МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

оксана фёдорова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект открытого занятия

по экспериментальной деятельности

в старшей группе

«Удивительные свойства воздуха»

Цели и задачи:

- Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах

- Расширить представления детей о воздухе. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (воздух находится в кожуре фруктов, воздух имеет вес и является проводником звука)

- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

- Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

- Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

- Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

- Активизировать речь и обогатить словарь детей словами: «ученый», «копоть», «загрязненный», «кляксография»

- Способствовать развитию сообразительности, внимания. Развивать мышление.

- Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Методы и приемы:

Наглядный (показ способов действий; иллюстрации).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение, вопросы, художественное слово).

Практический (экспериментирование; физкультминутка, кляксография).

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Материалы и оборудование: мыльный раствор, свеча; рукавички, шприцы, ватман с нарисованными трубами (макет труб, блюдце, ватман голубого и белого цвета, таз с водой, 2 апельсина; чашечные весы, 2 не надутых шара (один с ниточкой, 2 надутых шара на ниточке (один побольше); пустые бутылки и бутылки с разным количеством воды; влажные салфетки.

Предварительная работа:

Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром; наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Занятия детей в мини-лаборатории (проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха). Просмотр видеофильма о загрязнении воздуха.

Ход занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

Ребята, посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.

А теперь покажите мне свои глазки, они у вас такие красивые. Давайте послушаем свое сердечко (определение правой и левой руки). Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

А сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение:

1. Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Всех окутывает нас.

2. Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

- О чем говорится в стихотворении? воздухе)

И я вам сегодня предлагаю продолжить опыты с воздухом. А как называется помещение, где проводят опыты и ставят эксперименты? (Лаборатория) И мы сегодня с вами не зря в белых халатах, ведь вы вновь станете настоящими учеными. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нее проводить опыты.

- А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)

2. Уточнение правил безопасности.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя (предметы со стола берем только с моего разрешения и только те, я назову)

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

3. Выполнение эксперимента.

1) Организация эксперимента

2) Проведение эксперимента

Опыт 1: “Воздух есть в кожуре фруктов“

Ребята на прошлом занятии по экспериментированию с воздухом, мы сделали выводы о том, что воздух везде : вокруг нас, в предметах, он проникает всюду.

- Как вы думаете есть ли воздух, например, в фруктах? (Предположения детей)

- Хотите проверим? Тогда подойдите к столу №1. Посмотрите, перед вами 2 тазика с водой и 2 апельсина. Давайте, один апельсин положим в таз с водой. Что с ним происходит? И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Попробуй, Алеша. А теперь очистим второй апельсин и положим его в воду. Так кто мне поможет очистить апельсин, Василиса, помоги мне пожалуйста. Положим его в другой таз с водой. Скажите, что же происходит с очищенным апельсином? Апельсин утонул!

- Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

- Все просто ребята, в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре апельсина находятся частички воздуха, которые помогают оставаться им на поверхности воды.

Материалы и оборудования: таз с водой, 2 апельсина.

Ну а сейчас перейдем к следующему опыту.

Опыт 2: “Воздух имеет вес“

- У меня в руках два шарика-надутый и не надутый. Исходя из прошлых опытов, мы уже знаем, что находится внутри надутого шара. Так что же?

- Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? (ответы детей)

- Да, можно взвесить. И взвешивают эти шары на чашечных весах.

Сначала мы с вами взвесим два не надутых шара.

- Ну что же какой шар тяжелее? (они весят одинаково)

А сейчас на одну чашечку весов мы положим надутый шар, но т. к. надутый шар не поместится в чашечке, мы уберем эти чашечки.

-Надутый шарик побольше, весит тяжелее.

Вывод: Воздух имеет вес

Материалы и оборудование: чашечные весы, 2 не надутых шара (один с ниточкой, 2 надутых шара на ниточке (один побольше)

Опыт №3 Воздух является проводником звука.

Подуйте над горлышком пустой бутылки. Слышите звук? Звуки распространяются благодаря колебанию воздуха. Когда вы дуете над горлышком, воздух колеблется, дрожит и получается звук. А сейчас налейте в бутылки разное количество воды. Подуйте в них и обратите внимание, меняется ли звук? (ответ детей)

Ребята, чем больше воды будет в бутылке, тем меньше воздуха в ней останется. Меньшее количество воздуха дрожит быстрее, поэтому получается более высокий звук.

Физкультминутка Игра «Пузырь» Давайте возьмемся за руки и образуем небольшой круг. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

«Хлоп! Лопнул пузырь!»

Опыт 4. Может ли воздух помочь рисовать? Предлагаю проверить.

Давайте возьмем шприцы и наберем в них мыльный раствор. Затем небольшими порциями выпустим пузыри на свободу. Эта техника называется кляксография.

- На что похож рисунок?

Воспитатель прикладывает к рисунку нарисованные трубы.

- А так? Рисунок похож на дым, который идет из трубы. Из труб идет черный дым. Когда топятся печи, и появляется копоть – сажа.

Опыт 5. Демонстрирует воспитатель: поджигает свечу, держит над пламенем блюдце, затем показывает образовавшуюся на нем копоть.

- Посмотрите, вот такая копоть (сажа) И такая грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом и в нащ организм, в наши легкие.

Воспитатель показывает макет труб.

- Это трубы «ТЭЦ», которые обогревают наши дома и снабжают их горячей водой. Из этих труб валит грязный дым.

- Как можно спасти воздух от загрязнений? (надо поставить фильтры)

Вывод: Воздух может быть чистым и грязным.

Ребята, давайте вспомним, чем пахнет воздух?

Да, помните, молодцы, собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались, т. е. воздух присваивает себе чужие запахи.

Вот недавно иду я на работу, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала аж до детского сада. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась.

- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).

Итог занятия :

Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте, передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому что понравилось.

Использованная литература:

1. Е. А. Мартынова, И. М Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013. – 333 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Удивительные свойства воздуха» Тема: Удивительные свойства воздуха. Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности. Программные.

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цели и задачи: познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способами его обнаружения;.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. «Свойства воды и воздуха»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. «Свойства воды и воздуха» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе и воде. Образовательные задачи: дать.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства магнита» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительные свойство магнита». Цель: выявить свойства магнита:.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: • учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Конструкт экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Удивительные свойства почвы». .

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: - способствовать.

Проект НОД «Удивительные свойства воздуха». Познавательно-экспериментальная деятельность в старшей группе Проект НОД. Подготовила: Хитренко Елена Владимировна, МБДОУ № 23. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательные области: Познавательное.

«Удивительные свойства магнита». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе .

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 29 января 2017 в 00:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД