Марина Шелушинина
Интеллектуальные игры с блоками Дьенеша «Спешим на помощь Карлсону» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальные игры с блоками Дьенеша
«Спешим на помощь Карлсону», старшая группа.
Цель: Развитие логического мышления и психических функций: внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
1) Упражнять в умении классифицировать, сравнивать, обобщать, декодировать информацию множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, в том числе со знаком отрицания.
Публикация «Интеллектуальные игры с блоками Дьенеша „Спешим на помощь Карлсону“ в старшей группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
2) Закрепить знание цифр до «5» и обратный счёт в пределах «5».
Развивающие задачи:
1) Развивать конструктивное мышление в играх моделирующих силуэты по образцу.
2) Тренировать память, внимание в играх с блоками и схемами.
3) Совершенствовать стремление доказывать свои суждения; пополнить словарь: скафандр.
Воспитательные задачи:
1) Поддерживать интерес к математическим развивающим играм с блоками Дьенеша.
2) Воспитывать желание помочь, уважение друг к другу.
3) Умение доводить начатое до конца и воспитывать самостоятельность.
Оборудование: магнитная доска с магнитами, конверты с цифрами и заданиями, аудиозапись космической музыки, голосовая загадка, магнитная доска, блоки Дьенеша, точечные схемы с цифрами «Ракеты»,схемы постройки скафандра, Карточка с звездным небом из блоков, схема дома для ремонта; схемы к игре «Два обруча»; карточки билетов со свойствами блоков и стулья с карточками-блоками, буквы для слова «МАЛЫШ», три обруча – красного, зеленого, желтого цвета, фоновый плакат «Карлсон», игрушки - Карлсон и Малыш, угощения.
Предшествующая работа: дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию карточек-схем, беседы о космосе.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Общий круг:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Хорошо, когда в дом приходят гости. Но это еще не все, к нам сегодня прилетел еще необычный гость, попробуйте догадаться, кто это (звучит аудио запись из мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон»)
Воспитатель: Ребята, кто же этот гость?
Дети: Это? Карлсон.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, Карлсон очень любит летать и играть в прятки. Они с Малышом, так увлеклись этой игрой, что Карлсон потерял своего друга на планете «Математических блоков». И просит нас помочь отыскать Малыша. Поможем? Чтобы его найти, нужно правильно выполнить задания, которые оставил Малыш для Карлсона в конвертах.
1. Игра «Рисуем по точкам ракету»
Воспитатель: Кто покажет первый конверт (с цифрой 1).Итак, первое задание - по порядку соединить точки с цифрами и получиться транспорт, который поможет нам в поиске Малыша.
Дети рисуют Ракету.
Воспитатель: Скажите Карлсону, на каком виде транспорта мы отправимся на поиски Малыша (на ракете, космическом корабле). Первое задание выполнили, и появилась первая буква (из конверта). Это буква? (Буква «М»).
Воспитатель: Конверт №2 Покажет,. И следующее задание - подготовить специальную одежду для полета. Что это за одежда?
Правильно - космонавты надевают скафандры. Предлагаю вам скафандры изготовить из блоков. Приступаем к работе (звучит музыка)
2. Игра «Изготовь скафандр» с использованием блоков Дьенеша.
Воспитатель: Молодцы! Скафандры готовы. А у нас появилась буква (из конверта). Это буква? (Буква «А»).
3. Закрепление знаний символов блоков Дьенеша.
Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в космос, я должна провести с вами инструктаж космонавтов. При подготовке к полету и на планете «Математических блоков» мы встретим много закодированной информации и должны ее расшифровывать.
Внимание на карточки. Вспоминаем, что обозначают геометрические фигуры? Правильно, форму: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Что показывают цветные кляксы? Цвет. Домики обозначают? Размер: большую фигуру или маленькую. И силуэты людей показывают… Толщину: тонкую геометрическую фигуру или толстую.
Воспитатель: А теперь следующий конверт под номером? Задание № 3-возьмите космические билеты и занимайте свои места. Ответ и будет номером вашего места…
Воспитатель: Все правильно заняли свои места. Поэтому появилась следующая буква (из конверта). Это буква? (Буква «Л»). (Воспитатель проверяет правильность и просит детей занять свои места)
Воспитатель: Экипаж к полёту готов? Пристегиваем ремни и, закрываем глаза и все вместе начинаем обратный отсчет. 5 4. 3. 2. 1. Пуск. (Перевернуть доску на другую сторону, где плакат космоса из блоков ДЬЕНЕША)
(Звучит «космическая музыка»)
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
Воспитатель: Вот, ребята, мы на месте: это планета «Математических блоков» Смотрите, сколько здесь много звезд и планет. Кто помнит задание? Да, мы должны выполнить задания из конвертов и вернуть Малыша. Но сначала скажите, сколько мы видим космических тел похожих на планеты.
Дети: Четыре.
Воспитатель: Кто найдет конверт с цифрой четыре.
4. Игра «Два обруча»
Воспитатель: А вот и конверт. Задание №4- украсить планету цветами
Для работы есть подсказки на схемах. Какие цветы-блоки нужно посадить на зеленую клумбу? Правильно, все зеленые большие блоки-цветы. А на жёлтую клумбу мы посадим. …Да, все толстые круглые блоки - цветы.
Воспитатель: Посмотрите, правильно выполнено задание? (Да) Хорошо, а сейчас скажите мне, какие цветы посадили внутри зеленого клумбы (внутри зеленого клумбы растут все большие зеленые цветы и т. д.). А внутри жёлтой клумбы? (толстые круглые цветы-блоки).
Воспитатель: А цветы – блоки, какой формы, цвета и размера остались за клумбами (дети называют).
Давайте эти цветы-блоки, которые остались снаружи, посадим на красной клумбе. (Все остальные блоки дети помещают в обруч)
Воспитатель: Какие красивые клумбы! Задание выполнено. Следующая буква? (Буква «Ы») Молодцы!
5. Игра «Ремонт зданий».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на небо, сколько здесь желтых звезд?
Дети: Пять.
Воспитатель: Какой следующий конверт?. Задание №5 –одно из здании планеты «Математических блоков» нужно отремонтировать-поставить нужные кирпичики - блоки.
Здание отремонтировали и нашли Букву? (Букву «Ш»)
Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили все задания! Какое слово получилось?. Правильно, слово – «МАЛЫШ». Вот и Малыш появился и Карлсон прилетел. Карлсон в благодарность за помощь приготовил вам сюрприз, но уже на Земле.
Воспитатель: Но, а нам пора возвращаться на Землю. Поэтому Малышу и Карлсону мы говорим : «До свидания!» Идет занимать свои места в ракете. Начинаем обратный отсчет -5,4,3,2,.1. (звучит музыка) Вот мы и дома.
3. Итог занятия:
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Зачем мы отправились в путешествие? На какой планете мы с вами побывали? Что помогло нам в нашем задании? (блоки и знаки-символы).
А вот это ребята, вам угощение от Карлсона.