единым сказочным сюжетом. Вначале сказки очень простые, к концу коррекции сказочные сюжеты становятся сложнее.

В пальчиковые тренинги включаем элементы су-джок терапии. Это позволяет воздействовать на биологически активные точки на ладони ребенка, что способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию. С помощью шаров – «ежиков» и «волшебных» колечекдетям нравится массировать пальцы и ладошки. Комплексы с использованием су-джок терапии у нас подобраны к каждой лексической теме.

Для разнообразия проведения пальчиковых тренингов внесли в них усложнение – пальчиковые игры на ускорение. Такие игры развивают не только мелкую моторику, но и тренирует у детей переключаемость, координацию движений, межполушарное взаимодействие, память, внимание. Например, игра «Готовим пельмешки» можно использовать при изучении лексических тем «Посуда» и «Продукты питания». Под музыку пропеваем слова и выполняем соответствующие движения. Каждый последующий раз темп музыки увеличивается, соответственно увеличивается скорость выполнения движений.

Известно, что одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Учеными доказано, что ритм – это мощный аспект работы подкорковых структур мозга, что способствует формированию устойчивых нейронных связей между всеми отделами в коре головного мозга. Развитие ритмичности является неотъемлемой частью коррекционной работы. Высокую эффективность в развитии чувства ритма показал используемый нами на занятиях прием «Звучащие жесты» – это элемент Орф-педагогики. «Звучащие жесты» - это игра звуками человеческого тела:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Опыт показал, что «Звучащие жесты» - самое эффективное средство в развитии ритмического чувства детей, т. к. оно развивает через движение и мышечные ощущения человека. В качестве средств, кроме ударов по поверхности собственного тела с проговариванием и музыкальных инструментов, используем и обычные предметы, которые издают звуки: обычные ложки, пластмассовые стаканчики, кубики, баночки. Этот прием даёт ребёнку эмоционально-двигательную разрядку, положительные эмоции, снимает напряжение мышц, а ритмичное постукивание/похлопывание формирует чувство ритма, помогает развитьслуховое восприятия, внимания, позволяет отработать быструю переключаемость.

Например, на постоянном ритуале приветствия используемупражнение «Здравствуй…»или упражнение «Колобок».

Интересным и эффективным в работемне показалось направление ИЗОРИТМИКА, которая помогает ребенку развивать координацию рука-глаз и плавное ритмичное произнесение в соответствии с движением руки. На индивидуальных занятиях я использую технологию «Зарисовка стихотворений на поддоне с манкой», а для занятий дома даю задания на листе бумаги, когда автоматизируем в словах поставленный звук. Здесь очень важно проговаривать слова и рисовать одновременно. При этом в коре головного мозга одновременно включается большое количество зон: моторная, зрительная, височная, теменная, лобные зоны, т. е. активно включаются нейроны тех отделов головного мозга, которые помогают сформировать новые компенсаторные обходные нейронные связи, способствующие коррекции звукопроизношения.

Следующий прием - дермография - рисование и письмо на ладошках и теле ребенка. На начальных этапах мы используем только рисование геометрических фигур и наиболее простых знакомых предметов (солнышко, снежинка, домик, елочка и пр.). Этот прием стимулирует тактильное восприятие детей, что оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Такое рисование помогает высвободить накопившуюся творческую энергию, выразить свое «Я», проговорить свои ощущения.

Нейродорожки. Изготовлены самостоятельно или приобретены в магазине. Структура дорожек разная. Здесь происходит рефлекторная стимуляция стопы при ходьбе. Прохождение по этим дорожкам развивает сенсорный опыт ребенка, помогает развить пространственное восприятие (ведь нужно сориентироваться в своем теле, в пространстве, правильно выбрать правую или левую ноги, внимательность, устойчивость, координацию, тренирует равновесие. Кроме того, подключаю при прохождении дорожек выполнение артикуляционных упражнений с выполнением движений руками и произнесение изолированного звука или слогов/слов на автоматизируемый звук. Чаще всего передвижение по дорожкам происходит под ритмичную музыку или под счет.

Также для повышения мотивации и стимулирования желания ребенка заниматься и достигать положительных результатов нами совместно с педагогом-психологом было приобретено и изготовлено множество нейропособий и нейротренажеров.

1. Двуручные и магнитные лабиринтыразвивают межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию, формируют пинцетный и пальцевой захват. Всегда подключаем к движению речь.

2. Различные игры-нейротренажеры. Все они отлично развивают мажполушарные связи, зрительно – моторную координацию,самоконтроль, внимание, память, усидчивость.

а) «Цветные ладошки». Под определенную ритмичную мелодию ребенку предлагается нажать своей ладошкой то на левую, то на правую цветную ладошку, то на круглую деталь кулачком.

б) «Шарики со стрелками». Ребенок пальчиками обеих рук вращает разнонаправлено разноцветные шарики в соответствии направлении стрелок на карточке.

в)«Веселые резиночки».Необходимо надеть цветные резиночки на свои пальцы так, как показано на схеме, но вначале определит последовательность действий и на какую руку.

г) «Разноцветные перчатки». На каждый пальчик перчатки приклеен цветной кружок. На правой и левой руке последовательность цветных кружков не совпадает. Перед ребенком выкладываются карточки с кружками такого же цвета, что и на перчатках и предлагается одновременно на обеих руках согнуть пальчики в соответствии с порядком выложенных карточек. Освоив этот навык, подключаем речь.

д) «Послушные пальчики». Обе кисти кладем на круги таким образом, чтобы каждый палец соответствовал одному из цветов палитры. Одновременно приподнять пальчик левой и правой руки в соответствии цвета, указанного на карточке. Усложняем это упражнение при организации работы в парах.

е) Использование игрушки-анистресс Pop-it «Две руки». Предлагаю ребенку выполнить какое-либо артикуляционное упражнение и при этом двумя руками одновременно нажимать «пузырьки-пупырки», тем самым определяя условное время удержания статической позы упражнения.

3. Карточки и таблицы для развития кинетического компонента и реципрокной формы движения мелкой моторики + оречевление.

При регулярном выполнении этих упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций.

4. Цифровые нейротаблицы (модифицированные таблицы Шульте)

На таблицах рядом с цифройстоит значок. Необходимо произносить название цифры и выполнять действия, которое обозначает рядом стоящий значок: либо присесть либо хлопнуть в ладоши над головой. Можно использовать в качестве физминутки, но лучше – в начале занятия.

Ребенок показывает цифры от 1 до 9, расположенные вразброс. Рядом с цифрой стрелка, указывающая вверх или вниз. В соответствии с этим ребенок должен поднять/ опустить язык.

Два поля с цифрами от 1 до 9, расположенными вразброс. Ребенку предлагается указательными пальчиками обеих рук одновременно указывать цифры по-порядку и при этом произносить заданный речевой материал.

Известный многим из вас тренажер – нейроскакалка, который мы включаем в интегрированные занятия и на занятия по логоритмике. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. Не все дети способны сразу овладеть этим навыком, но интерес проявляется у всех. Сегодня это тренажер есть в каждой группе детского сада и почти все дети овладели навыком пользования ею. На логоритмике с использованием нейроскакалки мы отрабатываем некоторые речевые навыки, а также включаем ее в игры соревновательного характера.

Это далеко не все методы и приемы нейростимуляции сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, которые я применяю на своих занятиях.

Подходя к завершению своего выступления хочу оговориться, что нейро- эти методы и приемы станут лишь тогда, когда будет проведена индивидуальная диагностика каждого ребенка, будет выявлена конкретная проблема и эти приемы будут точечно нацелены на конкретно выявленную проблему. Здесь требуется специальная подготовка как в овладении диагностическим материалом, в правильной трактовке результатов диагностики, так и в подборе наиболее эффективных приемов. Педагоги без специальной подготовки могут использовать предложенные мной методы и приемы просто как развивающие.

Опыт показал, что в результате систематического использования инновационных технологий, в моем случае – это использование приемов и методов нейростимулирования на логопедических занятиях, у детей отмечается:

положительная мотивация к занятиям,

положительная динамика коррекции звукопроизношения и речи в целом,

повышение речевой активности и формирования коммуникативных способностей,

снижение утомляемости,

стабилизация нервно-психического состояния и эмоционального фона.

Публикации по теме:

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем Мастер-класс на РМО педагогов-психологов "Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем дошкольников".В.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Опыт работы по взаимодействию с учителем-логопедом в группе раннего возрастаОпыт работы по взаимодействию с учителем-логопедом в группе раннего возраста В раннем возрасте, когда у детей речь еще не сформирована, помощь учителя-логопеда крайне важна для формирования у малышей воздушной среды,.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы и приемы, используемые учителем-логопедом при коррекции психо-речевых проблем дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 11:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД