Приложение МААМ

Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные знакомые кристаллы»

Марина Андреева
Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные знакомые кристаллы»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированное открытое занятие

по экспериментальной деятельности в старшей группе

«Удивительные знакомые кристаллы»

Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Публикация «Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные знакомые кристаллы“» размещена в разделах

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.

Предварительная работа:

1. Чтение пословиц, поговорок про сахар и соль.

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

3. Дидактическая игра «Свойства предметов»

4. Беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов.

5. Беседы по технике безопасности.

6. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы: Наглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.

Оборудование: Игрушка Незнайка; мешочки с сахаром и солью; черный картон, лупы, по 2 стаканчика, мерные ложечки, клей ПВА, краски, трафареты цветов – все по количеству детей; емкости под сахар, соль, воду; соль (крупного и мелкого помолов, морская соль, сахарный песок, тростниковый песок, сахар-рафинад, сахарная пудра; чупа-чупсы.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу :

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!

- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!

- Кто уважительно относиться к товарищам, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Я вижу, что у вас тоже хорошее настроение. А вот наш друг Незнайка печальный. У него случилась неприятность. Он купил соль и сахарный песок, пересыпал их в одинаковые мешочки и теперь не знает, что где лежит. Просит вас ему помочь.

Поможем Незнайке?

Дети: Да.

Воспитатель: Для начала мы расскажем и покажем, откуда берутся соль и сахар.

Ребенок: Один из способов добычи соли – соляные шахты. В этих шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят их в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. (Показ слайдов).

Ребенок: Другой способ добычи соли. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны — соляные прессы. По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне. (Показ слайдов).

Воспитатель: Какие виды соли вы знаете? Покажите, пожалуйста.

Дети: Каменная соль, Йодированная соль, морская соль. (показ образцов).

Воспитатель: А теперь мы расскажем, как добывают сахар.

Ребенок: Родина сахара – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. Из сахарного тростника отжимают сок, варят сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получается коричневый сахар. (Показ слайдов).

Ребенок: В северных странах, где не растет сахарный тростник, сахар делают из белой свеклы. Комбайн отделяет вершки от корешков, и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар! (Показ слайдов).

Воспитатель: Какие виды сахара вы знаете?

Дети: сахарный песок, сахар-рафинад, сахарная пудра. (показ образцов).

Физкультминутка:

Ты друзей не обижай,

Не дерись и не толкай.

Мы сейчас пойдём направо,

А потом пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Мы тихонечко присядем,

И немножечко приляжем.

Мы поднимемся тихонько

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ноги

И похлопают ладони.

Повернёмся мы направо,

Не начать ли всё сначала?

Воспитатель: Теперь приступим к исследованию. Предлагаю сесть за столы. Перед вами два мешочка Незнайки. Попробуем на ощупь определить, где находится сахар, а где соль.

Дети пробуют определить.

Опыт 1.

Воспитатель: Высыплем кристаллики в емкости.

Что вы заметили, когда я выполняла это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Дети: сахар и соль – сыпучие вещества.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 2.

Воспитатель: Насыплем в стаканчики каждое вещество и определим цвет.

Дети: одно – с желтоватым оттенком, другое – белое.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 3.

Воспитатель: Дети, имеют ли соль и сахар запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно?

Дети: Сахар и соль – сыпучие вещества, Их нельзя подносить близко к носу.

Дети: Одно вещество пахнет карамелью, ванилью, другое не имеет запаха.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 4.

Воспитатель: Соль и сахар – очень мелкие кристаллы, нам их трудно рассмотреть. Что нам поможет?

Дети: Лупа.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Лупа увеличивает предметы в несколько раз.

Воспитатель: На один край черного картона положите кристаллики одного вещества, на другой – кристаллики другого. На что похожи кристаллики?

Дети: одно вещество имеет форму кирпичиков, другое – форму горошины.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 5.

Воспитатель: Для следующего опыта я предлагаю налить воды и перемешать ложечкой вещество в каждом стакане. Понаблюдайте, что происходит.

Дети: Вещества исчезли. Они растворились.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 6.

Воспитатель: Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду и определить вкус сахара и соли.

Дети: Соль – соленая, сахар – сладкий.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Воспитатель: Вот мы и провели исследования этих полезных кристаллов. Расскажите, в чем сходство и различие соли и сахарного песка?

Дети: Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина.

Проводится игра «Полезные кристаллы». На мольберте прикреплены картинки изображением вниз. Дети их переворачивают и рассказывают, где используется то или иное вещество.

Воспитатель: Чудесные кристаллы соли мы можем использовать не только в медицине, пищевой промышленности, дорожном хозяйстве, с помощью их мы можем создавать красивые картины. Я предлагаю перейти к столу по художественному творчеству. Для начала мы разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

Воспитатель: Ребята, в городе с каким названием живет Незнайка?

Дети: Цветочный.

Воспитатель: Я предлагаю для Незнайки и его друзей выполнить рисунок солью «Цветы».

После нанесения соли на клей воспитатель загадывает загадки:

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает (сахар).

В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда (соль)

Чай мне мама наливает:

— Ты вприкуску, или как?

— Мне совсем не надо чая,

Лучше съем его я так.

(Сахар)

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели (соль)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Незнайка понял, как определять соль и сахар? Кто думает, что он понял, возьмите картинку с конфетой, кто думает, что не совсем понял – картинку с соленым огурчиком.

Незнайка: Ребята, большое вам спасибо за рассказ. Пока вы рисовали солью, сахар превратился в сладкий сюрприз – чупа-чупсы.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воды» Конспект интегрированного нод по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительные свойства воды».

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цели и задачи: - Обогатить.

Конструкт экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Удивительные свойства почвы». .

НОД по исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Эти удивительные ягоды»НОД по исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Эти удивительные ягоды» Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне, клюкве, шиповника и его свойствах.

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающей средой в старшей группе «Птицы» Цели :Образовательная; Продолжать знакомить детей с жизнью зимующих птиц: синицы, воробья, снегиря- среда обитания приметы связанные с повадками.

Открытое интегрированное занятие по по ЗОЖ в старшей группе «Путешествие по Стране здоровья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №109 «Петушок» Г. УЛАН-УДЭ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Путешествие.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование представлений детей об испарении воды и кристаллизации соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование представлений детей об испарении воды и кристаллизации соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование представлений детей об испарении воды и кристаллизации соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли»Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные знакомые кристаллы»
Опубликовано: 28 марта 2017 в 18:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные знакомые кристаллы»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Андреева (УИ 366448) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД