Исследовательская деятельность как педагогическая технология

Ольга Толмачева
Исследовательская деятельность как педагогическая технология

Меняется облик образования, важным становится для школы не только дать знания, но и сформировать новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Все это нацеливает нас, педагогов, на использование новых современных образовательных технологий, а также применение новых методов и приёмов, ориентированных на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, эффективно сотрудничать, планировать действия.

Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Уже в начальной школе детей необходимо учить: самостоятельной постановке задач, алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению работать в коллективе.

Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского поведения, поэтому дети младшего школьного возраста, уже по природе своей исследователи.

В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества.

Задача учителя поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново откроет для себя известное в науке, но при этом «его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого».

Что такое исследование для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку.

Все начинается с возникновения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.

Ведь исследование – это всегда постановка определенной проблемы или противоречия, «белого пятна» в науке, которые требуют тщательно изучения и объяснения.

Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе, привлекая родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям, оказывая неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности.

Кроме этого исследовательская деятельностьобеспечивает развитие психологических процессов: мыслительной деятельности у учащихся, творческого мышления, воображения, памяти и внимания. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Исследовательская технология позволит реализовать идею формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Задача учителя увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Таким образом, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Список источников

1. Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. [Текст]: Пособие для учителей начальных классов и студентов педагогических вузов и колледжей.Набережные челны: НИСПТР, 2011. - 107с.

2. Подругина И. А., Сергеева Д. В., Соловова О. Р. Проектирование учебно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.- С. 9

3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: 3-е изд, перераб. —Самара: Изд. Дом «Фёдоров». -2010.-79 с.

4. [Электрон. ресурс]Социальная сеть работников образования - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

Публикации по теме:

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии»Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии» Актуальность:Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Исследовательская деятельность как педагогическая технология
Опубликовано: 2 марта 2021 в 19:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки