НАТАЛЬЯ ЛОДОСЕНКО
Исследовательская деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требуется не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить.
Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию.
Публикация «Исследовательская деятельность в детском саду» размещена в разделах
Начиная работу в данном направлении, я поставила перед собой цель не только развивать познавательный интерес детей, но и создавать условия для самостоятельного применения полученных знаний.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты и исследования. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников использую комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове, тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.) В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
- словесные (использование проблемных и познавательных вопросов, беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);
-практические (разнообразное обследование предмета, игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).
Инновационные методы:
-проведение опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды использовала метод ТРИЗ «метод маленьких человечков, ММЧ» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды;
-метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы;
- использование метода моделирования и конструирования: это конструктор LEGO, магнитный 3D конструктор, конструктор пластиковый строительный «Соломинки», развивающий конструктор ТАЙЛ-БЛОКС, STEM конструктор «Веселые горки».
В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения (ТСО, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о загадочных объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами: захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель со сказочным ученым, путешествие с фиксиками позволяют детям узнать о свойствах и состоянии предметов и явлений.
Большое значение придаю игровым технологиям которые чаще всего используются в самостоятельной деятельности. Дети учатся договариваться, находить пути решения разных проблем, выдвигать гипотезы и приходить к намеченной цели.
Например: строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации. Почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред, почему ветер друг и враг и др.? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры – опыты, игры-эксперименты, такие как «Самыфй большой мыльный пузырь», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.) побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В совместной деятельности использую занятия-тренинги, предложенные А. И. Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы (прием эмпатии). «Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», «Почему лед с пузырьками», выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», «А правда, что яйцо не тонет в воде?» задавать вопросы, умение классифицировать предметы, сравнивать, наблюдать.
Использую «Круги Луллия» для развития у ребят изобретательской смекалки, творческого воображения. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Для наиболее полного изучения, какого – либо явления или предмета, использую метод проектов. Данный метод позволяет делить информацию на мелкие части, проводить серии опытов, устанавливать связи между условиями и результатами деятельности. Так были реализованы проекты: «Сад-огород», «Мой цветочный участок», «Метеостанция», «Удивительная соль», «Волшебные краски радуги». В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.
В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы дети делают в словесной форме, а чаще фиксируют результаты, т. е. оформляют в рисунках, схемах.
Одним из главных условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в моей работе является организация предметно – пространственной развивающей среды.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В своей группе организовала центр «Я-исследователь», в котором дети самостоятельно или совместно с воспитателем проводят исследования по изучаемой теме.
При оборудовании центра экспериментирования учитывала следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- насыщенность;
-доступность расположения.
Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны, алгоритмы, карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования дополняется систематически в соответствии с планом работы.
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми организую еще и в форме дополнительного образования, которая построена по трё м взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. Помогали Чиполино выявить, сколько нужно воды растениям для жизни. Проводили цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры. С Мальвиной узнавали, можно ли закрасить белый цветок, поливая его цветной водой и др.
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды с Капелькой: прозрачная, не имеет формы, нет запаха, не имеет вкуса. С Пузырьком пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов.
Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега» : вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему?
Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?
Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с природными материалами: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить самую высокую фигурку. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Приходят к выводу и лепят фигуры из влажного песка. По теме: «Волшебница - вода» проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Делаем фонтан», «Очистим воду», «Цветные льдинки» и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.). Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус, измеряли рост, вес - сделали вывод, что за год подросли)
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Таким образом, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина // М. ,- 2015.
2. Ковинько Л. C. Секреты природы – это так интересно! / Л. C Ковинько //– М: Линка-Пресс, 2014. – 72с.
3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. / С. Н. Николаева//– М. : Педагогическое общество России, 2013. – 80с.