Светлана Шишкова
Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
▼ Скачать + Заказать документы
«Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Цель. Формировать представление детей о русской народной культуре, путем формирования всех средств языка.
Задачи:
• Коррекционно – образовательные:
- развивать познавательный интерес к русским истокам: народными традициями, предметами быта, пословицами и поговорками;
- дополнить словарь понятиями «горшок», «кочерга», «утюг на углях»;
- совершенствовать умения звукобуквенного анализа слов;
- познакомить детей с буквой Г;
- закрепить умение делить слова на слоги;
- упражнять в построении связного высказывания.
Публикация «Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя „Скучен день до вечера, коли делать нечего“» размещена в разделах
• Коррекционно – развивающие цели:
- развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух,четкое звукопроизношение, просодию речи, тонкую и общую моторику, творческое воображение, связную речь;
- совершенствовать навык работы с мнемокартинками;
-закреплять умения водить хороводы, исполнять частушки, играть на шумовых инструментах;
-учить старинным народным играм.
• Коррекционно – воспитательные цели:
- воспитывать доброжелательные партнерские отношения, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми.
Технологии:
-использование игровых методов;
-проблемного обучения;
-игровые технологии, направленные на развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления;
-информационные компьютерные технологии;
-проектная технология;
-технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамическая пауза с использованием мнемокарточек, подвижная игра.
Оборудование:
Мультимедийный экран с файловым сопровождением, 2 доски, мел, магниты, предметные картинки с изображением «горшка», «кочерги», «утюга на углях», стол для «музея» (предметы старины, русские народные костюмы на детях и взрослых, столы и стулья по количеству детей, пластилин для лепки, коробочки для звукобуквенного анализа, пирог для угощения.
Предварительная работа:
- работа с родителями по подготовки проектов;
-чтение русских народных сказок;
-заучивание закличек к играм, пословиц и поговорок;
-разучивание игры «Золотые ворота».
Ход.
Дети и учитель – логопед входят в зал.
1 Организационный момент.
Логопед. - Лиха беда - начало.
– Посмотрите, сколько сегодня собралось гостей, давайте им подарим наши улыбки.
(На экране появляется фрагмент мультфильма «Маша и медведь»17 серия)
- Поможем Машеньке и медвежонку Панде подружиться и подробней узнать, что бывало на Руси? (слайд № 2-3)
2. Встеча с Хозяйкой музея Старины. Беседа.
Воспитатель (Хозяйка музея Старины).
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Вы знаете, как называются все предметы и как раньше их использовали?
(Дети с педагогом рассматривают предметы, выдвигают свои версии).
3. Презентации проектов, приготовленные детьми с родителями.
Воспитатель. Дети садятся на лавки и слушают ребят, которые совместно с родителями приготовили сообщения про предметы старины: «горшок», «кочергу», «утюг на углях».
- Какие труды, такие и плоды.
- Дело мастера боится.
- Птицу узнают в полете, а человека в работе
(На экране слайд №4 «Изба»)
u]4 .Игра «Золотые ворота».[/u]
- Делу время, потехе час.
Описание игры
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг на против друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами». (Играют дети и взрослые) (Слайд № 5 «Хоровод»)
5. Характеристика звука Г.
Логопед. - Маленькое дело лучше большого безделья.
- Ребята, сегодня мы познакомились с новыми предметами (словами, а какой звук встречается во всех этих словах: горшок, кочерга, утюг. Дадим характеристику звука [ Г] – согласный, твердый, звонкий.
(Дети показывают при помощи карточек обозначение звука).
6. Звуко-буквенный анализ слов.
Логопед.
- Есть терпенье, будет и уменье.
-Грамоте учиться - всегда пригодиться.
Дети работают со «звуковыми коробочками», определяют место звука [ Г] в словах и соответственно размещают картинки на доске. (Слайд № 6-8)
7. Деление слов на слоги.
Логопед. - Под лежачий камень и вода не течет
Дети при помощи хлопков определяют количество слогов в словах и схематично пишут на доске.
8. Динамическая пауза с использованием мнемотехники «У бабушки Глаши…».
Выполняют дети совместно с педагогами.
-Кончил дело, гуляй смело.
Как у бабушки у Глаши (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову)
Ели гречневую кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).
Каша в печке настоялась и ухватом доставалась (показать, как кашу достают из печи).
Каша вкусная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх,
С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»,
С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»,
С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).
Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»,
Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту!
Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)
У бабушки у Глаши (снова взяться за концы воображаемого платочка!
(Слова народные) (Слайд № 9-14)
9. Знакомство с буквой Г. Лепка из пластилина.
Воспитатель. - Посмотрите, как выглядит буква Г. На какой предмет она похожа? Я предлагаю вам выполнить букву Г из пластилина и украсить ее по вашему желанию.
- Каков мастер, такова и работа.
(Дети лепят из пластилина) (Слайд № 15)
10. Частушки.
Воспитатель. - Орать — не в дуду играть.
- С песней и дело скоро спорится.
-Эй, девчонки- девчушки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки- молодцы,
Озорные удальцы
Выходите петь, плясать, да всех радовать!
Мальчики
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
А у нас во дворе квакают лягушки,
А по лужам босиком прыгают девчушки!
Я нашел себе невесту,
Говорят богатая.
Две подружки у нее
И коза рогатая.
Совы дятла попросили
Очень громко не стучать:
-Нам, дружок, в ночную смену
на работу вылетать!
Потерял наш гармонист гармошечку-трехрядку
И частушки мы поем нынче в схомятку!
Эй, девчонки- хохотушки,
Запевайте вы частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Девчонки.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом зале половицы лопнут!
Выйду, выйду я плясать в новеньких ботинках.
Все ребята говорят, что я как картинка!
(Слайд №16)
Я девчонка боевая
И нигде не пропаду.
С самолета упаду,
Отряхнуся и пойду!
Денег нету на сметану
Только плакать мы не станем.
Ведь сметану без помех
Заменить нам может смех!.
11. Рефлексия.
Логопед. (Выносит пирог). – Вам понравилось наше знакомство с традициями Руси? Как вы думаете, наш медвежонок узнал про Россию новое? На Руси принято угощать гостей.
- Пчелка маленькая, а и та работает.
(Слайд №17-18)
12. Итог занятия.
-Вспомните, о чем мы говорили на занятии, что делали?
- С каким новым понятием познакомились?
- Конец – всему делу венец.
(Слайд №19)