МААМ-картинки

Интерактивные и дидактические игры как средство речевого развития дошкольников

Надежда Акименко
Интерактивные и дидактические игры как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер - класса: развитие у педагогов представлений об использовании дидактических и интерактивных игр, способствующих развитию речи у дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить с опытом работы по внедрению в образовательную деятельность интерактивных и дидактических игр по развитию речи воспитанников.

Публикация «Интерактивные и дидактические игры как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах

2. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

3. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в предложенной совместной деятельности

4. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

5. Популяризировать инновационные идей, технологии, педагогические находки.

6. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Оборудование: ноутбук, проектор, у стола, стулья по количеству участников, мультимедийная презентация по теме.

Раздаточный материал: игра «Для кого что», задания для практической деятельности участников мастер-класса (конверты с составными частями дидактических игр) и магнитные поля для игр, изображения ладошек по количеству участников мастер-класса для проведения рефлексии.

Интерактивно-дидактические игры : «Когда это бывает», «Курочка ряба», «Собери сказку».

Этапы (время) Действия, деятельность педагога-мастера Действия, деятельность участников мастер-класса

Организационный момент

(5 минут)

Цель: произвольный отбор участников мастер-класса. Педагог-мастер: Здравствуйте, коллеги. Позвольте продемонстрировать опыт своей профессиональной деятельности по использованию интерактивных и дидактических игр, способствующих развитию речи у дошкольников. Но сначала помогите разгадать кроссворд:

1. По горизонтали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.

2. По вертикали. Речь, рассказ одного человека.

3. По вертикали. Тип речи, в котором описывается предмет, явления, животные, люди.

4. По вертикали. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.

5. По горизонтали. Разговор между двумя людьми.

6. По вертикали. Часть речи, которая обозначает действие предмета.

Педагог-мастер: за правильный ответ Вы будете получать предметные картинки. Если Вы уже дали правильный ответ и получили одну предметную картинку, просим дать возможность ответить другим.

Ответы: 1. Существительное 2. Монолог 3. Описание 4. Рассказ 5. Диалог 6. Глагол Отбор участников – мастер посредством разгадывания кроссворда.

Вводная часть

(1 минута)

Цель: деление участников мастер-класса на 2 команды;

эмоциональный настрой на работу.

Педагог-мастер: Те, кто получил предметные картинки, приглашаем стать активными участниками мастер-класса. Начнем с игры «Для кого что».

Цель: деление участников мастер-класса на 2 команды.

Инструкция: Вам необходимо определить какой возрастной группе соответствует выбранная вами предметная картинка, и объединиться в 2 команды по 3 человека.

Назовите и покажите, какие предметы на картинках Вам достались.

Педагог-мастер: Таким способом Вы поделились на 2 команды: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Проходите и присаживайтесь за столы. Для удобства обращения к Вам, прошу написать свои имена на предложенных листах бумаги и придумать названия командам. Погружение участников мастер-класса в проблему.

Основная часть

(25 минут)

Цель: демонстрация технологий, методик используемых в работе через применение интерактивных и дидактических игр; комментарий применяемых технологий методик и их отработка в деятельностном режиме.

Время выполнения задания 5 минут.

Время выполнения задания 5 минут.

Время выполнения задания 5 минут.

Время выполнения задания 5 минут.

Время выполнения задания 5 минут.

Педагог-мастер: Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Специально созданная игра, выполняет определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.

Инструкция к выполнению задания № 1:

В конвертах находятся составные части к дидактическим играм. Команде №1 необходимо составить описательный рассказ о предмете, но, первому участнику с помощью схемы, второму – с помощью ассоциативных картинок, третьему – с помощью мнемотаблицы.

Педагог-мастер: пока участники команды №1 выполняют задание, я расскажу Вам о технологии дидактический синквейн.

Синквейн – это специфическое стихотворение, пятистрочье без рифмы, в котором обобщена информация по изученной теме. Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Существуют правила составления дидактического синквейна :

1 строка – одно слово - кто? что?

2 строка – два слова - какой?

3 строка – три слова - что делает?

4 строка – мнение.

5 строка – ассоциация.

Предлагаю команде №2 попробовать составить дидактический синквейн по предложенной теме, но так, чтобы это еще было и в форме загадки.

Педагог-мастер: предлагаю послушать ответы команды №1.

Педагог-мастер: предлагаю команде №2 озвучить свои синквейны в форме загадки, а мы с вами будем их отгадывать.

Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе использовать эту технологию? Каким образом?

Подведение итога задания № 1:

В результате предложенной деятельности участники учились составлять описательные рассказы о предмете, объекте с помощью дидактических игр, в основу которых положен принцип наглядного и предметно-схематического моделирования. В разработке игр мы руководствовались методическими рекомендациями А. В. Соболевой, Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов о предмете – это первый вид рассказывания.

Педагог-мастер:

Известно, что использование в работе воспитателя разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы по развитию речи в целом.

Инструкция к выполнению задания № 2:

Предлагаю поиграть в интерактивную игру «Когда это бывает». Команде №1 необходимо дополнить деталями картину и составить рассказ по ней.

Педагог-мастер:

Команде №2 необходимо составить рассказ, постепенно открывая фрагменты картины, спрятанные за разноцветными прямоугольниками.

Подведение итога задания № 2:

Применение интерактивно-дидактических игр в обучении детей второму виду рассказывания – рассказу по картине делает образовательный процесс более легко воспринимаемым. Подобные игры позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Инструкция к выполнению задания № 3:

Педагог-мастер:

Участникам необходимо составить рассказ из личного опыта на тему «Моя семья», но команде №1 с помощью дидактической игры на основе методики Т. В. Большовой «Коллаж».

Педагог-мастер:

Команда №2 составит рассказ из личного опыта с помощь дидактической игры на основе схемы рассказа и подсказки нужного слова.

Пока участники выполняют задание, немного расскажу Вам об авторе методики «Коллаж» Т. В. Большовой.

Коллаж – это объединение на одном листе, фланелеграфе, магнитной доске картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной целью и темой.

С помощью коллажей можно работать над:

• Закреплением различных способов запоминания,

Развитием фотографической памяти,

• Расширением словарного запаса, образного восприятия,

Развитием связной речи.

Педагог-мастер: послушаем рассказы участников мастер-класса.

Подведение итога задания № 3:

В предложенной деятельности педагоги увидели, как можно увлечь детей составлением рассказа из личного опыта, а воспитателю намного проще добиться результата в – третьем виде рассказывания – рассказ из личного опыта, используя дидактические игры на основе методики «Коллаж» и схемы рассказа с подсказкой нужного слова.

Инструкция к выполнению задания № 4:

Педагог-мастер:

В дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-образное мышление. Ну а где как не в сказках лучше всего развивается образное мышление детей! Как же вызвать у детей желание не только слушать, но и пересказывать сказки! Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, мы предлагаем детям авторские интерактивно-дидактические игры – сказки. Предлагаю команде №1 поиграть в интерактивно-дидактическую игру-сказку «Курочка ряба». Вам необходимо закончить предложение по смыслу, опираясь на сюжетную картинку на экране.

На завершающем этапе знакомства со сказкой можно предложить детям рассказать ее не только с помощью сюжетных картинок и голосового сопровождения, но и с помощью условных заместителей – геометрических фигур.

Педагог-мастер:

Предлагаю команде №2 поиграть в интерактивно-дидактическую игру-сказку «Собери сказку». Вам необходимо восстановить хронологический порядок сказки и пересказать, опираясь на сюжетные картинки.

Подведение итога задания № 4:

Педагог-мастер:

Как Вы считаете, будут ли такие игры увлекательны для детей и результативны для педагогов! С помощью таких игр педагогу достаточно легко добиться результата в четвертом виде рассказывания – пересказ сказки, рассказа. В ходе разработки игры для младшего дошкольного возраста мы использовали словесную дидактическую игру «Доскажи словечко», старшего дошкольного возраста - приемы мнемотехники и элементы методики Т. А. Ткаченко.

Инструкция к выполнению задания № 5:

Педагог-мастер:

Вот мы и подошли к завершающему и самому сложному этапу рассказывания – творческое рассказывание по предложенному сюжету, конечно же, с таким заданием могут справиться только дети старшего дошкольного возраста. Как же побудить у ребенка желание самостоятельно составить такой рассказ! Опять же мы обращаемся за помощью к дидактическим играм. Предлагаем команде №1 и №2 поиграть в настольную игру «Сочини сказку» с помощью символов- заместителей: команде №1 с помощью силуэтных картинок, команде №2 с помощью геометрических фигур.

Послушайте начало сказки, а потом продолжите ее, опираясь на символы-заместители.

В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок…

Подведение итога задания № 5:

Педагог-мастер:

Пока участники выполняют задание, поясним, почему я остановила свой выбор на дидактической игре в основе, которой используются символы-заместители.

Особенность символов – заместителей в том, что, в отличие от картинного материала, они задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов, геометрические фигуры определенными смысловыми качествами.

Вернёмся к участникам и послушаем, что же у них получилось. Организация работы участников мастер-класса с целью практической демонстрации дидактических игр на основе принципа наглядного и предметно-схематического моделирования, мнемотехники.

Представление результатов деятельности участников мастер-класса.

Организация работы участников мастер-класса с целью практической демонстрации интерактивных дидактических игр, в основе которых положен прием фрагментарного рассказывания.

Представление результатов деятельности участников мастер-класса.

Организация работы участников мастер-класса с целью демонстрации дидактической игры «Моя семья» в основу, которой положена методика Т. В. Большовой «Коллаж» и схема рассказа с подсказкой нужного слова.

Представление результатов деятельности участников мастер-класса.

Организация работы участников мастер-класса с целью демонстрации авторских интерактивно-дидактических игр-сказок «Курочка ряба» и «Собери сказку», разработанных с применением приемов мнемотехники и элементов методики Т. А. Ткаченко.

Представление результатов деятельности участников мастер-класса.

Организация работы участников мастер-класса с целью демонстрации настольной игры «Сочини сказку» с использованием символов – заместителей при моделировании творческих рассказов - силуэтные изображения и геометрические фигуры.

Представление результатов деятельности участников мастер-класса.

Заключительная часть

(1 минута)

Цель: подведение итогов, рефлексия.

Педагог-мастер: подходит к концу мастер-класс.

Подведу итог:

• были продемонстрированы интересные, работающие на получение результата интерактивные и дидактические игры как средства речевого развития дошкольников, в основу которых были положены различные методики, технологии.

• представлена система работы по обучению дошкольников рассказыванию.

Надеюсь, Вы будете применять в своей профессиональной деятельности, продемонстрированные сегодня игры.

РЕФЛЕКСИЯ

(4 минуты)

Цель: осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности.

Педагог-мастер: для подведения итога мастер-класса, хочу применить прием «На ладошке». Каждый палец имеет свое значение:

• большой палец – сегодня я научилась чему-то новому;

• указательный – материал мастер-класса был доступен и прост в применении для работы с детьми;

средний – тема мастер-класса была важной и интересной для меня;

• безымянный – мне было комфортно;

• мизинец – я буду использовать в работе материал мастер-класса.

Отметьте каждый палец ладони знаком «+» или «-», если вы согласны или не согласны с предложенными утверждениями.

Благодарю за участие! Дерзайте, творите! Спасибо за внимание! Дискуссия по результатам совместной деятельности педагогов-мастеров и участников мастер-класса.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологийДидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольниковДидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактические пособия для развития речевого дыханияДидактические пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия направленные на развитие речевого дыхания. В последнее время много детей страдающих нарушением.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольниковДидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные и дидактические игры как средство речевого развития дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2021 в 14:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные и дидактические игры как средство речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Акименко (УИ 387048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД