Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «А баиньки-баиньки»

Ольга Козырева
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «А баиньки-баиньки»

Цели и задачи:

1. Приобщать детей к русскому народному творчеству (колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, хороводы).

2. Развивать умение использовать в речи детей русский народный фольклор.

3. Эмоционально обогатить детей теплотой народной поэзии.

Предварительная работа:

Дети разучивают на музыкальных занятиях пестушки, потешки, играют в игры и забавы, в которые любили играть их дедушки и бабушки.

Музыкальный руководитель знакомит детей с одним из древнейших жанров русской народной музыки – колыбельной песней, разучивает с детьми песню: «Котя – коток».

Рассматривают иллюстрации русского народного быта: изба со всем её убранством и утварью; народные костюмы, в какие одевались крестьяне в ту пору.

Музыкальный руководитель и воспитатель знакомят детей со старинными словами: супрядка, кужелёк, карагод.

Музыкальный руководитель оформляет для родителей две папки передвижки с темами: «Маме о колыбельной», «О пользе материнской поэзии».

Родители шьют своим детям русские народные костюмы: девочкам – сарафаны, мальчикам – рубахи.

Оборудование:

Элементы оформления зала имитируют горницу русской избы: две люльки-качалки, в них куклы, хохломской стол, самовар, скамейки, деревенские половички, сундучок, вышитое полотенце, гребешок, старинная утварь.

Ход занятия.

Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и делают ей низкий поклон.

Ребёнок: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! Добро пожаловать в мою горницу, милости прошу, проходите, садитесь.

Дети под русскую народную мелодию с танцевальными элементами проходят по залу и садятся на лавочки.

Хозяюшка: Спасибо вам, гости желанные, долгожданные, что пришли. Значит, вам понравилось в моей горнице, раз вы приняли моё приглашение, и пришли ещё раз.

А я давно вас поджидала

Праздника без вас не начинала!

У меня для каждого найдётся

И местечко, и словечко!

Припасла я для вас забавушек на всякий вкус:

Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Всем ли места хватило?

Всем ли слышно, всем ли видно?

Выходит один из гостей.

Ребёнок:

Гостям – то, известное дело, хватило места,

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяюшка: В тесноте, да не в обиде!

Горницу свою я вам уже показывала, а сегодня мы поговорим с вами о старинных колыбельных песнях, попевках, играх и забавах, в которые так любили играть ваши дедушки и бабушки.

Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, - колыбельные – идёт от слова колыбать (качать, колыхать колыбель). В народном обиходе было и название «байка» от глагола байкать (баюкать, усыплять ребёнка).

В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнёт забавляться со своими куклами, как мать её учит правильно «байкать». И этот урок не простая забава матери с ребёнком и он не пропадает даром. В старину были большие семьи. В крестьянской русской семье девочки с 6-7 летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестрёнок, а то и нанимались в чужие семьи. И в 10 лет они уже выглядят настоящими маленькими женщинами: озабоченными, деловитыми (звучит р. н. п. в исполнении музыкального руководителя «Уродилася я»).

Музыкальный фольклор: песни, пестушки, потешки – сопровождал русского человека всю его жизнь. Уже над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых пелось о том, как вырастет ребёнок большим, и как он будет работать в поле, в доме.

На полоске пахарёк,

В тёмном лесе – лесничок,

Станешь птичку ловить

И родителей кормить.

Оказывается, считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить родное дитя:

От всех скорбей,

От всех пакостей,

От зло – человека –

Супостата…

Воспитатель: А вы, ребятки, знаете, какие вам в детстве напевали ваши мамы колыбельные песенки? (Ответы детей). Вот и вы вырастете, и тоже будете петь колыбельные песни своим детям.

Сильна тревога матери за здоровье ребёнка. Слова колыбельных песен во здравие, как правило, обращены к Богородице, божьей милости, Ангелу – хранителю. В колыбельных песнях сон, дрёма желанны и для ребёнка, и для матери. Колыбельные песни приносят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот. Своеобразный помощник матери в её неустанных заботах – домашний кот. С образом кота связан целый цикл колыбельных песен. Много существует колыбельных песенок и потешек, где поётся про кота или сам котик поёт эти песенки. Но не всегда котик может ласкаться и мурлыкать. А каким он может быть? (Ответы детей). Однако, хорошо зная строптивый нрав котов. Матери в своих песнях за баюканье ребёнка сулили в награду коту и «кусочек пирога, и другие подарки». А помните, мы с вами разучивали песенку про кота? Давайте, мы её сейчас исполним.

Дети исполняют песню: «Котя, котенька – коток».

Хозяюшка: Ребята, а вы хотите перенестись в старые времена и оказаться в большом крестьянском доме?

Дети под р. н. мелодию двигаются по залу и снова садятся на лавочки. Звучит фонограмма: крик петуха, плач младенца.

Хозяюшка: Где мои нянюшки? Вот люльки стоят, а в них малы детки лежат. А мне надо деток укачать да убаюкать.

1 Девочка: (наклоняясь над люлькой, ласково)

Кто у нас плачет,

Не получит калачик,

Кто у нас ревёт,

Не получит сухарёк. (берёт «сыночка» на руки)

2 Девочка:

Цынь, цынь, не плачь,

Несёт котик калач,

Недалечко на мостике

Несёт калач на хвостике. (берёт «дочку» на руки)

1 Девочка: (умывая, приговаривает)

Водичка, водичка,

Умой Андрюше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. (сажает куклу на стульчик, вытирает красивым полотенцем)

2 Девочка: (причёсывает куклу гребнем, приговаривает)

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька до пят -

Все волосоньки в ряд,

Расти, коса, не путайся, -

Маму, дочка, слушайся.

Звучит весёлая мелодия: девочки хлопочут, готовя еду, расставляют посуду. Берут своих «деток» на руки, садятся за стол, кормят их и приговаривают.

1 Девочка:

Летите, пижучки,

Несите ватрушки

Нашему Андрюшке.

2 Девочка:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капусту,

Мышки – за корку,

Ребятки – за молоко.

Девочки (вместе): Попили, поели, теперь поиграем, порезвимся. (девочки усаживают своих «детей» на стульчики)

Хозяюшка: Выходите, красны девицы да добры молодцы! Собрались мы позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Сегодня мы будем с вами петь, играть, водить хороводы, какие водили ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми.

Выходит один из гостей.

Ребёнок:

Полно, Дрёмушка, дремать!

Выходи скорей играть!

Нас много, ты один

Спать тебе мы не дадим!

Проводится игра: «Ленок».

После игры другие дети ласкают, пестуют кукол. Берут «деток» на руки, поднимают и опускают, говорят пестушки.

Хозяюшка:

Пока вы ребятушки заигрались.

Ваши детушки раскричались.

Надо их на ручки взять

Приласкать и укачать.

Ребёнок:

Ой, ваш, сынок,

Медовый сахарок,

Румяный пирожок,

Берёзовый душок.

Ребёнок:

Ваша доченька в дому –

Что оладышек в меду,

Что оладышек в меду –

Сладко яблочко в саду.

Ребёнок:

Ой, люшеньки-люшки!

Весело Андрюшке,

Весело живётся,

Вот он и смеётся.

Хозяюшка:

Расступись-ка, народ,

Заведём мы карагод,

Заведём мы карагод:

В нём девица слёзы льёт!

Девочки водят хоровод с цветами: р. н. п. «На улице дождик» (кассета ансамбля «Золотое кольцо»).

Хозяюшка:

Долго мы играли,

Пели, танцевали.

Вот и ночь пришла,

Всем ребяткам спать пора.

Нянюшки-голубушки, укачайте своих детушек.

1 Девочка: (укладывая куклу спать)

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок.

Баю-бай, засыпай…

2 Девочка:

Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрёму навевать,

Стали в дудки играть,

Стала Катя засыпать.

Обе девочки покачивают люльки, а все дети исполняют колыбельную песню. Затем девочки осторожными шагами отходят от люлек и встают к другим детям.

Хозяюшка: Ой, ребятушки, кажется, детки-то заснули. Спасибо вам милые няньки. Вот вам за это баранок связку и конфет пястку. Будьте все здоровы. Мы сегодня посидели,

Отдохнули хорошо.

Много узнали о колыбельных песнях.

А пока что до свиданья,

Приходите в горницу ещё!

Воспитатель: Ну что, ребятки, пора и честь знать. Чтобы деток не разбудить, тихонько надо уходить. Спасибо тебе, хозяюшка за гостеприимство, за внимание и за ласку.

Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, на добром слове. До свидания. Заходите ещё на огонёк. Я вам всегда буду рада.

Под р. н. м. дети уходят из горницы.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Использование фольклора в развитии дошкольников» МБДОУ детский сад № 6 Воспитатель Бочанская Н. В. Краснодарский.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Истоки русской народной культуры» Вид проекта: информационно-творческий, ребёнок, общество и культура; групповой, краткосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети старшей.

Автор публикации:
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «А баиньки-баиньки»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 11:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Мастер-класс. Поделка с использованием бросового материала «Сочное яблочко»
На Кубани во всю спеют фрукты: яблоки, груши, сливы и виноград. Ах! Как вкусны фрукты, собранные с собственных деревьев, сочные, спелые, под солнцем...
Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом»
Летит мой мяч, Летит к тебе, Смотри, не прозевай! Лови его, держи его И снова мне бросай. Эпатова Н. Существует много игр, которые лучше...
Развитие содержания программы ДОО компенсирующего вида
Совершенствование работы по содержанию Программы включает: • тщательное изучение материалов Программы; • корректировка содержания, дополнения, функциональные...