Папки-передвижки

Интеграция на занятиях теоретического цикла в ДШИ

Роман Кузичев
Интеграция на занятиях теоретического цикла в ДШИ

Доклад для ММО преподавателя ДШИ им. А. И. Плотнова Кузичева Р. Б.

на тему: «Интеграция на занятиях теоретического цикла в ДШИ им. А. И. Плотнова».

Прежде всего, оговорим лексическое значение слова ИНТЕГРАЦИЯ. Согласно словарю иностранных слов, интеграция (от лат. integration –восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких – либо частей. (Современный словарь иностранных слов. - Спб., 1994.)

Публикация «Интеграция на занятиях теоретического цикла в ДШИ» размещена в разделах

Методологической основой деятельности интеграции является философское представление отдельных сторон, частей, которое должно иметь своей предпосылкой знание природы целого и, наоборот, изучение целого должно опираться на знание свойств его составных частей, элементов. В сфере содержания образования идея интеграции закономерно связана с процессами интеграции – дифференциации, происходящими в науке. Полихудожественное воспитание опирается на положение о том, что каждый ребнок изначально предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он видит, слышит, чувствует, осязает и обоняет одновременно.

Задача учителя искусства формировать способность детей воспринимать мир в художественных образах. Интегрированный подход предполагает использование на занятиях истории искусства не только сведений из области искусства, но также из разных школьных предметов, которые помогут раскрыть явление таким образом, чтобы у ребенка сложилось наиболее полное знание и представление о рассматриваемом (образе, понятии, художнике и т. д.). Предлагаемая детям информация должна опираться на психические возможности детей, их интересы, память, ранее полученные знания из различных источников. Такой подход направлен на формирование общих представлений о гармонии мира и жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставлен этому миру, а является органичной его частью.

Цель интегрированного обучения – научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления; опираясь на динамику и логику рассуждений, составлять свою целостную картину мира. Педагогическими условиями интегрированного преподавания изобразительного искусства являются:

- выход за рамки одного искусства,

- активное включение в традиционные формы обучения современных игровых методов работы,

- привлечение разных видов творческой деятельности,

- перенос акцента с изучения «памятников искусства» на творческую активность самих детей,

- предметно – пространственная основа изучения изобразительного искусства,

Интеграция позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание художественного образования, приводит к изменениям методики преподавания. Понятие интегрированного урока перекликается с понятием межпредметного. Иначе говоря, с практической точки зрения предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение и обогащение спектра получаемой на занятиях информации, а также подкрепление мотивации обучения у учащихся. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях, а также неотъемлемым элементом является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении учащимися основ наук. Формы проведения интегрированных занятий разные : семинары, экскурсии, путешествия и т. д. В текущем году эти формы проходят в онлайн-формате.

В школе искусств я давно и успешно провожу занятия по предпрофессиональной программе «Беседы об искусстве» и «Истории изобразительного искусства». Теорию я сочетаю с практикой. В процессе рассказа по теме урока, наряду с показом слайдов я записываю на доске понятия и делаю схематичные рисунки. Слайды закачиваю с интернета, слежу, чтобы это были оригиналы, а не копии. Текст лекции сочиняю сам, предварительно читаю разные источники информации : книги по истории искусства, Википедию. В практической части, которая занимает примерно от трети до половины времени урока, я вначале, демонстрирую прием работы с материалом, объясняю особенности и последовательность процесса, поясняю, что можно сделать несколько по-другому. На занятии я использую разнообразные материалы: бумагу, картон, карандаши, пастель, скульптурный пластилин и т. п.

Интегрированный урок я бы сравнил с металлургическим производством. Как происходит процесс плавления стали, когда состав насыщается кислородом, в один металл добавляется другие, так и на уроках теоретического цикла возможно интегрировать несколько предметов, соединять различные виды деятельности.

Обозначим некоторые трудности, которые приходится преодолевать педагогу в процессе творчества на интегрированном или обычном занятии. Парадокс современного образования, чем сильнее материальная база, оснащение нашего кабинета, тем дальше ребенок от жизни. Мышление ребенка в основе носит аналитический характер, «мне не нравится рисунок, он испорчен, потому что глаз поплыл». Любая не точно нарисованная деталь в рисунке может вывести юного художника из равновесия.

Далее. В прекрасное далеко, ушло живое восхищение пластическими возможностями материала, его красотой, многообразием форм. Для развития фантазии Леонардо да Винчи подводил своих учеников к грубо оштукатуренной стене, и при боковом освещении направлял их взор на причудливые формы. Я с успехом проводил занятия с природными предметами: морской галькой, смоченной в воде, рисованием коряг, грибов, шишек в натюрмортах и т. д. К сожалению, современный ребенок избалован компьютерными схематичными картинками какого-либо объекта и слабо воспринимает привычный его облик из жизни. Когда он берется рисовать, к примеру, цветок или листок, природный объект изображается схематично, в лучшем случае стилизованным. При выборе конкурсной темы, ученик выберет, то что проще ему нарисовать. К примеру, из двух предлагаемых конкурсов «Времена года» или «Я рисую маму», лишь одна ученица из десяти выбрала рисунок про маму. Почему? Мама родной,близкий человек. Ее черты знакомы ребенку с детства. Однако, нарисовать маму, это изобразить человека, а это сложнее, чем –елку или животное. Основная трудность - в отсутствии желания у ребенка преодолеть трудности, в боязни,что не рисунок не получится. Конечно, есть вещи и объективного характера, например ребенок не умеет распределить время на выполнение работы, иногда спешит, или наоборот затягивает процесс рисования, скучает, поскольку данная тема ему неинтересна.

Интеграцию можно рассматривать не только как процесс, но и как смысл нашего педагогического бытия. Обратимся к истории изобразительного искусства. Она нам являет превосходные образцы для размышления. Высокий Ренессанс. Италия. Фреска Рафаэля «Мудрость, Мера и Сила» из Станца делла Сеньятура», дворцовых комнат Ватикана. Аллегорическая фигура Силы изображена наклоняющей деревце, с которой ангелочек срывает плоды, в ладонь Меры упирается ручки ангела, Мудрость отдала факел в руки ангелочка и он его держит, как самое заветное. Мы свами знаем, что мудрость педагогу приходит с опытом, сила из веры, а мера зачастую нащупывается интуитивно. Тут мы подходим к значению предметов теоретического цикла.

Мне кажется, преподавание теоретических дисциплин воспитывает в детях историческую память, что было сделано до них и почему в истории изобразительного искусства. Ведь наша задача, среди прочих, воспитывать в своих учениках, понимание времени и отношение к прекрасному, и для достижения этой цели нужно уметь интегрировать в учебно-воспитательный процесс разнообразные виды творчества.

Публикации по теме:

«Город детства» из цикла «Моя любимая Москва»«Город детства» из цикла «Моя любимая Москва» В День защиты детей мы, по семейной традиции, посещаем Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах. Этот год не стал исключением. 1 июня.

«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий «Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий. Цель Сохранять и укреплять здоровье детей, создавать положительный.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Интеграция образовательных областей на тему: «Путешествие к звёздам» подготовительная группа Цель: Обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы, представления их о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Конспект занятия познавательного цикла «Мы начинаем КВН»Конспект занятия познавательного цикла «Мы начинаем КВН» Цель: выявление уровня знаний,умений и навыков детей о здоровье и его составляющих. Задачи: выявить представления о ЗОЖ, о дыхательной.

Консультация для педагогов «Интеграция в творчестве» «Интеграция в творчестве» инновационные составляющие в практической реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка».

Последняя сказка из цикла «Староновогодние истории»Последняя сказка из цикла «Староновогодние истории» Заключительная часть Дорогие друзья, пришёл черёд попрощаться с Чудеевым, этим милым русским провинциальным городком, живущим в нашей сумасшедшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция на занятиях теоретического цикла в ДШИ
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 10:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД