Ольга Шестернина
Интегративные методы кинезиологии в работе с детьми с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время увеличилось число детей с речевыми нарушениями различного характера. А ведь правильная речь – очень важное условие для полноценного и всестороннего развития ребенка. Чем лучше у ребёнка речь, тем легче высказать ему то, о чем он думает, тем гораздо шире становятся возможности в познании окружающей его действительности, тем легче и полноценнее развиваются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, психическое развитие осуществляется намного активнее. К тому же сейчас требования к поступающим в первый класс детям высоки. Школьные программы стали сложнее, а материал в них насыщеннее. Ребенок, который идет в массовую школу из группы компенсирующей направленности, может испытывать большие трудности при обучении письму и чтению. Не во всех школах дети могут получить необходимую логопедическую помощь. Поэтому помощь учителя-логопеда детям с речевыми нарушениями чрезвычайно важна и необходима.
Публикация «Интегративные методы кинезиологии в работе с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах
На сегодняшний день доказана тесная взаимосвязь между речевой и моторной деятельностью (работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса. П. Н. Анохина и др.). Многим людям легче что-то запоминать, используя повторяющиеся движения: постукивание карандашом, ходьба, покачивание ногой. А значит, через движение мы можем оптимизировать подготовку к школе детей с общим недоразвитием речи.
Для коррекции речи в помощь учителю-логопеду может прийти такой метод как кинезиология (наука о развитии головного мозга через движение, а именно – образовательная кинезиология. Программа образовательной кинезиологии направлена на обеспечение межполушарного взаимодействия, то есть способность правого и левого полушария к интеграции за счет чего происходит саморегуляция психоэмоционального состояния, активизирует и стимулирует умственные способности. Кинезиологические упражнения позволяют не только активизировать полноценную деятельность как ума, так и тела, но и позволяют управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти упражнения помогают улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, в связи с чем повышается способность ребенка к произвольному контролю. Кинезиологические тренировки влияют на организм человека, благодаря чему происходят положительные структурные изменения. Причем, чем интенсивнее нагрузка (но для данных условий она должна быть оптимальна, тем эти изменения значительнее. Благодаря этим методикам можно не только выявить способности ребенка, которые скрыты, но и увеличить границы возможностей деятельности головного мозга.
Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в одну интегративно целостную систему, формирующуюся в процессе жизни человека. С каждым годом увеличивается количество детей со сниженной активностью левого полушария. Эти дети неспособны усвоить новый материал, не умеют адекватно читать и писать, у них наблюдается в речи перестановка слов, признаков, знаков, явлений. У таких детей может быть «слепота» к целым фразам. Данное состояние называется «дислексия». При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического мышления. Наиболее трудные задания для детей, у которых есть поражение правого полушария (конструктивные, ориентировка в схематическом изображении пространственных отношений, стереогнозис, выполняются большинством детей с дислексией на уровне здоровых сверстников.
Левополушарная недостаточность как на функциональном, так и на морфологическом уровне может быть обусловлена доминированием правого полушария, которое подавляет созревание и функциональную активность левого полушария.
Итак, трудности при овладении чтением у детей связаны с нарушением оптимального взаимодействия между полушариями мозга. У старших дошкольников и у младших школьников в начале учебного года отмечается функциональное превосходство правого полушария над левым. Но к концу первого года обучения левое полушарие становится ведущим. И тогда усвоение чтения происходит без каких-либо осложнений. А вот у детей, обучение у которых начинается с доминирующим левым полушарием, возникает дислексия. При этом темп чтения замедляется, и в то же время ошибок допускается мало.
Нередко дислексии сопутствует и дисграфия. То же самое происходит и с теми обучающимися, которые начинают обучение с правым доминирующим полушарием, но смены в активность полушарий к концу года не изменяется. Тогда случае темп чтения остается относительно высокий, но ошибок ребенок допускает много. В норме смена ведущего по активности полушария в течение года должна происходить с правого на левое. Необходимость смены активности межполушарного баланса связана с тем, что на начальном этапе освоения грамоты, графической символики функционально наибольшая нагрузка падает на системы мозга, ответственные за перцептивную обработку зрительно-пространственной информации (усвоение графем). Для обеспечения наиболее гармоничного развития мыслительной деятельности ребенка необходим дифференцированный подход в подборе корректирующих методик в соответствии с типом асимметрии полушарий.
Все упражнения образовательной кинезиологии разделены на 4 группы, применение которых направленно на развитие трех видов сенсомоторных навыков:
Первая группа включает в себя упражнения, которые пересекают среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Такие упражнения позволяют одновременно работать обоим глазам, рукам, ногам, ушам, интегрировать деятельность двух полушарий мозга и включать механизм единства мысли и движения. В конечном результате ребенок учится двигаться и думать одновременно, может обрабатывать информацию как от целого к частному, так и наоборот, легко пересекать среднюю линию тела, что требуется для свободного овладения чтением, письмом, а также другими навыками.
Вторая группа – это энергетизирующие тело упражнения, т. е. те, что обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Такие упражнения На уровне работы мозга способствуют связи лимбического отдела, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. В результате, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, повышаются навыки организованности.
Третья группа – растягивающие упражнения. Они снимают возникшее напряжение мышц и сухожилий тела. Когда наши мышцы растянуты и находятся в нормальном, естественном состоянии и длине, тогда они посылают сигнал в мозг, что человек принял расслабленное, спокойное состояние и, следовательно, готов к познавательной деятельности. Эти упражнения способствуют связи стволовых отделов на уровне работы головного мозга, тех, что отвечают за реакцию «убегания» и нападения во время стресса, и передних отделов головного мозга, которые отвечают за волевую регуляцию поведения. В общем, такие упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.
Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивный настрой. Они позволяют стабилизировать и ритмировать нервные процессы в организме, а также по-новому взглянуть на тревожащую ситуацию.
- Формы работы с детьми :
- Индивидуальная диагностика (результаты диагностики используются в индивидуальном подходе к ребенку с нарушением речи, в консультировании родителей и педагогов).
- Организованная образовательная деятельность с детьми в группах;
- Индивидуально-подгрупповая деятельность.
- Система коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Кинезиологические занятия с детьми обладают как немедленным, так и кумулятивным (накапливающийся) эффектом, что необходимо для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Такие занятия обязательно должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, а если есть возможность, то и под спокойную музыку. Но если ребенок находится в ситуации стресса, результата от занятий не будет. Результативность зависит от систематической и кропотливой работы. Постепенно объём заданий и сложность упражнений должны повышаться, темп выполнения заданий увеличиваться. Таким образом, расширяется зона ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.
Литература:
1. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. 2007.
2. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Анохин П. Н., Сеченов И. М. Связь и закономерность между физическим и психическим здоровьем детей.
3. Сазонов В. Ф. Особенности пользования коррекционной кинезиологии для оздоровления путем психокоррекции. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке, 2012.
4. Сазонов В. Ф., Безруких М. М. Фарбер Д. А. Программа. Поддержание и сохранение здоровья детей общедоступными методами. 1996.
5. Сазонов В. Ф., Муравьева М. С., Козлова К. В. Влияние функциональной межполушарной асимметрии головного мозга на скорость чтения чисел в цифровом и письменном форматах. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке, 2014.
6. https://kineziolog.bodhy.ru, 2010