юлия решетова
Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Организация исследовательской деятельности детей с ОВЗ, как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности
не просто возможна, а необходима.
Публикация «Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль.
Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели, уметь использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В этом мне помогает организация Исследовательской деятельности – эффективная технология познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации деятельности детей дошкольного возраста, чем игровая.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Познавая мир, ребёнок делает множество открытий.
Главная особенность организации исследовательской деятельности детей с ОВЗ - подбор доступных форм и методов работы, способствующих включению ребёнка в собственный исследовательский поиск.
Моя основная задача: обучить детей с ОВЗ не только простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включить воспитанников в полный цикл исследовательской деятельности (от определения проблемы до анализа полученных результатов).
Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я использую следующие формы работы :
1. Индивидуальную.
2. Групповую.
3. Подгрупповую.
В нашей группе оборудован Уголок Экспериментирования,
который включает:
- Природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов;
- Бросовый материал: провода, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;
- Сыпучие продукты: фасоль, горох, манка и т. д.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные);
- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- Другие материалы: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, схемы и таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
Все материалы доступны и безопасны для детей.
Система работы
Свою работу я начинаю с простого варианта наблюдения и экспериментирования, в дальнейшем включая воспитанников в полный цикл исследовательской деятельности (от определения проблемы до анализа полученных результатов).
Важно привлечь внимание детей! к простым играм : переливание воды из сосуда в сосуд, игры с магнитами, надувание мыльных пузырей и т. д.
Для этого использую сказочных персонажей, интересные игрушки, демонстрирую что-то необычное.
Допускаю самостоятельное использование оборудования уголка экспериментирования в свободной деятельности.
Если ребёнок нуждается в помощи, то я пытаюсь оказать её незаметно, шаг за шагом подталкивая его к правильному ответу, осторожно поправляя его, если он делает неправильные выводы, потому что критика или недовольство воспитателя снижает интерес детей к любой деятельности.
После проведения опытов со всей группой повторяю некоторые из них индивидуально. Если дети уже запомнили последовательность проведения опыта, они проводят его самостоятельно, сопровождая свои действия объяснениями.
В работе с ребёнком с ОВЗ я стараюсь создать атмосферу доверия, тогда он может спокойно задавать интересующие его вопросы, получать на них ответы, высказывать своё мнение.
Роль родителей
Стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.
На начальном этапе родители оказывали помощь в работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции семян, камней, ракушек, шишек.
Мы с родителями воспитанников постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель – повысить познавательно – исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Родители поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Также я разработала консультации и памятки для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; «Воспитание любви к природе» и др.
ИТОГ
Главное достоинство метода исследования, экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста познавательно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Исследование и экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисково - исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в школьные годы.