МААМ-картинки

Интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию в подготовительной группе «Край Мордовский — Родина моя»

Нина Александровна Сизикина
Интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию в подготовительной группе «Край Мордовский — Родина моя»

Цель:  Уточнить и расширить представления старших дошкольников о своей республике, её прошлом, быте и культуре мордовского народа.

Продолжать знакомить с инновационными формами работы, способствующими разностороннему и гармоничному развитию детей, находить прекрасное в обычных явлениях природы. Привлечь старших дошкольников к общению на мордовском языке (эрзя языке).

Публикация «Интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию в подготовительной группе „Край Мордовский — Родина моя“» размещена в разделах

Развивать восприятие музыки через интеграцию различных видов деятельности, организацию музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

Задачи:

1. Обучающие: закрепить понятие «малая Родина»; расширить знания детей о Мордовии, столице Саранск и других её городах. Вызвать интерес к родному поселку Чамзинка и другим населенным пунктам, обогащать и активизировать словарь.

2. Развивающие : продолжать развивать связную речь детей; музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.

Пробуждать у детей интерес и стремление к общению на мордовском языке (эрзя языке, к национальным традициям и культуре мордовского народа. Развивать родное музыкальное искусство и музыкальную культуру региона.

3. Воспитательная: воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии с использованием авторского творчества, любовь и уважение к малой и большой Родине в традициях народной культуры, языка, любви к нему, патриотические чувства к Мордовии, бережное отношение к природе родного края.

Интеграция прослеживается в следующих образовательных областях:

«Здоровье» - сохранение физического и психического здоровья.

«Физическая культура» - формирование правильной осанки.

«Социализация» - развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношений со сверстниками.

«Безопасность» - правила поведения в игре.

«Познание» - формировать элементарные представления об окружающем мире.

«Коммуникация» - развивать свободное общение взрослых и детей, развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы» - декламация авторских стихов

«Музыка» - развивать музыкально - художественную деятельность, приобщение к музыкальному искусству русского и мордовского народов, авторским песням.

«Этномузыкальное образование» - эмоциональное освоение народного музыкального искусства.

Материалы и оборудование: компьютерные презентации: «Деревья Мордовии», «Птицы и животные Мордовии», «Достопримечательности города Саранска», «Легенда о рождении мордовского народа»; кукла в мордовском наряде; экспонаты мини – музея «Национальная изба», чугунок с кашей, деревянные ложки, презентация «Героев имена»; видеоролик «Самобытность и культура мордовского народа».

Ход НОД.

Дети входят в музыкальный зал в мордовских национальных костюмах под "Гимн Чамзинского района" (слова и музыка Сизикиной Н. А.)

Встают полукругом.

Муз. руководитель:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Как я рада видеть вас в музыкальном зале.

Собрались все дети в полукруг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг - другу улыбнемся.

Поприветствуем друг - друга:

-Здравствуйте!

Муз. руководитель:

Край мордовский - родина моя.

Край мордовский - дружная семья.

В ней живем, как друг и брат,

А при встрече говорим: "Шумбрат!

1 ребенок: Благодатный мордовский край! Это наша малая родина!

2 ребенок: Шачома край - признаются в любви к нему мокшане.

3 ребенок: Тирень - ёнксонок-ласково и нежно называют его эрзяне.

4 ребенок: Туган илемне яратам!- с любовью говорят о нем проживающие здесь татары.

5 ребенок: Родная, родная Земля,- как клятву верности произносят русские, украинцы, белорусы - потомки поселившихся здесь славян.

Муз. руководитель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

-Верно, Россия.

-А какой главный город России?

-Да, это Москва.

-Как называется наша Республика?

-Мордовия.

-Назовите столицу Мордовии.

-Город Саранск.

-Какие города Мордовии вы ещё знаете?

-Верно, Темников, Инсар, Краснослободск, Ардатов, Рузаевка, Кадошкино.

Муз. руководитель: Мордовия моя - сердце России.

Стихи о Мордовии Сизикиной Н. А. :

1 ребенок. Мордовия! Мой край неповторимый! - Настя К.

Чарует чистота небесной сини.

Ты в сердце удивительно хранимый,

Поэтами воспетый и поныне.

2 ребенок. Мордовия – жемчужина России – Ваня П.

Глазами голубых озер богата.

А земляки в родном краю такие,

Что берегут и чтут Россию свято.

3 ребенок. Мордва и русские в семье счастливой - Ангелина Р.

Венок любви плетут многовековый,

Работают и отдыхают всем на диво.

Открытий много и талантов новых!

4 ребенок. Звучат мелодии задорно, величаво - Клим К.

От Волги-матушки до берегов Суры.

И хочется воскликнуть: «Браво! Браво

Раздольным песням русских и мордвы

Песня "У Мордовии глаза моей Руси" (слова Н. Кузиной, муз. Н. Сизикиной)

1. У Мордовии глаза моей Руси.

Родники звенят и бьются в небо.

Красоту, Саранск, ты миру донеси.

Тем, кто никогда здесь раньше не был.

Припев:

Радуй, Республика, радуй, Мордовия,

Дочь у березовой, светлой Руси.

Гордость державная, наша Мордовия

Вечно с великой Россией расти.

2. А в Мордовии красивый наш народ

Новизною гордо пишет главы,

Прославляет труд и продолжает род,

Удивляя блеском общей славы.

3. Хорошеют наши села, города.

К светлым храмам ни одна дорога

Многолика, многогранна и горда

Ты, Мордовия, во славу Бога.

Муз. руководитель.

Я предлагаю вам посмотреть фильм «Быт и культура Мордовии».

Муз. руководитель.

Любимый край – Мордовии частица,

Ты вечной славой будешь окрылен,

Не устаем тобою мы гордиться.

Ты наше счастье –

Дети: Чамзинский район!

Как называется поселок, в котором вы, ребята, живете?

Ответы детей:

- Чамзинка.

Стихи Н. А. Сизикиной:

Люблю я Чамзинку – чудесный милый край, - Полина Малашкина

Где красками все дивными играет

Что нравится - смотри и примечай.

Всё впечатления большие оставляет.

Мой светлый край, природы чистота. – Полина Грачева

Звон родников малиновкой звенящих.

Все дорого до малого куста

До боли в сердце сладостью томящей.

Люблю я Чамзинку за тот простой уют, - Вита К.

Где в парке можно поиграть и порезвится.

Там праздники с волненьем ждут,

Сияют счастьем родных и близких лица.

Люблю я Чамзинку – в том лести никакой. – Ангелина К.

До боли радостной, неповторимой.

И если говорю: «Еду домой», то значит,

В Чамзинский район любимый.

Муз. руководитель: А я живу в поселке Комсомольский. И вы, конечно же, там не раз бывали.

Муз. руководитель: Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная. И все же коренными жителями являются мордва : эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край и старается сделать его богаче и краше.

Сколько у нас в п. Чамзинка и п. Комсомольский новых построек: большие красивые дома, храм им. Михаила Архангела, железнодорожный вокзал, очень много новых магазинов.

Какие новые постройки вы знаете в п. Комсомольский?

-Дворец Спорта, Ледовый дворец.

Муз. руководитель:

Живет и крепнет малая держава

И мирные ликуют ют небеса

А земляков труды приносят славу

Их рук творенья дарят чудеса.

И, конечно же, красивы люди, которые своим героическим трудом и подвигами украшают свой мордовский край.

Презентация «Герои Чамзинского края». Звучит песня «Героев имена» -слова и музыка Н. А. Сизикиной.

Муз. руководитель: А раньше ничего этого не было. Хотите узнать, ребята, как жили люди раньше? Давайте попросим нам рассказать об этом сказительницу старины Алдуню. А вот и она.

(Входит Алдуня).

Алдуня: Шумбратадо, эйкакшт! Здравствуйте, дети! Шумбратадо, инжеть! Здравствуйте, гости. Давайте с вами познакомимся! Поможет мне в этом мордовская матрешка. Передавая её, вы будете называть свое имя на мордовском - эрзя языке. Встанем в кружок.

«Ты беги, беги, матрешка,

Быстро, быстро в хоровод

У кого в руках матрешка,

Свое имя назовет!

- Кода тонь леметь? («Как тебя зовут?»- спрашивает Алдуня у детей.

Дети: Монь лемем (называют имена)

Алдуня: Вот мы с вами и познакомились на мордовском языке.

А вы знаете, что его название поселка Чамзинка происходит от мордовских слов «чау нза»? В переводе на русский язык это обозначает «пустое место». Когда-то на месте центральной и самой застроенной части поселка было озеро, которое назвали «Байкал». Когда это озеро высохло, образовалось пустое место - «чау нза». Место это и сейчас называют Байкал.

Немало лет прошло, и рабочий поселок Чамзинка стал зеленым, красивым.

Алдуня: Мордва и русские с давних времен живут дружно, любят не только хорошо работать, но и хорошо повеселиться: поют песни, водят хороводы.

Хоровод «Край мордовский родной» (сл. и муз. Н. Сизикиной) - исполняют девочки.

Алдуня: Красивый танец. А где находится Лысая гора?

Муз. руководитель: Алдуня, я живу рядом с Лысой горой, и речка Нуя протекает у подножия Лысой горы.

Алдуня: Ребята, а вы любите мордовские сказки? Назовите их.

Ответы детей: «В лесной избушке», «Как собака друга искала».

Музрук. : Алдуня, а мне очень нравится «Легенда о рождении мордовского народа». Рассказывает:

Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку, и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньку и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ.

Песня Умарина» - Вита Кистанкина.

1. Чувтонь паро умарина,

Чувтонь мазы умарь чувто!

2. Козонь шачнесь умарина?

Козонь каснесь умарь чувто?

3. Покш ки чиресь сон шачокшнось,

Казань ки лангс сон касокшнось.

Перевод с эрзянского:

1. Дерево хорошее яблоня,

Дерево красивое яблонька!

2. Где родилось яблоневое дерево?

Где оно выросло?

3. У большой дороги родилось,

У Казанской дороги выросло.

Алдуня: А какие вы нарядные, на всех мордовские национальные костюмы! Раньше мордва каждый день ходили в мордовских костюмах. А знаете, сколько труда надо вложить, чтобы получилось такое красивое платье? Машин раньше не было, всё делалось вручную. Сначала в поле выращивали лен (это такое растение, из которого изготавливают ткани). Серпами вручную жали, так как не было комбайнов, затем сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками (показывает гребешок). По-мордовски называется «сэме». А вот это как называется, знаете? (показывает на прялку).

Дети: это прялка, чтобы прясть нитки.

Алдуня: Правильно. На такой прялке пряли нитки, а затем на домашнем ткацком станке из этих нитей ткали холсты вот такие (показывает). И нужно было отбелить, отбить, чтобы холст был мягче. Затем мордовские женщины шили рубахи – «панарт» и платья – «руцят» (показывает). А какие мастерицы были! Какие узоры вышивали, какие украшения делали! (демонстрирует мордовское платье). А по праздникам обували сапоги. (Показывает старинные сапожки). Ребята, а вы знаете, как называются лапти по-мордовски?

Дети: Карть!

Алдуня (продолжает) : А раньше на ногах были лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина. Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее в старинных сундуках. В праздники в каждом доме пекли пшенные блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили позу, это напиток такой, как квас. Справляли веселые свадьбы.

Танец с ложками. – Ваня Пивцаев, Настя Кантеева, Игорь Тавторкин, Ангелина Казакова.

Алдуня: А вы любите играть в мордовские игры? Давайте сейчас поиграем в игру «Лавочка». (Под музыку «Луганясо келуня» дети свободно двигаются по залу, пляшут, с окончанием музыки садятся на лавочку, кто не успел занять место, выбывает из игры)

Муз. руководитель: Природа нашего мордовского края прекрасна и летом, и зимой.

Стихи на морд. языке:

«Теле» («Зима») Игорь Тавторкин

Таго телесь тенек сась.

Васень ловне верде прась.

Сутямсь модась.

Кельместь лейтне

Кувсить кальтне ды килейтне.

«Ашо ловнесь» («Снег») Полина Малашкина

Ашо ловнесь, чевте ловнесь

Пры масторов цитни ловнекс

Мон чувтонь койме саинь

Кудов виде ян теинь

Янось ванькс, янось келей:

Садо инжекс, оят, ней!

«Ёлка» Клим Кайминов

Ёлка пиже ёлкине

Ёлка мазый ёлкине

Косо, ёлка, тон косыть?

Кода тон миненек сыть?

-Пиче вирьстэ тыненк сынь

Якшаматясь мартон сась.

Нурдынетнень сон ветясь.

Песня «Мордовская зима» сл. Н. Сураевой-Королевой, муз. Н. Сизикиной.

Стихи Н. А. Сизикиной:

1. ребенок:

Семьей единой здесь живут соседи: - Вита К.

Чуваши, русские, татары и мордва.

И если кто в Мордовию приедет,

Забыть ее не сможет никогда!

2. ребенок.

Мордовия моя – сердце России! - Полина Д.

А значит, Родина для нас одна.

Наш дом – Россия, Великая Россия!

И до чего прекрасная она!

Алдуня: Молодцы, мне очень понравились и стихи, и песни. Я вижу, что вы любите наш мордовский край. Мне с вами было очень интересно. Но мне пора уходить.

Муз. руководитель: А теперь давайте простимся с бабушкой Алдуней.

Дети: До свидания! Вастомазонок! До новой встречи.

Муз. руководитель: Дети, а вам понравилась наше занятие «Край мордовский – родина моя»? (Ответы детей). Сегодня мы с вами говорили о родном Мордовском крае, его прошлом и настоящем.

Что запомн илось больше всего н а зан ятии. Дети выр ажают свое отн ошен ие к зан ятию:

- Пели песни, танцевали, смотрели фильмы о Мордовии, Чамзинке, играли в мордовскую игру «Лавочки», читали стихи о родном мордовском крае, смотрели интересный фильм.

Муз. руководитель: Молодцы, ребята. Давайте прощаться.

Муз. руководитель поет вверх по гамме «До свидан ия».

Дети поют вниз по гамме «До свидан ия» и под песню «Цвети, Мордовия, цвети, моя Россия!» (сл. и муз. Сизикиной Н. А.) уходят в группу.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Зимнее чудо — снежинка» (старшая группа)Интегрированное занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Зимнее чудо — снежинка» (старшая группа) Художественно — эстетическое развитие Познавательное развитии Интеграция. Тема: «Зимнее чудо-снежинка» Старшая группа. Цель: Создание социальной.

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Интегрированное занятие по рисованию в подготовительной группе «Красота подводного мира» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Красота подводного мира» Подготовила и провела: воспитатель по изо-деятельности.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Интегрированное занятие в средней группе «Моя малая Родина — Урюпинск»Интегрированное занятие в средней группе «Моя малая Родина — Урюпинск» Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной. Задачи: -Формировать духовно-нравственного отношения к родному краю, городу, к природе.

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Россия — Родина моя» Тема: «Россия – Родина моя!» Цель. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины.

Конспект НОД по познавательному развитию «Родина-мать — умей за неё постоять» в подготовительной группеКонспект НОД по познавательному развитию «Родина-мать — умей за неё постоять» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Родина – мать, умей за неё постоять» Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Где родной край — там и рай» Цель: Уточнить представления детей о своей малой Родине. Задачи: Образовательные: Формировать элементарные географические представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию в подготовительной группе «Край Мордовский — Родина моя»
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 18:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД