Приложение МААМ

Инновационные практики создания мотивации к совместной коррекционно-развивающей деятельности у детей с ТНР

Султанова Лилия
Инновационные практики создания мотивации к совместной коррекционно-развивающей деятельности у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационные практики создания мотивации к совместной коррекционно-развивающей деятельности у детей с ТНР, имеющих вторичные нарушения коммуникации и социализации.

Тяжелые нарушения речи отрицательно сказываются на формировании личности ребенка в целом, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. У детей с дизартрией например, эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативность, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе. Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально - волевой сферы. Чаще всего для них типичны снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная, суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.

Публикация «Инновационные практики создания мотивации к совместной коррекционно-развивающей деятельности у детей с ТНР» размещена в разделах

Таким образом, у большинства детей с ТНР наблюдается нарушение коммуникации, проблемы социализации и очень низкая мотивация к занятиям. Часто такие дети тяжело вступают в контакт, что затрудняет процесс проведения коррекционно- развивающей работы.

И сейчас я хотела бы поделится, с теми технологиями и методами, которые я применяю в своей работе для вовлечения детей на занятие и для того чтобы сделать занятия более интересными и полезными.

И начать я хотела бы с вовлекающих игрушек, т. е игрушки которые привлекают внимание и интерес ребенка.

1. Игрушка – «Котик». Автор Елена Ершова создатель сайта Sillopop.com умные игрушки, которые очень нравятся детям. Это пальчиковая игрушка, которую я отношу к категории вовлекающих игрушек. Он просто может быть соведущим занятия. Детям он очень нравится. Сначала обычно присматриваются, постепенно начинают вступать в контакт, через некоторое время начинают уже просить котика, сами засовывают пальчики и в какой то уже момент не Маша выполняет задание, а котик выполнят задание. Здесь также есть возможность дать сенсорный опыт указательному и среднему пальцу. Вот этим активным пальцам, когда вы делаете разные дорожки для котика и он по ним шагает – шершавые, скользкие, мокрые, гладкие, холодные могут быть. Его также можно использовать как лексический материал.

Сделан он из фетра. Я вообще люблю фетр, т. к у него большая цветовая палитра, высокая износостойкость, практичность, гипоаллергенность, разнообразие способов использования.

Следующая игрушка, которая также очень нравятся детям. Это «Гусь». Точнее гуси. Жили у бабуси 2 веселых гуся. Гусей можно использовать как вовлекающие игрушки, для любого возраста, для обрабатывания слогов, для постановки танцев (пальчиковые игры) и конечно же для разыгрывания диалогов.

Для установления контакта с детьми я также использую цветные камушки «Марблс». Если ребенку тяжело войти, сложно успокоится и его необходимо немного «заземлить», то можно ему предложить мешочек с цветными красивыми камушками, он их может по началу перебирать рассматривать, также из камушек можно разложить дорожки, по которому пройдет тот же самый котик и тд.

Также к категории вовлекающих игрушек я хотела бы отнести такую игрушку как «Волчок». Казалось бы это всем знакомая игрушка, о котором все знают. Но наши современные дети очень часто удивляются, иногда даже для некоторых детей я открываю что- то новое. Когда в 5 лет ребенок видит в первые эту игрушку, он удивляется. И может быть он не хочет заниматься, но он хочет крутить этот волчок и вокруг этого волчка мы начинаем с ним взаимодействовать: он может рычать пока крутится волчок, он может повторять слоги. И здесь мы с одной стороны вовлекаем ребенка в деятельность, с другой стороны развиваем мелкую моторику, потому что не так то легко запустить волчок и не у всех это получается с первого раза. Волчки еще бывают разного уровня сложности. Например, Китайский волчок, который если правильно его запустить переворачивается на противоположный конец оси вращения. Это конечно невероятно для детей, особенно в восторге мальчики.

При работе с детьми с ТНР конечно также важно придерживаться определенной структуры занятий. Я сейчас не говорю про структуру именно конкретного нарушения: например с алалией работаем одной определенной структуре, с дизартрией по другой. Нет, речь не об этом. А про общую структуру для любого возраста и речевого нарушения. Это очень важный момент не только для ребенка, но и для педагога, так как работа без определенной структуры (особенно с детьми с ТНР) ведет к скорому эмоциональному выгоранию. Мне очень нравится структура и идеи проведения занятий Анной Крупининой руководителя и куратора центра «ЛогопеДети», автора многих известных методик работы с детьми с ТНР. По ней очень легко работать.

Структура занятия.

Первое с чего стоит начать – это вход ребенка в кабинет. Вот в психологии есть очень интересный ритуал, ритуал входа и выхода в кабинет. Когда мы предлагаем ребенку способ приветствия. Вот на слайде вы видите план ритуала приветствия, какие можно использовать (можно дать пять, обняться, потанцевать, пожать руки). Такой плакат можно повесить на дверь и ребенок сам выбирает как он будет заходить в кабинет. С этого момента ребенок оставляет все, то с чем пришел и переключается на занятие.

В этот момент можно прочувствовать и понять в каком настроении ребенок, насколько он настроен на занятие. Он расстроен, нерасстроен и здесь вы можете эту связь опять встроить.

Далее при работе с детьми с ТНР я использую визуальное расписание. Они могут быть виде карточек, которые прикрепляются к доске, где нарисованы задания и которые ребенок будет выполнять в той последовательности в котором они расположены. Или могут быть виде дорожек, которые также вы видите на экране. Есть вариант для девочек, и есть вариант для мальчиков. В варианте для мальчиков используется машинка, которая передвигается по цепочке с одного занятия на другое, по мере выполнения задания. Для девочек можно использовать фею или куклу.

Отлично это работает с детьми с сенсорными нарушениями, с детьми у которых нет понимания занятия, нет понимания «сейчас» «потом», и очень низкая мотивация.

Артикуляционная гимнастика. При выполнении АГ я также использую визуальное расписание. Зачеркивание фломастером артикуляционных поз является для ребенка очень сильным мотивационным фактором. Артикуляционная гимнастика может быть в традиционной форме, в игровой форме, а может быть использован интерактивный формат взаимодействия. Здесь конечно у каждого свое мнение, его можно принимать или не принимать. Но то, что он работает это факт. Иногда у детей настолько низкая мотивация и каждая артикуляционная поза настолько трудно дается, что на помощь к нам приходят такие герои как Лиса Алиса и Волшебная девочка.

Следующий блок – это моторные дорожки и пальчиковая гимнастика. Для автоматизации звука в слогах я использую моторные дорожки. Они могут быть из чего угодно: из пенопласта, из обычной губки, белой мишуры как имитация снега и тд. Моторным дорожкам я отвожу также важную роль, так как когда ребенок сидит и повторяет вместе с нами слоги - слог отличный, выходить из кабинета сразу моторный навык теряется. И здесь очень важно логопедию соединять с движением. После таких моторных дорожек, дети чаще всего легче справляются со сложной позицией звука.

Занятие также заканчивается ритуалом выхода.

Для детей с ТНР практически все упражнения, особенно моторные задания («коза», «кулак») нереально сложны для выполнения. И при работе с руками, именно целенаправленными движениями, дети часто начинают зевать, откланяться в сторону. И поэтому перед их выполнением я стараюсь их максимально заинтересовать. Я уже несколько лет работаю с применением данных приемов и техник. Попробуйте и вы. Желаю удачи.

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей НОД для детей старшей группы по теме «Радуга эмоций» Разработали: Таразова И. И., педагог-психолог Мусагитова Л. В., учитель-логопед Задачи: Образовательные: • закрепить умение детей различать.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос»Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Конспект НОД в старшей коррекционно- развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Программное содержание: Развивать творческую.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Ахи-страхи!»Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Ахи-страхи!» Предполагает подгрупповую форму проведения (не более 8-10 детей) и предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные практики создания мотивации к совместной коррекционно-развивающей деятельности у детей с ТНР
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 12:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные практики создания мотивации к совместной коррекционно-развивающей деятельности у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Султанова Лилия (УИ 2005038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД