Папки-передвижки

Исследовательская деятельность в начальной школе

Рожкова Надежда Борисовна
Исследовательская деятельность в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)

Хотя проектная деятельность часто применяется в школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Публикация «Исследовательская деятельность в начальной школе» размещена в разделах

Вообще путаница довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции.

Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика.

2 слайд

Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.

Очень часто путают понятия исследовательская работа и собственно, сам проект.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

3 слайд

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.

Одно из требований ФГОС - научить ребенка самостоятельно добывать знания. Цели применения проектной деятельности в полной мере перекликаются с требованиями нового стандарта.

4 слайд

Человек запоминает только 10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

5 слайд

Главной целью исследовательской деятельности в науке является производство новых знаний.

А в образовании цель исследовательской деятельности :

• в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,

• развитии способности к исследовательскому типу мышления,

• активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

6 слайд

Стадии работы над проектом - это — это «пять П» :

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

7 слайд

Структура проекта.

В зависимости от возраста детей можно выделить этапы работы над проектом. Чем младше ребёнок, тем больше таких этапов.

Но, всё же любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

• Выбор темы.

• Постановка цели и задач.

• Гипотеза исследования.

• Организация исследования.

• Подготовка к защите и защита работы.

• Рефлексия

8 слайд

Подготовка

Выбрать тему не сложно, если знаешь, что тебя интересует.

Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

9 слайд

(прочитать вопросы на слайде)

10 слайд

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

11 слайд

Темы исследования. Какими они могут быть?

1. Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках.

2. Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.

3. Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.

12 слайд

Тема «Кристаллы» (пример)

13 слайд

Исследование. Цели и задачи.

14 слайд

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

(прочитать примеры на слайде)

15 слайд

(пример)

Постановка целей исследования.

(что и для чего мы будем делать)

Цель проекта:

изучение «мира кристаллов» и способов их выращивания

Задачи исследования.

Выработка плана действий

(как и с помощью чего можно это сделать)

Задачи:

• Узнать факты о кристаллах.

• Вырастить кристаллы в домашних условиях.

4. Объект, предмет и база исследования

Объект: кристаллы

Предмет: способы их выращивания в домашних условиях

16 слайд

Гипотеза исследования

Слово «гипотеза» - происходит от древнегреческого hypothesis – это рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим, допустим, что, если, возможно.

(прочитать на слайде примеры)

17 слайд

Для решения проблемы, по теме твоего исследования, потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений.

18 слайд

Гипотеза исследования.

Из подручных средств (соли, воды, можно в домашних условиях вырастить кристаллы (пример)

19 слайд

Организация исследования. Составление плана работы.

Как мы можем узнать что–то новое о том, что исследуем?

Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

20 слайд

Методы исследования.

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору и т. д.

Изучение информации о кристаллах, эксперимент.

21 слайд

Самостоятельная деятельность.

Планирование, изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, научный комментарий, поиск решения проблемы, практическое овладение методиками исследования в соответствии с темой и планом работы, собственные выводы.

22 слайд

(пример)

План исследования.

Узнать из разных источников информации (из энциклопедий, Интернета, у взрослых, что такое кристаллы, какие бывают кристаллы.

Выяснить, где встречаются кристаллы в обычной жизни.

Вырастить кристаллы дома.

23 слайд

Результаты исследования.

(Анализ информации)

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

24 слайд

Подготовка к защите исследовательской работы.

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

25 слайд

5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

8. Подготовить текст сообщения.

9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

10. Приготовиться к ответам на вопросы.

26 слайд

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта, где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков:

демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта,

демонстрировать выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения,

аргументированно излагать свои мысли, идеи,

анализировать свою деятельность, навыки индивидуальной самостоятельной работы,

самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе)Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе) Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами предметов. Задачи: Образовательные: - формировать умения.

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Фотоотчет «Проектная деятельность в начальной школе»Фотоотчет «Проектная деятельность в начальной школе» Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей.

Внеурочная деятельность «Божьи коровки» во время весенних каникул в начальной школеВнеурочная деятельность «Божьи коровки» во время весенних каникул в начальной школе Во время летних каникул в МБОУ НОШ посёлка совхоза им. Льва Толстого для детей были организованы кружковые работы: литературные и интеллектуальные.

Внеурочная деятельность «Забавные пингвины» во время осенних каникул в начальной школеВнеурочная деятельность «Забавные пингвины» во время осенних каникул в начальной школе Время каникул – прекрасная пора. Все дети любят каникулы, и совсем не потому, что в этот период нет уроков, совсем не нужно спешить на.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь»Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность проект «Мыльные истории» Курицкая Влада, 6 лет Руководитель: Тынянских Галина Ивановна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность в начальной школе
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 17:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Рожкова Надежда Борисовна (УИ 2296776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД