Папки-передвижки

Интерактивная беседа для воспитателей «Сказки, песни да прибаутки. Устное народное творчество»

Крохалева Елена Геннадьевна
Интерактивная беседа для воспитателей «Сказки, песни да прибаутки. Устное народное творчество»

Интерактивная беседа для воспитателей.

«Сказки, песни да прибаутки» : устное народное творчество

Фольклор в широком смысле слова – это народная духовная культура, т. е. произведения, созданные народом и бытующие, существующие среди народа. Он занимает особое место среди других видов искусства – так как соединяет в себе нескольких искусств: слово, жест, мелодию, движение.

Публикация «Интерактивная беседа для воспитателей „Сказки, песни да прибаутки, Устное народное творчество“» размещена в разделах

Народное творчество возникло в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснять их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния. Представление людей о мире, о добре и зле, вера в справедливость нашли отражение в сказках, былинах, песнях, пословицах, загадках.

В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Созданные ими произведения никто не записывал, они передавались устно из поколения в поколение. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей.

Вот почему произведения, которые создавались народом и передавались устно – и называются устное народное творчество.

У фольклорных жанров народного творчества есть общие признаки :

• Традиционность. Они создавались по одним образцам, использовали одни и те же сравнения и характеристики (девушка – лебедь белая, герой – сокол ясный)

• Коллективность. Каждый при повторении шлифовал текст, добавляя что-нибудь свое.

• Вариативность. Часто произведения изменялись даже при исполнении одним автором. Главное оставалось неизменным, а неважное отличалось. А в разных местностях текстам придавался свой колорит.

Загадки «Рассыпался стакан по всем городам, никому его не собрать: ни попам, ни дьякам, ни серебреникам» или «Рассыпался горох на 70 дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красная девица»)

• Передача из уст в уста.

Выделяют множество жанров УНТ, с некоторыми из них вы уже знакомы :

Детский и материнский фольклор

• Колыбельные

• Пестушки и потешки

• Считалки и мирилки

Малые жанры:

• пословицы ( о труде: Труд кормит, а лень портит, Работа не волк, в лес не убежит, Один пашет, семеро руками машут);

• поговорки;

• загадки;

Песни - обрядовые и внеобрядовые:

• Календарные (Рождество, Масленица, Троица, и пр.)

• семейно-бытовые (свадебные, на проводах)

• игровые

• лирические

Сказки :

• волшебные

• о животных

• бытовые

Былина (Записано около 3000 текстов, в которых выделяют 100 сюжетов)

Фольклорный народный театр

Материнский и детский фольклор

А начнем мы с вами знакомиться с устным народным творчеством с большого раздела «Материнский фольклор». Материнский фольклор включает произведения, придуманные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми. Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям или, наоборот, ко сну, вызывают интерес к слову, учат их речи и умению говорить.

Знакомство маленького, недавно народившегося ребенка с внешним миром начинается с материнского фольклора и непосредственно с колыбельной песни. Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать).

Самая главная функция колыбельной успокоить, усыпить ребенка. Помимо этого ребенку необходим тесный контакт с мамой, ему надо слышать ее голос, чувствовать ее запах и знать, что мама близко и никуда не уйдет.

В колыбельных песнях мама призывает на помощь животных, которые выступают добрыми помощниками.

Это и котик-коток: Котя-котенька-коток,

Котик-серенький лобок,

Приди котя, ночевать,

У нас деточку качать.

И всевозможные птицы:

Петушки, гули-голуби:

Люленьки-полюленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули гулевать,

У нас деточку качать.

И грачи: Ой, какчи-качи-качи

Прилетели к нам грачи

Наши предки верили в наличие потусторонних сил и злых духов, и, чтобы они не навредили ребенку, их в колыбельной песне отгоняли от дитяти подальше.

Баю-баю, баю-бай

Пойди, бука, под сарай.

Пойди, бука, под сарай

Коням сена надавай.

Кони сено не едят,

Все на Машеньку глядят.

В колыбельной песне зачастую есть рассказ о бытовой жизни семьи: о работе, хозяйстве, обязанностях родственников. Из колыбельных младенец черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью.

Мы предлагаем вам послушать такую колыбельную песню.

ПЕСНЯ. «Зыбаю-позыбаю»

Следующий вид материнского фольклора связан с игровыми действиями: пестушки, потешки, поскакушки, пальчиковые игры.

Пока ребенок в первые месяцы своей жизни не умеет играть самостоятельно, с ним играют взрослые, придумывая для этой цели различные действия. Большинство этих действий сопровождаются речетативными приговорками, получившими название пестушек и потешек. Пестушки, потешки, поскакушки развивают двигательные способности ребенка, учат доверять взрослому, вырабатывают умения действовать с предметами, развивают умственные способности.

Пестушка «Потягунюшки» – самая простая двигательная гимнастика.

Потягунюшки, потягунюшки!

Поперек толстунюшки!

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Стихотворный текст сопровождается действиями. Взрослый берет попеременно то ручки, то ножки малыша и делает с ними движения, напоминающие потягивание, гладит их, сгибает и разгибает.

Ребенок постарше, который уже научился стоять, очень любит подпрыгивать и пританцовывать. Тут не обойтись без поскакушек.

Малыша берут под мышки, и под песенку:

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька-невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Потешками занимают детей от плача – «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач…», сопровождают игру в ладушки:

Ладушки, ладушки!

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

При проведении пальчиковых игр, теребят ручку ребенка нежно, мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимают тоже в быстром темпе. Напевают и приговаривают – ритмично. Двигают ручками и пальчиками в такт словам.

Самая распространенная мальчиковая игра - «Сорока-белобока» :

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Ученые доказали, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук и пальчиков. И, чтобы ребенок быстрее заговорил, с ним нужно обязательно играть в пальчиковые игры.

Интересен еще один вид материнского фольклора – это заговоры. Они бывают разные и на сон, и на здоровье, и на счастье ребенка. Например, когда моют ребенка, приговаривают:

С гуся – вода,

С дитя – худоба!

Укатись вся.

Вода текучая,

Дитя ростучее,

Вода к низу,

Дитя к верху.

Когда расчесывают девочке волосы, приговаривают:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся.

Или мама обращаются к народившемуся месяцу :

Месяц-млад,

Марту брат.

На тебе золотые рога

А дитятку моему счастье и здоровья дай.

Заговаривают пяточки младенцу.

Полуношная полуношница,

Полуденная полуденница,

Утренняя утренница,

Вечерняя вечерница.

Не смейся, не галься

Над малым младенцем над Машенькой,

Поди смейся и галься

Над писком, над вереском

Над мышиными детками.

Ребенок очень быстро взрослеет, учится сам двигаться, ходить, говорить, общаться со сверстниками и родными. И уж тогда в жизнь ребенка приходит детский фольклор: молчанки, мирилки, дразнилки, докучные сказки, считалки. Одним словом то, что необходимо ребенку в игровой деятельности. Примеры (можно предложить ребятам привести примеры) :

Докучная сказка : «Сказка про белого бычка».

- Надо сказку про белого бычка?

- Надо.

- Тебе надо, мне надо. Надо сказку про белого бычка?

- Не надо.

- Тебе не надо, мне не надо. Надо сказку про белого бычка?.

Молчанка: Чоки-чок, зубы на крючок, кто слово молвит, тому щелчок.

Мирилка:

Мирись-мирись,

Больше не дересь.

Если будешь драться,

Я буду кусаться.

Дразнилки: Их существует множество. Есть дразнилки почти на каждое имя. Федя, федя, съел медведя. Андрей-воробей, не гоняй голубей. Аркашка-таракашка, белая рубашка.

Считалки: «На златом крыльце сидели…», «Вышел месяц из тумана.», «Шла машина темным лесом…»

Малые жанры фольклора

К ним относятся загадки – это замысловатое стихотворное описание какого-либо предмета или явления. Загадка предназначена для испытания сообразительности человека.

Примеры:

Шел долговяз, в землю увяз (дождь).

Сто одежек, все без застежек (Капуста).

Два брюшка, четыре ушка (подушка).

Шагало,

На шалале-то – махало,

На махале-то – зевало,

На зевале-то – мигунчик,

На мигунчике – овин (человек).

Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры сопутствуют народу во всём, на протяжении всей истории. Они являются самым любопытным жанром фольклора. Их изучали многие ученые разных уголков Земного шара, но они до сих пор остаются до конца не разгаданными. Пословицы и поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. Их не вспоминают без повода и причины, они приходят к нам на память при разговоре, к случаю.

Пословицы и поговорки различаются между собой. В пословице заключена поучительная мысль, а поговорка – это складная фраза, выражение, оборот речи.

Например, поговорка: и нашим и вашим; пословица: и нашим и вашим за копейку спляшем. Поговорка: воду в ступе толочь; пословица: воду в ступе толочь, вода и будет.

В русском фольклоре много пословиц и поговорок. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.

Делу время,--- потехе – час.

Терпенье и труд --- всё перетрут.

Семь раз отмерь--- один раз отрежь.

Дело мастера--- боится

Яблоко от яблони --- не далеко падает

Один в поле --- не воин

Ученье - свет --- а не ученье тьма

Что посеешь--- то и пожнешь

Шило в мешке --- не утаишь

Песни

А сейчас, мы поговорим с вами еще об одном виде устного народного творчества – песне.

Народная песня – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Она выражает мысли, чувства, надежды людей. Создавались песни народом. Они сопровождали все случаи жизни: весёлое застолье и горестное событие, рождение ребёнка и игры детей. Создавались песни об исторических событиях: о войне, о царях и предводителях.

Сопровождались песни старинными музыкальными инструментами. Такими как: ложки, трещотки, свистульки, губная гармошка, балалайка, бубен.

Песни бывают разные. Давайте рассмотрим несколько их типов.

Мы уже поговорили о колыбельных песнях, когда изучали материнский фольклор.

Следующий тип: трудовые песни. Зачастую тяжкий труд крестьян сопровождался пением. Все тяготы и сложности работы помогала переносить песня, исполняющаяся хором. Да и с песней работать веселее. Пшеницу жали – пели, сено косили- пели, дрова рубили- тоже пели.

«Эх, дубинушка, ухнем. Эх, зеленая, сама пойдет, сама пойдет» : пели бурлаки, когда тянули бревна по реке. А работа это сложная, тяжелая. Песня помогала приободриться, поднапрячься да в ритм тянуть бревно.

Обрядовые и календарные песни. Такие песни исполнялись хором во время обрядов и праздников. Много песен сохранилось со свадебного обряда, из обряда проводов в армию или трагического события – похорон.

Все календарные праздники сопровождались песнями. Зимой – колядки, весной – масленичные песни и заклички весны, летом купальские да троицкие, а осенью – жатвенные песни. И сейчас мы предлагаем вам послушать такие песни.

Песни «Приходила Коляда», «Масленка», «Как на Купалу»

Игровые песни. В старину практически всегда игры, хороводы и танцы сопровождались песней. В песне описывалось действие игры или задание для играющих. Хороводы и танцы сопровождались частушками и припевками под гармошку и балалайку.

Игра «Клубок катится»

Сказки

Кроме фольклора поэтического, есть и непоэтический, прозаический. К такому прозаическому фольклору относятся сказки.

Народная сказка - это устное произведение о вымышленных волшебных, или же бытовых событиях, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях. В сказках добро всегда торжествует над злом, в них утверждаются нравственные нормы, представления наших предков о счастье и добре.

Сказки складываются по своим законам. В начале сказки часто есть зачин : «жили-были», «жил-был», «в некотором царстве, в некотором государстве.». В центре сказки всегда – главный герой. Персонажи сказок делятся на две группы: положительные и отрицательные.

В сказке часто все делается трижды: родилось три сына, выполнить три задачи, ждать три дня и три ночи.

Русские сказки обычно делят на волшебные, бытовые, о животных,

Волшебные сказки. В основе таких сказок приключенческий сюжет: путешествия, выполнение сложных заданий, преодоление препятствий. Для таких сказок характерны чудесные события, волшебные персонажи: Сивка-бурка, Кощей, Жар-птица.

Важную роль выполняют и чудесные предметы (а какие вы знаете) : ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, дубина-самобойка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода, избушка на курьих ножках.

Сивка-бурка, Царевна-лягушка, Финист- ясный сокол, Волшебное кольцо

Сказки о животных. Главные герои таких сказок – животные. Смысл этих сказок состоял в передаче молодому поколению жизненного опыта и знаний о животном мире. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, Причем, животные говорят и действуют, как люди. На животных в сказках переносятся и человеческие качества: ум, доброта, хитрость. Какие качества у героев сказок о животных вы знаете? (лиса- хитрая, заяц – трусливый или же храбрый, медведь – глупый, недалекий, волк - злой)

Теремок, Волк и лиса, Зимовье зверей.

Сказки социально-бытовые. В них часто описываются события нелепые, смешные, странные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке. Герои таких сказок обычные люди в забавной ситуации: барин, купец, мужик, муж, жена, старик, старуха, солдат. Какие сказки вы знаете?

Каша из топора, Умная дочка, Вершки и корешки

Есть и многие авторские сказки, которые мы ошибочно относим к народным. Это сказки А. С. Пушкина (Сказка о царе Салтане, Г. Х. Андерсена (Русалочка, С. Аксакова (Аленький цветочек, Шарля Перро (Золушка, Карло Коллоди (Приключения Пиноккио, Петра Ершова (Конек-горбунок) и др.

Былины

Это эпические рассказы о героических событиях прошлого нашей страны, о подвигах старинных героев – богатырей. В былинах отражались реальные события: нападения врагов-кочевников, деяния князя Киевского Владимира, подвиги реальных людей Добрыни, Садко, Ильи Муромца, Алеши Поповича, богатыря Святогора и прочих.

Хорошо ли вы знаете былины, мы сейчас проверим. Ответьте на вопросы:

• Как называется головной убор богатыря. (Шлем)

• Как назывался доспех богатыря, сплетенный из металлических колец. (Кольчуга)

• Назовите злодея, с которым пришлось сражаться Илье Муромцу. (Соловей-разбойник)

• Назовите отчество трехголового змея (Горыныч)

• В каком городе родился Илья Муромец (Муром)

• Кем по профессии был отец Алеши Поповича (поп, священник)

Народный театр

Во время ярмарок часть строились специальные балаганы для представлений. В них выступали силачи, фокусники, кукольники.

В кукольных театрах одним из главных героев был Петрушка, куклы управлялись с помощью ниток либо надевались на руку.

В вертепах изображали кукольные представления на тему рождения Иисуса Христа во время Святок.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивная беседа для воспитателей «Сказки, песни да прибаутки. Устное народное творчество»
Опубликовано: 17 мая 2023 в 18:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД