Елена Волгутова
Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по развитию речи детей
среднего дошкольного возраста с использованием
малых форм фольклора
«Путешествие в сказку»
Разработали: воспитатель Волгутова Е. В.
воспитатель Кравцова Н. В.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей :
Утром встали малыши,
В детский сад они пришли.
Вам мы рады как всегда,
Гости здесь у нас с утра.
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнемся гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Слышен плач за дверью
Воспитатель: Кажется, сегодня не все радуются и улыбаются.
В группу заходит гость (в народной рубахе) в руках корзина.
Кто это? Посмотрите, мальчик, да не простой, а сказочный.
- О чём ты плачешь, малыш? Чем ты огорчен?
Сказочный герой (Жихарка) : Я пошел погулять и заблудился, а кто я и из какой сказки не помню. Ребята, помогите мне найти мою сказку и моих друзей.
Восп-ль: Ребята, поможем?
Восп-ль Дорогой гость мы тебе обязательно поможем, но вот только как, что нам для этого надо сделать?
Жихарка: Не знаю
Воспт-ль: А что это у тебя за корзинка?
Жихарка: Какой-то листочек (достает из корзинки 1-й листочек с загадкой.)
Воспит-ль: Это листочек-загадка
Не артист, а голосист.
Не ездок,а шпоры у ног.
(Дети отгадывают).
Воспит-ль : (потешка)
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас может знает потешку про петушка? (дети рассказывают потешки)
Петя зёрнышко нашёл.
В гости воробей зашёл.
Пока Петя песни пел,
Воробей находку съел.
Петя, Петя-петушок,
Золоченый гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.
Восп-ль: Назовите русские народные сказки, где есть петушок
(«Петушок и бобовое зернышко»,«Заюшкина избушка»,«Кот, петух и лиса»).
Жихарка ой ребята я вспомнил ведь это про моего друга петушка. Он тоже со мной в сказке живет. Спасибо вам большое.
А вот следующая подсказка (достаёт из корзинки конверт)
Воспитатель: Чтобы отгадать кто еще живет с тобой в сказке надо сложить картинку.
Дети собирают разрезную картинку «ЛИСА» (ср. у. - 6 ч).
Воспитатель: Ребята посмотрите на лису. Какая она (Хитрая, ловкая)
А давайте покажем какая лисичка?
Танец лисы
Лиска, Лиска, попляши!-
Красоту всем покажи.
Пройдись, лиска, павушкой
По шелковой травушке.
Топни, лиска, лапочкой,
Закружись-ка бабочкой.
Воспитатель: А кто знает потешку про лисичку?
Шла лисичка на базар,
Разузнать почё м товар:
Куры, утки, гусачок,
Что б купить за пятачок.
Восп-ль: Назовите русские народные сказки, в которых есть лиса (Дети называют сказки) «Лисичка сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Колобок».
Жихорка Ой ребята так ведь лисоньку я тоже припоминаю, она меня съесть хотела.
Воспитатель: Ну что ты вспомнил кто ты, и из какой сказки?
Жихарка: Нет
Воспитатель: Ну смотри, что у тебя еще есть в корзинке. (И заглядываю к Жихорке в корзинку). Ой ребятки,
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — (кот)и достает кота из корзинки
Жихорка ой ребята так ведь котик тоже живет в моей сказке. И он очень любит играть в игру «Кот и мыши» хотите поиграть?
Воспит: Ребята, а как нам выбрать кота?
Дети: Считалочкой!
Ушки, глазки, носик, хвостик,
Получился добрый котик,
Он считает до пяти,
Тот, кто пятый выходи.
Русская народная игра «КОТ И МЫШИ»
(координация речи с движением) :
Дети стоят в кругу. «Кот» — в центре круга. Дети имитируют движения в
соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду»,
качают головой – «не дружат» ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота» :
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
Но с котами не дружили.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Нас попробуй, догони!
Воспитатель: Конечно, весело играть. Пора загадку отгадать.
(Жихарка достаёт из корзинки мешочек с ложками)
Миша достань из мешочка, что здесь?
"Сама точеная, А ручка золоченая. "
Про какую ложку эта загадка?
Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая,
пластмассовая, деревянная.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
(варианты детских ответов)
Жихарка ой ребята я вспомнил это же я Жихарка ведь это моя ложка точёная, ручка золочёная. Спасибо вам огромное за то что помогли мне вспомнить кто я, кто мои друзья и из какой я сказки.
Воспитатель: А давайте с вами вместе вспомним сказку Жихарка?
(Рассказ русской народной сказки "Жихарка" с показам слайд-шоу)
Воспитатель: О ком эта сказка (О мальчике, которого звали Жихарка)
Жихарка:Кто ещё жил со мною (петушок и кот)
Воспитатель: Что делал Жихарка, когда кот и петух уходили на охоту?
(обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.)
Воспитатель: правильно, работал по дому- значит домовничал. В народе говорят: «Без хозяина дом плачет». Как вы понимаете эти слова?
(В доме всегда должен быть хозяин)
Жихарка: Кто меня в лес унёс? (лиса)
-А как я перехитрил лису? (никак не мог сесть на лопату)
Воспитатель: Какой же ты Жихарка маленький, удаленький, находчивый и сообразительный
Покажем, какой он… (Проводится физминутка).
Жихарка наш молодец,
Жихарка наш удалец!
Подметёт, наварит щей,
Угостит своих друзей!
Жихарка: Спасибо вам друзья, ну а мне пора возвращаться в сказку к моим друзьям, а за то что вы мне помогли, у меня есть для вас угощение «баранки к чаю», до свидания.
Итог.
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли попасть в сказку?
(Жихорке)
Воспитатель: А из какой он сказки?
(Из русской народной "Жихарка")
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами продолжали знакомиться с русской народной сказкой "Жихарка" и ее героями
Воспитатель: Назовите героев этой сказки
(Жихарка, петушок, кот и лиса)
Воспитатель: Как мы помогали Жихарке вспомнить из какой он сказки?
(Отгадывали загадки, рассказывали потешки, собирали картинки, играли, танцевали)
Воспитатель: А чему учит нас эта сказка?
(быть добрыми, заботливыми, помогать друг другу, быть настоящими друзьями)
Воспитатель: Молодцы ребята, да, настоящие друзья никогда не оставят в беде друг друга, никогда не обидят никого.
-А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и отведаем угощения нашего друга Жихарки.