МААМ-картинки

Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ

Наталья Чупрова
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ

Дошкольное воспитание

Тема опыта: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.

Автор опыта: Чупрова Наталья Александровна, старший воспитатель ГБДОУ НАО «Детский сад п. Красное»

РАЗДЕЛ 1

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Публикация «Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ» размещена в разделах

Свою профессиональную деятельность воспитатель осуществляет в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении НАО "Детский сад п. Красное", расположенном в Ненецком автономном округе п. Красное ул. Пролетарская, д. 11.

Педагогический коллектив дошкольного учреждения состоит из 18 человек, с которыми была проведена предварительная диагностика с целью выявления возможностей и затруднений педагогов.

Уровень саморазвития педагогов изучался с помощью анкеты ("Факторы, стимулирующие развитие педагогов", листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа деятельности воспитателей.

В ходе диагностического обследования выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей в результатах собственной деятельности.

Для оценки образовательного процесса был проведен опрос родителей с целью установления обратной связи. Результаты опроса показали, что педагог, по мнению родителей, должен быть не только образованным (100%, любящим детей (95%, но и владеть инновационными технологиями (80%). 70% родителей отметили важность наличия квалификационной категории у воспитателя.

Проанализировав полученные данные диагностического обследования, была спланирована методическая работа, направленная на повышение профессионализма педагогов учреждения.

Актуальность опыта

Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. В результате содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного пространства определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ.

Как отмечают В. А. Сластенин, Л. С. Подымова способность создавать и реализовывать новое, - это ничто иное, как инновационный потенциал педагогического коллектива. В инновационном режиме содержание педагогической деятельности претерпевает изменения, приводящие к существенным отличиям от традиционной педагогической деятельности. Технологии педагогической работы усложняются, так как современные информационные технологии, требуют дополнительных знаний и умений от педагога. При инновационном подходе в ходе педагогического процесса центральной фигурой выступает ребенок с его активностью и изобретательностью. В традиционной педагогической деятельности центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Современные реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность, развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.

Ведущая педагогическая идея опытазаключается в определении наиболее эффективных инновационных методов работы с педагогами и повышение их профессиональной компетентности.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по май 2018 года.

1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-ноябрь 2016 г.

2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2016 г. - март 2018 г.

3 этап: заключительный (контрольный) - март 2018 г. - май 2018 г.

На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.

На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с педагогами с применением инновационных методов.

На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной системы.

Диапазон опыта.

Диапазон представленного опыта - система работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.

Теоретическая база опыта

Анализ современных источников по проблеме применения инновационных методов старшим воспитателем показал, что в качестве основной цели деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ выступает : создание системы работы с педагогами, которая способна повысить их уровень профессиональной компетентности.

В качестве основных требований к современному педагогу выступает не только его профессиональная компетентность, но и креативность, а также готовность к использованию и созданию инноваций.

Уровень мастерства педагогов, причем постоянно повышающий, выступает одной из приоритетных направлений методической работы, занимающей значимое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Методическая работа, ее содержание взаимосвязаны с результатами деятельности педагогов ДОУ и обеспечивают непрерывный процесс совершенствования каждого педагога.

Для организации эффективной деятельности педагогов ДОУ и оказания им эффективной методической помощи эффективны такие традиционные формы, как

семинары-практикумы;

творческиемикрогруппы;

повышение квалификации;

работа в едином образовательном пространстве;

эстафета передачи педагогического мастерства.

Стоит отметить, что традиционные формы работы при использовании инновационных дополняются новым содержанием и отказываться от них с внедрением новых форм не целесообразно. И те, и другие методы дополняют друг друга.

Методическая работа в каждом дошкольном образовательном учреждении строится на базе основной образовательной программы учреждения. Кроме того, учитывается план реализации региональной инновационной площадки.

При подведении итогов проводится анализ педагогической деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ педагогов ДОУ, а также анализ педагогической деятельности с родителями и администрацией. Данные мероприятия позволяют выявить затруднения, проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, намечаются перспективные направления работы для дальнейшей деятельности, отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса, квалификация и мастерство педагогов учреждения.

Инновационная методическая работа - это часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, а сами инновационные методы имеют практико-ориентированный характер, позволяют интегрировать в образовательный процесс результаты инновационного опыта, а также результаты новых научных исследований.

Инновационные методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:

носят опережающий характер;

обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах;

оснащение педагогов способами и средствами педагогической деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие воспитанников.

Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет интегрировать повышение квалификации с помощью внедрения современных научных исследований и передового педагогического опыта.

Новизна опыта заключается в создании системы работы с педагогами с использованием инновационных методов.

РАЗДЕЛ 2

Технология описания опыта

Постановка цели и задач деятельности.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:

проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ;

создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;

создать систему мероприятий по корректировки содержания и форм педагогического процесса.

Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОУ.

Методической основой послужили источники К. Ю. Белой, Н. В. Елжовой, С. М. Оберемок, В. И. Савченко, Т. В. Хабаровой, А. Н. Чернышевой.

В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:

индивидуальный подход;

практическо-деятельностный подход;

системный подход.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в следующих направлениях (таблица 1) :

Таблица 1

Основные направления работы с педагогами

№ направление содержание

1 Диагностика компетентности Наблюдение за деятельностью педагогов;

Тестирование и анкетирование;

Коллективные наблюдения;

Экспресс-опросники педагогов и родителей;

Самоанализ деятельности

2 Практическая Индивидуальная консультативная помощь начинающим педагогам;

Проведение методических мероприятий (семинары, практикумы, мастер-классы)

3 Координационная Контроль и оценка работы по обеспечению образовательного процесса и освоение воспитанниками программы, утвержденной в ДОУ

4 Организационная Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме;

Организация курсовой переподготовки;

Организация и подготовка педагогов к выступлениям на методических мероприятиях разного уровня с целью распространения педагогического опыта;

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в вопросах участи в образовательном процессе

5 Мотивирующая Стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи (грамоты, благодарности, премирование из стимулирующего фонда)

Результатом диагностического обследование выступило создание диагностических карт возможностей и затруднений педагогов (приложение 1).

Для контроля деятельности воспитателей использовались листы самооценки с выделением компонентов анализируемого явления (приложение 2).

Педагогическое наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.

Для системного информативного сбора и обработки используемых методических разработок педагогам было предложено оформить в электронном виде "Паспорт педагога", отражающим всю информацию участия педагога в методической и инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации. Паспорт позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений, проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей, так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.

Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОУ работа велась по следующим направлениям:

1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение, регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;

2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;

3) использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами :

проектная деятельность;

мастер-классы;

творческие площадки;

банк инновационных идей;

педагогическая "копилка" мастерства;

стажерские площадки;

педагогический ринг;

дебаты;

симпозиумы.

Все методы, означенные выше способствовали обновлению образовательного процесса, задавали благоприятные условия для самореализации каждого педагога.

Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых разработок, исследований в сфере педагогики.

В качестве основных инновационных методов использовались следующие (см. таблицу 2)

Таблица 2

Инновационные методы работы с педагогами

№ форма характеристика

1 Коучинг-сессия ("Методический вояж", "Эффективные вопросы", "Возможности использования интерактивных средств в образовательном процессе в ДОУ", "Возможности без границ", "Креативные и инициативные" Метод тренинга позволяет достичь осознания новых позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности

2 Педагогический мастер-класс Трансляция опыта, его активное обсуждение, творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности, присвоение опыта

3 Ярмарка педагогических идей Представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами

4 "Вечер вопросов и ответов" Проводился раз в квартал, так как педагогам дается не менее месяца обдумать и представить вопросы наиболее актуальные в образовательном процессе за данный период. Все вечера классифицировались по темам, так как на некоторые вопросы педагоги сами могут найти ответ, а некоторые вопросы требуют разъяснения специалистов.

5 "Методический ринг" ("Развитие педагогического потенциала в свете современных инноваций", деловые игры в форме мозгового штурма) Совершенствовались профессиональные знания, развивались знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретался опты коллективной работы, обобщались знания о средствах обучения и воспитания дошкольников

6 "Педагогический КВН" Создавался благоприятный психологический климат в коллективе, активизировались имеющиеся теоретические знания и практические умения

7 "Методический мост" Дискуссии, к котором привлекались педагоги других образовательных учреждений, руководители методических объединений, родители. В результате осуществлялся обмен педагогическим опытом, осуществлялось распространение инновационных форм обучения и воспитания

8 "Решение основных педагогических задач" (педагогические ситуации) Знакомство с особенностями педагогического процесса, характером деятельности педагога и ребенка, изучение системы взаимоотношений "педагог-воспитанник", "педагог-родители", "родители-ребенок"

В качестве методов организации работы старшего воспитателя с педагогами выступали :

активные;

имитационные и неимитационные;

игровые и неигровые;

методмодерации, позволяющий создавать коллегиальную обстановку, когда решение конкретной задачи осуществляется в процессе работы;

технология открытого пространства, когда каждый участник активно включен в процесс, в результате создается возможность сотрудничества и осуществляется обмен идеями;

методSWOT - анализ слабых и сильных сторон; данный метод применялся на отдельных педсоветах и "Вечерах вопросов и ответов", когда определялись вопросы для обсуждения, коллектив при этом делился на подгруппы по принципу случайной выборки;

метод кейсов применялся во время проведения ситуационной деловой игры и позволял воссоздать условия и динамику образовательного процесса;

метод конкретных ситуаций включал в себя ситуации-иллюстрации (описание конкретных случаев из практики, ситуации-упражнения (составление плана конспекта, заполнение таблицы по усвоению воспитанниками определенного раздела программы и т. д.); ситуации-оценки (анализ разрешенной проблемы); ситуации-проблемы (разрешение конкретных случаев из практики).

Подобранная система инновационных методов работы с педагогами позволила сплотить коллектив и привела к повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ.

РАЗДЕЛ 3

Результативность опыта

На сегодняшний день можно сказать, что у автора опыта сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению у них профессиональной компетентности, уровня самообразования. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:

положительная мотивация педагогов к профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на 40%);

рост активности в подготовке различных методических мероприятий (55%);

курсовая подготовка за три года увеличилась на 60%;

увеличились совместные разработки и реализации проектов с детьми (50%);

количественное соотношение полученных квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения (30%);

мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;

удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась, о чем показал опрос (100% удовлетворены деятельностью).

Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности учреждения.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Библиографический список

1. Белая, К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К. Ю. Белая. - М. : Сфера, 2014. - 128 с.

2. Виноградова, Н. А., Микляева, Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: Сфера, 2008. - 188 с.

3. Давыдова, О. И., Майер, А. А., Богославец, Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб, 2008. – 170 с.

4. Кораблева, С. В., Мифтахова, О. А. Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности / С. В. Кораблева, О. А. Мифтахова // Народное образование. Педагогика. - 2015. - №2. - с. 23-26.

5. Тимофеева, Л. Л., Майер, А. А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. – М., 2013. – 96с.

6. Шаманская, Н. К. Интерактивные методы / Н. К. Шаманская // Дошкольное воспитание. –2008. - №8. –с. 24-27.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 18:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД