Наталья Горбунова
Познавательно-творческий проект «Осенние листочки» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии: коллекционирование
Участники проекта : дети: возраст 2-3 года, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : Октябрь -ноябрь
Актуальность проекта : Данный проект обозначает своей главной целью - сформировать у детей умение различать и называть время года осень, ее основные признаки в частности листопад. Реализация проекта проходит совместно с родителями, что способствует более тесному контакту родитель - ребенок. Для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, стихи, загадки, тематические подвижные и пальчиковые игры. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам игры в детском коллективе.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Осенние листочки“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Недостаточный уровень сформированных знаний о понятиях листопад, осень, неумение выделять и описывать данные понятия в речи в силу возраста, а также низкая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.
Цель: Формирование представления у детей о времени года – осень, через использование в воспитательно - образовательном процессе различные виды деятельности.
Задачи:
-Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Создавать условия для ознакомления детей с основными понятиями: осень, листья, листопад, желтый, красный, ветер, пасмурно.
-Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, бесед.
-Увеличить словарный запас детей по данной теме.
Задачи проекта для педагога :
- Разнообразить развивающую среду предметными картинками и наглядно - демонстрационным материалом.
Задачи проекта для родителей :
- Прогулка и наблюдение с детьми в свободное время для обогащения знаний по заданной теме.
- Сбор материала - опавших листьев для изготовления коллективной работы.
Продукты проекта :
- Картотека пособий для проведения проектной деятельности.
- Коллективная работа «Осенний букет»
- Наглядный материал по теме.
- Презентации «Осенние листочки»
Ожидаемый результат:
-Развитие умения у детей узнавать и обозначать в речи понятия: осень, листья, листопад, желтый, красный, ветер, пасмурно.
-Обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов : яркий, бледный, желтый, зеленый, красный, холодный, большой, маленький, ровный и т. д.
-Развитие у детей наблюдательности, познавательного интереса;
- Изготовление коллективной работы «Осенний букет».
Этапы проекта «Осенние листочки»
1 –й этап проекта – Организационно – подготовительный
- Составление паспорта проекта.
- Разработка и подбор методической литературы.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
-Беседы с детьми для выявления знаний по заданной теме.
-Подготовка методической литературы, наглядного материала, игр с использованием дидактического материала.
2 –й этап – Практический (формы работы с детьми)
1. Чтение стихотворений про осень.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень, Листопад».
3. Подвижная игра «Листопад».
4. Дидактические игры «Большие и маленькие листочки», «Собери по цвету» и др.
5. Наблюдение на прогулке за погодой и природой.
6. Пальчиковая игра «Осенний букет» по стихотворению Н. Нищевой.
7. Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Кукла Катя на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
8. Рисование на темы: «Разноцветные листочки»
9. Изготовление коллективной работы «Осенний букет».
Реализация проекта : Беседы с детьми для выявления знаний по теме. Подготовка стихотворений, наглядного материала, игр с использованием дидактического материала, атрибутов для игр
Беседа с родителями о проблеме проекта, задание на выходные: сбор гербария совместно с детьми для дальнейшей реализации проекта. Чтение дома детям стихов и рассказов на тему осень (рекомендованных педагогами)
Консультации для родителей «Осенние прогулки с детьми».
3 –й этап – Заключительный
1. Выставка коллективной работы по итогам проекта.
2. Подготовка презентации «Осенние листочки» для транслирования на родительском собрании.
Итог проекта :
• Умение называть осенние природные явления, показывать их в книжке, на иллюстрациях с изображением осени.
• У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
• Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
• Так же, дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по формированию у детей младшего возраста понятий по теме «Осенние листочки». Проект позволил, на основе интегрированного подхода, реализовать цель и задачи, которые мы перед собой ставили.
Приложение 1 Подвижная игра «Листопад»
Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Материал: осенние листья.
Приложение 2. Картотека стихов «Осень»
Цель: Познакомить детей со стихами об осени.
Приложение 3. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» (по стихотворению Н. Нищевой)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать. (сжимаем – разжимаем кулачок)
Листья березы, (загибаем большой палец)
Листья рябины, (загибаем указательный палец)
Листья тополя, (загибаем средний палец)
Листья осины, (загибаем безымянный палец)
Листики дуба (загибаем мизинец)
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (показываем обе ладошки вверх)
Приложение 4. Наблюдение за листопадом.
Цель: приучать детей видеть многообразие красок золотой осени, познакомить с понятием «листопад», развивать наблюдательность, воспитывать умение радоваться красивому и бережно относиться к природе.
Ход: рассмотреть падающие и упавшие на землю листья, их форму, размер, окрас; рассказать, почему осенью листья опадают с деревьев. Предложить детям собрать красивый букет из листьев, и подарить его маме.
Приложение 5. Дидактическая игра «Собери большие и маленькие листочки»
Цель: Формировать представления о понятии большой и маленький, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание, ориентирование в пространстве.
Ход: Обратить внимание детей на форму и размер опавших листьев. Предложить выбрать из многообразия листьев по одному и разложить их по домикам- большие и маленькие.
Дидактическая игра «Собери по цвету»
Цель: Изучение и закрепление знаний цветов (красный, желтый, зелёный) в процессе совместной игровой деятельности.
Ход: Обратить внимание детей на цвет листиков. Предложить выбрать и соотнести листочки по цвету.
Приложение 6. Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Кукла Катя на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
Цель: Поощрять желание самостоятельно одевать и раздевать куклу, формировать начальные культурно-гигиенические навыки.
Ход: Подведение детей к игре (мотивация детей к игровой деятельности) Распределение ролей. Обговаривание игровых действий, правил игры. Обыгрывание игровых ролей, игровое употребление предметов. Подведение итогов игры (рефлексия)
Приложение 7. Рисование «Разноцветные листочки»
Цель: Расширять представление детей об осенних явлениях в природе через художественное творчество.
Приложение 8. Аппликация на тему: «Осенний букет».
Конспект занятия с детьми раннего возраста. Аппликация из листьев «Осенний букет»
Цель: развивать у детей художественно-творческие способности,
воспитывать терпение, усидчивость и фантазию.
Задачи:
-продолжить развивать у детей интерес к аппликации из природного
материала;
-учить выполнять коллективную работу вместе;
-радоваться общему результату.
Материалы: листья деревьев, клей ПВА, кисточки, салфетки,
игрушка (ёж).
Ход занятия
1. Орг. момент. Приветствие. Дети садятся на стулья.
2. Беседа по теме
- Дети, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Кто это? (Ёжик)
-Давайте поздороваемся с Ёжиком.
-А что у Ёжика в руках? (Корзина)
- Давайте посмотрим, что он нам принёс (Листья)
-А теперь возьмём листочки в руки и поиграем с Ёжиком в игру.
Игра «Ветерок»
(Воспитатель раздаёт вместе с Ёжиком листья и поёт песенку)
Дует, дует ветерок
И качается листок
Красно-жёлто-золотой
Над моею головой
Мы за листиком присели
Из- за листика смотрели
Снова глазки закрываем
И головкой мы качаем.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
-Ой, а вы знаете зачем к нам пришёл ёжик? Он захотел порадовать свою маму и собрать букет из осенних листьев.
-Мы поможем Ёжику собрать букет? (Ответы детей)
3. Практическая работа
-Сколько ярких и красивых листьев нам принёс Ёжик. Сейчас мы будем
собирать букет. Дети наклеивают по одному листочку на вазу. Воспитатель контролирует, как дети наносят клей кисточкой. И обязательно помогает.
4. Итог занятия
-Дети, посмотрите, какой Ёжик довольный. Ему очень понравился букет.
Сейчас он пойдёт домой на лесную поляну и порадует свою маму красивым осенним букетом. Молодцы