МААМ-картинки

Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности

юлия решетова
Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Организация исследовательской деятельности детей с ОВЗ, как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности

не просто возможна, а необходима.

Публикация «Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности» размещена в разделах

Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль.

Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели, уметь использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В этом мне помогает организация Исследовательской деятельности – эффективная технология познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации деятельности детей дошкольного возраста, чем игровая.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Познавая мир, ребёнок делает множество открытий.

Главная особенность организации исследовательской деятельности детей с ОВЗ - подбор доступных форм и методов работы, способствующих включению ребёнка в собственный исследовательский поиск.

Моя основная задача: обучить детей с ОВЗ не только простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включить воспитанников в полный цикл исследовательской деятельности (от определения проблемы до анализа полученных результатов).

Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я использую следующие формы работы :

1. Индивидуальную.

2. Групповую.

3. Подгрупповую.

В нашей группе оборудован Уголок Экспериментирования,

который включает:

- Природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов;

- Бросовый материал: провода, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

- Сыпучие продукты: фасоль, горох, манка и т. д.

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные);

- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- Другие материалы: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, схемы и таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Все материалы доступны и безопасны для детей.

Система работы

Свою работу я начинаю с простого варианта наблюдения и экспериментирования, в дальнейшем включая воспитанников в полный цикл исследовательской деятельности (от определения проблемы до анализа полученных результатов).

Важно привлечь внимание детей! к простым играм : переливание воды из сосуда в сосуд, игры с магнитами, надувание мыльных пузырей и т. д.

Для этого использую сказочных персонажей, интересные игрушки, демонстрирую что-то необычное.

Допускаю самостоятельное использование оборудования уголка экспериментирования в свободной деятельности.

Если ребёнок нуждается в помощи, то я пытаюсь оказать её незаметно, шаг за шагом подталкивая его к правильному ответу, осторожно поправляя его, если он делает неправильные выводы, потому что критика или недовольство воспитателя снижает интерес детей к любой деятельности.

После проведения опытов со всей группой повторяю некоторые из них индивидуально. Если дети уже запомнили последовательность проведения опыта, они проводят его самостоятельно, сопровождая свои действия объяснениями.

В работе с ребёнком с ОВЗ я стараюсь создать атмосферу доверия, тогда он может спокойно задавать интересующие его вопросы, получать на них ответы, высказывать своё мнение.

Роль родителей

Стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.

На начальном этапе родители оказывали помощь в работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции семян, камней, ракушек, шишек.

Мы с родителями воспитанников постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель – повысить познавательно – исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.

Родители поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Также я разработала консультации и памятки для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; «Воспитание любви к природе» и др.

ИТОГ

Главное достоинство метода исследования, экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста познавательно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Исследование и экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисково - исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в школьные годы.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Читательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книгеЧитательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книге Читательский дневник - как средство формирования духовной потребности к книге. Книга-верный, Книга-первый, Книга-лучший друг ребят. Нам.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности»Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности» Кучукбаева А. Л. Леонтьева Т. В. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости,.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности
Опубликовано: 11 августа 2021 в 11:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности» (включая файлы) размещена пользователем юлия решетова (УИ 716726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД