Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия «Знакомство и роспись с русской матрешкой» (3 фото)

Елена Понькина
Конспект интегрированного занятия «Знакомство и роспись с русской матрешкой»

Задачи: Рассказ воспитателя об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления таких кукол. Выяснить географию и особенности национального сувенира. Познакомить особенностями и отличиями орнамента. Учить рисовать собственные образцы росписи. Развивать сенсорные навыки, воображение.

Демонстрационный материал и оборудование: игрушки Матрешки загорской, семеновской, майдановской.

Бумажные трафареты матрешек, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Знакомство и роспись с русской матрешкой“» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадку, ребята.

Схожи личиком сестрички,

Как две капельки водички.

Но сидят они друг в дружке.

Что за милые игрушки? –

Воспитатель: Ну, конечно, матрешка. Ребята, что вы знаете о матрешке? (Ответы детей).

Воспитатель показывает игрушки матрешки и дополняет детей о матрешке.

Воспитатель. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку. Так выглядит любимая всеми игрушка — матрешка Открываешь матрешку, а там — другая, меньших размеров. И эта тоже открывается, и мы видим еще одну. И так еще и еще.

Ребят, а кто же придумал матрешку? Кто знает? А дело было так: жил-был на свете в конце девятнадцатого века купец Савва Мамонтов, предприниматель и меценат. Привезли ему как-то в его подмосковную усадьбу в Абрамцеве из далекой страны Японии фигурку изображавшего мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, и оказалась разъемной: внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Подивился Савва игрушке и отнес ее в свою мастерскую. По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил из деревянного бруска липы фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка. Все они отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала завернутого в пеленки младенца.

Как и Буратино, матрешка рождается из полена. Но не из всякого, а только из липового или осинового. А вот, к примеру, из соснового не получится фигурки с очень гладкой поверхностью.

Сначала матрешку вытачивают. Этим занимается токарь. Он делает заготовки. Следующий этап — «одевание» матрешек: их расписывают. Завершающий этап — четырехкратное покрытие изделий масляным лаком и их окончательная сборка. Ну вот и готова матрешка!

Распространенным именем было на Руси имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.

Матрешки, сделанные в одном городе, никогда не спутаешь со сделанными в другом.

В стиле предложенным Сергеем Малютиным стали расписывать матрешки в городе Загорске (Сергиев Посад). Загорские матрешки расписывались гуашью, наряжались в платок, сарафан и фартук, которые украшались несложным узором.

Семеновские матрешки — сделанные в городе Семенове — легко узнать по большим не закрашенным плоскостям и пышному букету, который держит матрешка и который закрывает практически весь фартук. А также по кайме с бутонами цветов на платке.

В селе Полховский Майдан матрешки знамениты своими «розанными» рисунками – основным элементом являются цветы шиповника и ягоды. Платок накинут — в узел не завязан. Руки не прорисованы. А вместо фартука и сарафана — овал, расписанный цветами, ягодами и листьями.

Прошло много лет, а Матрешка до сих пор — любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Но суть нашей матрешки остается прежней —любовь и дружба. Сегодня я предлагаю вам попробовать придумать свой вариант росписи, и кто знает, может быть когда-нибудь из вас кто-то станет автором росписи, известной как московская.

Прежде чем сесть рисовать, давайте с вами поводим хоровод вместе с матрешкой. Звучит русская народная мелодия. В центре девочка с нарядным расписным платком. Дети водят хоровод.

Воспитатель: А теперь мы садимся за столы и превращаемся в русских народных мастеров.

А теперь предлагаю Вам выбрать себе матрешку, на которую вы будете ориентироваться при росписи собственной матрешки.

1.

Перед росписью матрешки необходимо приготовить фон. Закрасить большие плоскости: это платочек, сарафан и фартук. Начинаем рисовать сверху вниз, а закрашивать мы будем гуашью.

2.

Роспись начинаем с лица. Разукрашиваем волосы – для этого можно использовать оттенки коричневого и черного цветов. Раскрашиваем ротик – для этого лучше использовать чистый, насыщенный цвет (красный). Чтобы придать легкий румянец с помощью бледно красной краски (в белую краску добавляем чуть-чуть красной).

3.

Переходим к одежде. Будут ли на ней какие-то цветы или узоры зависит от вашей фантазии.

Ну что ж:

Мастера скорей за дело

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети расписывают матрешек. Звучат народные мелодии.

Подведение итогов: разглядываем с детьми работы. Обращаю внимание, у кого получилась самая аккуратная матрешка; у кого самая интересная роспись; оригинальность работ. Выставка детских работ.

Список литературы:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авторы и составители: Т. А. Бударина, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева., О. Н. Корепанова. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.

2. http://www.lit-yaz.ru/istoriya/68928/index.html

Конспект интегрированного занятия «Знакомство и роспись с русской матрешкой»
Фото «Знакомство и роспись с русской матрешкой»
Конспект интегрированного занятия - фото

Публикации по теме:

«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров»«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Методические задачи:.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрешкой» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе на тему «Знакомство с русской матрешкой».Программное.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок» Цель: Познакомить детей с многообразием дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (характерными элементами и цветосочетаниями);.

Конспект занятия по патриотическом воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с матрешкой»Конспект занятия по патриотическом воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с матрешкой» Воспитатель МБ ДОУ ЦРР "Сказка" Резанова М. В. Цель: дать представление, познакомить детей с русской матрешкой, ее разновидностями. Задачи:.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Цель: продолжать знакомить детей.

Пластилинография и знакомство с русской матрешкойПластилинография и знакомство с русской матрешкой В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому при работе с дошкольниками так важно больше.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Знакомство и роспись с русской матрешкой»
Опубликовано: 8 марта 2023 в 12:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД