МААМ-картинки

Исследование моторики

ЕЛЕНА БЕЛОУСКО
Исследование моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Исследование моторики

"Изучение позновательных процессов детей дошкольного возраста" (из опыта практического психолога Л. И. Камаевой). Москва 1994 год.

Исследование моторики.

(Приводится описание текстов, предложенное Н. И. Озерецким для оценки моторики. Н. Озерецкий "метод массовой оценки моторики у детей и подростков).

Направления исследования :

-статическая и динамическая координация и соразмерность движений;

-скорость движений;

Публикация «Исследование моторики» размещена в разделах

-одновременные движения;

-сила движений и синкенезии.

Методики обследования.

При обследовании статической координации можно использовать следующие тесты:

1. Стояние в течение 15 сек. с закрытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги примыкал к пятке правой ноги. Стопы должны быть расположены по прямой линии. Смещение ног с первоначальной устоновочной позиции, схождение с места, балансирование учитывается как минус.

2. Стояние в течение 15 сек. с закрытыми глазами на правой и левой ногах попеременно. Левая нога должна быть согнута под прямым углом в коленном суставе, левое бедро параллельно правому, слегка отведено, руки вытянуты по швам. При опускании приподнятой необходимо предложить ребенку немедленно выровнить ногу до прямого угла. Как только ребенок встал в указанную позицию, ему предлагают закрыть глаза и пускают в ход секундомер. После 30 сек. перерыва то же проделывается для другой ноги. Тест считается невыполненным, если испытуемый опустил подогнутую ногу раньше времени, сошел с места, подпрыгивал, приподнимался на пальцах ног, балансировал. Тест считается выполненным когда задание проделано попеременно для обеих ног. При неустойчивости на одной ноге тест в целом считается невыполненным. В протоколе следует указать, какая нога более устойчивая.

3. Стояние в течение 10 сек. с закрытыми глазами на цыпочках, руки по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки согнуты. Тест считается невыполненным, если испытуемый сошел с первоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу. Шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног за минус не считается, нообязательно оговаривается в протоколе исследования.

Примечание: при исследование статической координации необходимо, чтобы ребенок был без обуви.

Исследование динамической координации и соразмерности движений:

1. Прыгание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ногах на расстоянии 5 метров. По звуковому сигналу ребенок начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Поссле 30 сек. перерыва прыгает на другой ноге. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным, если ребенок хотя бы раз коснулся пола подогнутой ногой или размахивал руками. Если задание выполнено только для одной ноги, тест в целом считается не выполненным. В протоколе следует указать, какая нога более устойчива.

2. "Лабиринт".

Перед ребенком, который сидит за столом. кладется лабиринт.

В правую руку ребенок берет карандаш и по звуковому сигналу начинает вести карандашом, пока не дойдет до выхода из лабиринта. После этого, не дожидаясь, других слов команды, переходит к другому лабиринту. Поворачивать бумагу, на которой нарисованы лабиринты, не разрешается и, чтобы избежать этого, рекомендуется рисунок прикрепить кнопками к столу. После перерыва в 30 сек., то же самое проделывается для левой руки. Тест ограничевается временем: для правой руки- 1 мин. 30 сек., для левой руки- 2 мин. 30 сек. Тест считается невыполненным, когда линия, проводимая ребенком, выходит более 2х раз для правой руки и более 3х раз для левой руки за указанные в лабиринтах пределы. Если на выполнение задания потрачено времени более указанного, тест расценивается как невыполненный.

3. "Вырезывание кружка".

Ребенок, сидя за столом, берет в руку ножницы, а в правую- квадратный листок бумаги, на который начерчены круги.

По звуковому сигналу ребенок начинает вырезать круг, начерченный наиболее рельефно, строго держась ограничивающий круг линии. Тест ограничен временем- 1 мин. 30 сек. Тест считается невыполненным, если испытуемый потратил более указанного времени или отклонился (наружу или внутрь- безразлично) от очерчивающей круг рельефной линии.

Скорость движений.

(Перед испытанием остроты движений ребенка ставят в известность, что все задания, которые ему будут предлагаться, он должен проделывать с максимальной скоростью).

1. Укладывание пуговиц в коробку.

Небольшая картонная коробка ставится перед ребенком на таком расстоянии, чтобы он сидя свободно мог достать до нее полусогнутой в логте правой рукой. Параллельно ближайшей к ребенку стенке коробки, отступая от нее 5 см., кладется в беспорядке 20 пуговиц диаметром 2 см. По звуковому сигналу ребенок должен с наибольшей быстротой начинать укладывать пуговицы в коробку по одной. (Пуговицы не бросать, а укладывать). Тест ограничевается временем 15 сек. Если осталась неуложенной хотя бы одна пуговица, тест считается невыполненным. Левши проделывают задания левой рукой.

2. Начертание вертикальных палочек.

Ребенок садится за столом, перед ним кладут лист белой линованой бумаги. По звуковому сигналу ребенок должен начать с наибольшей быстротой чертить карандашом между двумя линейками, вертикальные палочки. Промежутки между палочками могут быть неодинаковыми, но своим размером палочки не должны выходить за пределы двух смежных линий. По истечении 10 сек. дается звуковой сигнал о прекращении работы. Тест считается не выполненным, если ребенок в течении 10 сек. начертил меньше 20 палочек. Левши вополняют задание левой рукой.

3. Раскладывание спичек.

Перед сидящим за столом ребенком лежит кучка из 40 спичек. По звуковому сигналу ребенок с наибольшей быстротой начинает, беря правой рукой по одной спичке, раскладывать их на четыре кучки. Кучки располагаются по углам квадрата со стороной 15 см. Следует следить за тем. чтобы ребенок при работе не поднимался со стула и не брал по две спички за раз. Порядок, в котором уложены спички в кучках,при оценке теста роли не играет. Левши выполняют задания левой рукой. В протоколе указывается, какой рукой выполнено задание.

Одновременные движения.

1. Ребенок садится за стол, напротив него на расстоянии, удобном для того, чтобы ее можно было достать полусогнутой в локте рукой, кладется коробка. Справа и с лева по бокам коробки расположены тесно в ряд 10 спичек с каждой стороны. По звуковому сигналу ребенок начинает укладывание спичек в коробку, для чего он должен большим и указательными пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Тест ограничивается временем 20 секунд и считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно. С обеих сторон должно быть уложено одинаковое количество спичек, не менее 5 с каждой стороны.

2. Перед ребенком прикреплены на столе, один возле другого, два полулиста нелинованной бумаги. В руки ребенка дают по карандашу с затупленным маловыдающимся графитом. По звуковому сигналу ребенок начинает с наибольшей быстротой одновременно обеими руками постукивать карандашами по бумаге, не ставя при етом следующей точки на предыдущее место постукивания. В отношении способа расставления точек ребенку предоставляются полная свобода и следят лишь за тем, чтобы одна точка не попадала на место другой. Через 15 сек. дается звуковой сигнал о прекращении работы. Тест считается невыполненным если после подсчета количество точек на одном из листов превысило 2.

3. Ребенок садится за стол. Перед ним лежит лист бумаги, на котором в правой и левой части нарисованы кружки. В обе руки, лежащие свободно на столе и опирающиеся на локть, ребенок берет по проколке и устанавливает левую руку над верхним кружком левой части рисунка, правую руку- над кружком правой части рисунка. По звуковому сигналу ребенок, действуя одновременно обеими руками, начинает прокалывать кружки, не пропуская ни одного. По истечению 15 сек. дается звуковой сигнал о прекращении работы. Тест считается невыполненным, если после подсчета количество проколов одной рукой будет превышать количество проколов другой рукой больше, чем на два. Общее количество проколов должно быть не менее 20. В случае, если проколы сделаны не на симметричных частях правой и левой половины рисунка, даже при равном количестве проколов обеими рукам, тест все же считается не выполненным.

Сила движений.

Ребенку дают обычную металлическую скрепку для бумаги и предлогают руками разогнуть и насколько возможно распрямить проволоку. Тест ограничивается временем в одну минуту и считается невыполненным, если ребенок не смог подогнуть концы к середине.

Излишне сопровождающие движения (синкенезии).

1. Поднимание бровей вверх.

Ребенку предлогается поднять брови кверху. Следить за тем, чтобы не было излишне сопровождающих движений, таких как закидывание головы, помарщивание крыльев носа, скашивание глаз, открывание рта и т. д., при наличии которых тест считается невыполненным.

2. Закрывание попеременно правого и левого глаза.

Следить за тем, чтобы при закрывании одного глаза не закрывался другой, а также не было излишне сопровождающих движений (скашивание глаз, перекашивание лица, поднимание углов рта, открывание рта и др.) в этом случае тест считается невыполненным. Если ребенок умеет закрывать один глаз, а при закрывании другого отмечается излишне сопровождающие движения, тест в целом расценивается как невыполненным.

3. Сжимание и расжимание рук.

Ребенку предлогается вытянуть максимально вперед обе руки, обратив их ладонями вниз, после этого правая рука сжимается в кулак. По звуковому сигналу ребенок должен расжимать правую руку и одновременно сжать в кулак левую и вдальнейшем, не дожидаясь других слов команды, в течении 10 секунд должен с наибольшей быстротойпроделывать одновременное поочередное сжимание и расжимание кулаков в левой и правой рук. При излишних сопровождающих движениях мышц лица тест считается невыполненным.

Обработка материала и подсчет результатов.

При оценке результатов обследования данные по всем тестам заносятся на общий лист, имеющий следующую форму (табл. ниже). Приводимая нами оценка результатов не может претендовать на исчерпывающую точность, т. к. в ней нет соответствующих поправок на пол ребенка и среду, в которой растет ребенок.

Определение двигательного развития.

Общее количество тестов:

6-8 тестов – норма;

5 тестов – легкая степень моторной отсталости;

4 теста – средняя степень моторной отсталости;

3 и менее – тежелая степень моторной отсталости.

Общее количество тестов, которое должно быть выполнено по всем компонентам движений для данной возрастной группы:

Направления обследования От 4 до 6 лет, 6-8 тестов От 6 до 8 лет, 9-11 тестов

Статическая координация 2 теста(1) 2 теста

Динамическая координация 1 тест 2 теста

Скорость движений 2 теста 2 теста

Одновременность движений 1 тест 2 теста(1)

Сила движений 1 тест 2 теста(1)

Синкенезии 1 тест 2 теста

Примечание: при определении возраста ребенка первые месяцы до шести, превышающие целое количество лет, в расчет не принимаются. Начиная с полных шести месяцев прибавляют к возрасту ребенка лишний год. Например: 4 г. 4 мес. – 4 года, 4 г. 6 мес. – 5 лет.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Любознайки» (опытно-экспериментальное исследование)Фотоотчёт «Любознайки» (опытно-экспериментальное исследование) Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что.

Игра-исследование «Здоровье в наших руках» Цель: формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни через идею соблюдения режима дня, закаливания, поддержания гигиены, прогулки,.

Исследование «Наша ель» Исследование «Наша ель» Марина Сергеева Исследование «Наша ель» 1 слайд. Исследование на тему: "Наша ель" 2 слайд. Цель: узнать каковы.

Конспект-исследование «Вы слыхали о воде?» с детьми старшей группы Образовательная область: Познание Раздел: ОЗОСП Цель: Расширить кругозор детей о роли воды в окружающем нас мире Задачи • Расширять кругозор.

Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Все дети и большинство взрослых любят смотреть мультфильмы. А вы уважаемые коллеги любите смотреть мультфильмы? Хотите посмотреть мультфильм.

Мастер-класс. Пластилинография «Исследование космоса.»Мастер-класс. Пластилинография «Исследование космоса.» В этом году мы отметили 55 лет со дня первого полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина. В космической ракете С названием "Восток" Он первым.

Мини-исследование «Предметы — заместители в детской игре» Мини-исследование на тему: «Предметы — заместители в детской игре». В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Андреева.

Проект познавательно-исследовательский «Наблюдение и исследование зерновой культуры — овса»Проект познавательно-исследовательский «Наблюдение и исследование зерновой культуры — овса» .

Занятие исследование «Осторожно! Тонкий лед» для детей 4–5 летЗанятие исследование «Осторожно! Тонкий лед» для детей 4–5 лет ОПАСНО! ТОНКИЙ ЛЕД! Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато отлично падается! Почему ж никто не радуется! Как в летний,.

Занятие-исследование «Все ли чувства хороши?» (седьмой год жизни)Занятие-исследование «Все ли чувства хороши?» (седьмой год жизни) Цель: Сформировать представление детей о том, что отрицательные эмоции и чувства тоже нужны человеку, и они не навредят ему и окружающим,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследование моторики
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 21:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование моторики» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА БЕЛОУСКО (УИ 776868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД