МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка. Зима»

Галина Ускова
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка. Зима»

Интегрированное занятие с детьми старшей и

подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка» (Зима)

Цель: Продолжать знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов : художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить с историей и видами народных кукол.

Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы „Куклы из бабушкиного сундучка, Зима“» размещена в разделах

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности, детей в процессе интеграции различных видов деятельности:

словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали костюма,

видеть их красоту.

-Закреплять знания детей о куклах - оберегах.

-Привлекать внимание детей к народной игрушке-кукле.

-Изготовить традиционную куклу-оберег.

-Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узлов)

Развивающие: Продолжать расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

- Воспитательные: Дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда.

-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Ход занятия.

1 слайд: Тема занятия.

Под музыку муз. руководитель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают полукругом.

Хоз. -ка. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними по русскому народному обычаю!

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (Отдают низкий поклон)

Хоз. -ка. Ребята, я снова хочу пригласить вас в мои мастерские! Проходите, присаживайтесь на самые удобные места!

Под музыку дети проходят в музыкальный зал (избу-мастерскую) садятся на лавочку (стульчики)

Хоз-ка. Посидим рядком поговорим ладком!

-Дорогие ребята! ВЫ уже знаете, что мы с вами живём в огромной и красивой стране. Скажите, как же она называется?

Дети: Россия.

Хоз-ка: 2 слайд(2-3 фото) : Наша Родина - матушка – Россия. Так с любовью её называли её наши предки. А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси в зимнее время? (Да, хотим)

3 слайд. Тарелочка с наливным яблочком.

Хоз-ка. Давайте обратимся к чудесному блюдечку с наливным яблочком. Покатим его по блюбечку, всю Россию увидим!

-Катись, катись наливное яблочко по блюдечку! Покажи нам Русь-матушку!

4 слайд. Хозяйка обращает внимание на экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ:

- Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.

Стояли они припорошенные зимними снегами. А зимними вечерами грелись возле печек, песни пели, рукоделием занимались, небылицы рассказывали.

Дети исполняют песню «Русская печка» муз. З. Я. Роот.

5 слайд. Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде.

6 слайд. (2 фото) Занимались ловлей рыбы, скотоводством, охотой.

7 слайд. Пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней радости и красоты. И люди создавали радость своими руками!

8 слайд. Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой.

9 слайд. Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,

10 слайд. Плели различные кружева.

11 слайд. Вышивали на полотенцах.

12 слайд. Зимними вечерами мастерили своим руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.

Звучит русская народная музыка. Хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами :

- Посмотрите, у меня в мастерской сундук стоит! Я уверена, что много он тайн хранит. К сундучку я подойду, может что – нибудь в нём найду!

(Достаёт тряпичные куклы и показывает их детям)

Хоз. – ка. В этом сундучке живут необычные куклы. В старину куклы делали для разных случаев. Таких кукол в магазине не купить, они сделаны своими руками, с любовью. А как об этом рассказывается в стихах?

1. Русская, тряпичная, куколка простая

Славила Россию игрушка удалая,

Бодрая, весёлая, игрушка озорна,

А по нраву русская, значит нам родная!

2. Есть кукла, кукла – оберег, твоя помощница на век,

Люби меня и уважай, и никогда не обижай!

Я принесу тебе удачу, жизнь станет ярче и богаче!

Хоз. – ка. Давайте вспомним какие бывают куклы?

Дети: Куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые!

Хоз. –ка. Верно! Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот это какая кукла? (показывает игровую куклу Полешко)

Реб. Это обыкновенная игровая кукла Полешко, с такими куклами раньше играли дети. Они делались из обыкновенного маленького полена, на котором завязывались платок и тряпочка вместо платья - кукла готова.

Хоз. – ка. Всё сказано верно, молодцы! Засиделись наши ножки, надо их размять немножко. В круг скорее все вставайте с куклой Полешко поиграйте!

Все дети встают в круг, в центре Хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются в двух концентрических кругах и поют.

- Идём мы все по кругу, по кругу, по кругу,

- Приветствуем друг друга, друг друга, друг друга,

- С куклой ты попрыгаешь? Попрыгаем, попрыгаем!

- Ты ножками подрыгаешь? Подрыгаем, подрыгаем

- А ручками похлопаешь? Похлопаем, похлопаем!

- А ножками потопаешь? Потопаем, потопаем!

- А потом покружишься? Покружимся, покружимся!

- С дружочком ты подружишься? Подружимся, подружимся!

- А потом попляшешь? Попляшем, попляшем! (Игра проводится 1 раз)

После игры дети рассаживаются на свои места.

Хоз. –ка. А ещё в бабушкином сундуке есть кукла обрядовая. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение. В рождественские праздники изготавливали обрядовую куклу «КОЗУ». В её основе деревянная крестовина, а лицо, голова, косы или борода из соломы или мочала. Одевали «КОЗУ» специально в яркое платье или тулуп, поверх которого крепились обрядовые предметы: бубны, колокольчики, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла «КОЗА» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю.

- Есть у нас в сундуке ещё одна кукла – обрядовая. Если загадку отгадаете, то как называю её узнаете.

На празднике проводов зимы на горах катаемся,

Блинами объедаемся! Одной куклой восхваляемся!

Дети: Масленица!

Хоз. – ка. Верно, МАСЛЕНИЦА! Масленица первая закличка весны. Это разгульный праздник, посвящённый проводам или точнее изгнанию зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы. Вместо волос очёсы льна, заплетённые в косу. На голове – платок. Наряжали Масленицу в женскую одежду, а после праздника – сжигали, при этом весну с помощью закличек звали. А какая куколка считалась оберегом хорошего настроения?

Дети: Колокольчик

Хоз. - ка. Достаёт из сундучка куклу «Колокольчик»

Хоз. - ка. Пусть куколка эта нас повеселит! А, ну ребята, все вставайте, весёлую игру начинайте!

Дети играют в р. н. игру «У бабушки Маланьи»

Реб. Для того, чтоб настроенье было поднятым всегда,

Нужно, чтобы в каждом доме эта куколка была!

Хоз. - ка. А ещё в моём сундучке есть куклы обереговые. Давайте вспомним, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищает людей от разных бед.

Хоз. – ка. Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Хозяюшка подходит к сундучку и достаёт куклы - обереги.

Хозяйка вместе с детьми вспоминают уже знакомые обереговые куклы.

Хоз. – ка. Сегодня вы познакомитесь куклой – Рождественский ангел. Как вы думаете, почему её так называют? (Варианты ответов детей)

Хоз. – ка. В старину, если куколку носили всегда с собой в укромном месте, то она оберегала хозяина от несчастий.

Хоз – ка. Ребята, а эта куколка приготовила для вас игру.

Пальчиковая игра: «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить воображаемые движения)

Хоз. – ка. Делу время – потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети забавляться, пора делом заниматься!

Но сначала мы вспомним правила создания кукол.

Дети вместе: Куклы делаются только по доброй воле, с добрым мыслями, для доброго человека.

Хоз. - ка. Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть. Заготовки оберега Рождественского ангела у вас уже есть, поэтому, приступаем к работе!

Моя куколка – ангел – хранитель будет «летать» и смотреть, как вы трудитесь. Старайтесь выполнить работу красиво и акккуратно, потом мы их будем дарить гостям.

- Кукла просто загляденье, детям всем на удивление,

Коль хотите научиться эту куклу смастерить,

Вам придётся не лениться и старанье приложить.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы под русскую народную мелодию.

Хоз. –ка. Какие красивые «Ангелы – хранители» у вас получились!

По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

- Ребята, давайте наши куклы подарим гостям, но сначала надо пожелать что – нибудь хорошего и доброго. Подумайте, чтобы вы хорошего и доброго пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, положит свою ладошку на мою или других ребят, уже сказавших своё пожелание.

Начинает Хозяюшка: Я желаю всем мира и добра!

После того как все скажут свои пожелания – делается пирамида добра (правые руки в середину круга)

Хозяюшка тихонько раскачивает её со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! – подталкивает лежащие на её ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Дети дарят куколки – обереги гостям под музыкальное сопровождение.

Хоз. - ка. Ребята, скажите, где вы были в гостях, чем занимались?

1реб. Мы были в гостях в избе мастерской народной игрушки.

2реб. Говорили о куклах.

3. реб. Играли с ними мастерили обрядовую куклу Веснянка.

Под русскую народную музыку дети возвращаются в группу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Пингвины» с детьми старшей группыКонспект интегрированного занятия «Пингвины» с детьми старшей группы Цель: учить детей свободно, без повторов и ненужных слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирёва «Про пингвинов» (по своему выбору,.

Конспект интегрированного занятия с детьми 3–4 лет «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Программное содержание: побуждать к игровому и речевому взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Развивать фонематический слух, речевое.

Конспект интегрированного занятия «Еда без вреда» с детьми подготовительной группыКонспект интегрированного занятия «Еда без вреда» с детьми подготовительной группы «Еда без вреда» Задачи: Продолжать расширять и уточнять представления детей о продуктах питания, их происхождении, способах употребления,.

Конспект интегрированного занятия «Эти полезные роботы» с детьми подготовительной группы Конспект интегрированного занятия с детьми в подготовительной группе "Эти полезные роботы"Воспитатель Алфеева О. В. ; Цель:формировать представления.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с элементами театрализованной деятельности «Сказка из сундучка» Конспект интегрированного занятия в старшей группе с элементами театрализованной деятельности Подготовила: Аксенова Елена Тимофеевна, воспитатель.

Конспект организации и проведения занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимушка-зима» Тема занятия: «Зимушка - зима» Цель: обобщить представления детей о зиме как о времени года, ее признаках; о зверях и птицах; обучение связной.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Секреты бабушкиного сундука»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Секреты бабушкиного сундука» Тема: «Секреты бабушкиного сундука» [/b]Ход занятия Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг.

Конспект ООД во второй младшей группе «Сказки из бабушкиного сундучка» (по сказке «Три медведя») «ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ВКУС К ЧТЕНИЮ – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК, КОТОРЫЙ МЫ МОЖЕМ ЕМУ СДЕЛАТЬ» С. ЛУПАН Цель: развитие устойчивого интереса к книге как.

Проект «Секреты бабушкиного сундучка. Куклы-обереги» МБДОУ ДС №22 «Голубок» г. Туапсе Проект на тему: «СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА» Проект подготовила: Воспитатель Колесникова Таисия Васильевна.

Сценарий «Куклы из бабушкиного сундука» для детей средней группы с ОВЗСценарий «Куклы из бабушкиного сундука» для детей средней группы с ОВЗ Сценарий для для детей средней группы с ОВЗ: «Куклы из бабушкиного сундука». Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка. Зима»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 14:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД