Резе Наталия Анатольевна
Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе
Глава 1. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке ребёнка к школе
1.1 Формы и методы, направленные на развитие взаимодействия родителей и воспитателей.
Публикация «Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Грамотная и постоянная работа воспитателя подготовительной группы, даёт возможность не только заинтересовать родителей воспитательным процессом и подготовкой детей к школьному обучению, но и повысить их культурный уровень.
Для того, чтобы взаимодействие ДОУ с родителями имело положительный результат, необходимо выполнить определё нные задачи: 1. Ознакомиться с социальным и психологическим портретом семьи, её микроклиматом и поведением ребёнка дома.
2. Выяснить, насколько родители ориентируются в педагогике.
3. Выявить проблемные моменты.
4. Использовать в качестве примеров положительные результаты своих наработок.
5. Осуществлять коллективный, дифференцированный и индивидуальный подходы к родителям для достижения максимального результата.
Для того, чтобы достичь желаемых можно применять разные формы и методы работы с семьями. Такая работа должна быть нацелена на то, чтобы охватить все этапы развития и воспитания ребенка.
Важнейшим условием гармоничного развития ребёнка является его физическое развитие. Родителей нужно научить, как оздоровить своего ребенка, повысить его иммунитет. Необходимо также учитывать, что умственное развитие детей -это задача не только дошкольного учреждения, но и семьи.
Также, одной из важнейших задач остаётся нравственное воспитание. Семья должна быть проинформирована о том, как обстоят дела с нравственным воспитанием в саду (ознакомить с планами и проектами) и получить советы о том, как эту работу проводить дома.
Важную ступень в формировании нравственности занимает труд. Именно при этом виде деятельности воспитываются такие качества как ответственность, дисциплина, проявляется инициатива.
Необходимо объяснить родителям влияние эстетического воспитания на развитие ребёнка. Проконсультировать их о том, какую музыку должен слушать ребёнок, какие передачи смотреть, как важно посещать с ним культурные мероприятия.
Исходя из сказанного, можем определить схему работы с родителями:
-консультации родителей по вопросам воспитания;
-учить родителей решать проблемные вопросы;
-привлекать родителей к общественной работе ДОУ;
-вовлекать родителей в образовательный процесс;
-вести культурно-просветительскую работу;
-информировать родителей о том, как проходит развитие их ребёнка
Формы и методы работы, которые дают действенный результат мы рассмотрим подробнее.
1) Посещение семей
Воспитатель при посещении семьи сразу оценит психологический микроклимат в котором проходит воспитание ребёнка. Посещая семью, педагог заблаговременно ставит перед собой определённые задачи. Это может быть выяснение того, какие трудовые поручения выполняет ребёнок в семье или какие книги его интересуют, или какие игры он предпочитает. Четко сформулированная цель посещения, даёт возможность воспитателю дать реальную оценку увиденному. Необходимо учесть, что в спокойной домашней атмосфере, и родители, и дети чувствуют себя более раскрепощённо и могут поделиться большим количеством информации, касающейся своей семьи и ребёнка. Основываясь на результатах беседы с родителями и собственных наблюдениях, воспитатель может спрогнозировать дальнейшую работу по развитию, воспитанию, и обучению ребёнка.
2) Наглядная агитация.
Для того, чтобы заинтересовать и привлечь родителей к воспитательной работе, можно и нужно правильно оформит стенды. Они должны включать в себя план работы, обсуждаемый на педагогическом совете, этапы работы с подробным отчётом и результатами (родителям очень нравится смотреть работы своего ребёнка и сравнивать его с работами других воспитанников). Обязательно нужно вести две параллельные стратегии: внутренняя (что происходит в стенах сада) и внешняя (что нужно сделать дома для продолжения данной работы). Здесь же освещается и работа родителей «Спасибо за помощь» - изготовление родителями костюмов, уголков, участие в различных конкурсах. Выставки нужно оформлять с учётом тематики (трудовая, эстетическая и т. д.).
3) Дни открытых дверей.
Большой популярностью пользуется именно эта форма работы, так как родителям всегда интересно, чем занимается их ребёнок в детском саду. В этот день они могут не только наблюдать за развитием своего ребёнка, но и сравнить его достижения с достижениями других детей. Поэтому к этому дню нужно готовиться особенно тщательно. Заблаговременно продумать и обсудить с руководством и психологом все пункты плана проведения. Сначала необходимо проинструктировать родителей о том, какие занятия они будут смотреть, на что обратить внимание, с какой целью им показывают именно это занятие. В процессе просмотра, родители делают выводы и намечают для себя линию поведения в семье, с целью продолжить воспитание по данному направлению. Они также получают возможность научиться у воспитателя определённым формам общения с ребёнком. Эта форма работы хорошо зарекомендовала себя на практике. Она помогает сблизиться с родителями, дать им возможность изменить своё мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребёнка.
4). Папки-передвижки
Очень часто для положительной динамики развития работы с родителями используются папки-передвижки. Это удобно и действенно. Они дают необходимую информацию как в индивидуальной работе, так и в коллективной. Тематика передвижек бывает разной: воспитание в кругу семьи, подготовка дошкольников в эстетическом и нравственном направлениях и т. д. Например: «Роль игры в воспитании», «Советы родителям будущих первоклассников» (см. Примечание, мини-консультации по трудовому воспитанию и т. д.
5. Родительские собрания.
Традиционно, родители на собраниях просто воспринимают информацию, которую подготовил им педагог. Они не проявляют инициативы и интереса. Но можно проводить родительские собрания с привлечением детей. Показать, к примеру, сказку о жизни сада, сценку, подготовленную детьми, привлечь внимание родителей тем, что они становятся участниками собрания, а не пассивными зрителями. Можно применять семинары-практикумы. На родительские собрания целесообразно приглашать методиста и психолога. У каждого родителя есть масса вопросов, которые они хотели бы обсудить со специалистами, получить рекомендации, наметить план дальнейшей работы, а возможно, и поделиться собственным опытом. О проведении родительского собрания необходимо оповестить родителей заранее, желательно, за пару недель. Тогда они смогут сформулировать аспект вопросов, который их интересует. При таком подходе родители и воспитатели смогут не просто встретиться, но и дать друг другу возможность обсудить интересующие вопросы. Данная форма работы даёт возможность родителям высказать свою точку зрения, поделиться проблемами и опытом, а воспитателям-более глубоко изучить атмосферу, в которой воспитывается дошкольник и сделав выводы, определить пути решения проблемы совместной работы семьи и ДОУ. Благодаря этому, родители становятся более заинтересованными жизнью детского сада, желают и сами внести свою лепту в процесс воспитания.
6). Деловые игры.
Деловая игра – это широчайшие возможности ненавязчиво приблизить людей к реальной ситуации, обыграв её. Через игру можно научить принимать верные решения в различных ситуациях, не боясь ошибиться. В этом первостепенное место играет опыт и компетентность воспитателя. Игра строится следующим образом:
1. Подготовительный этап.
Заключается в том, чтобы определить цели, задачи, правила, распределение ролей, изготовление атрибутов.
2. Сама игра.
Выполнение участниками правил и ролей.
3. Итог игры.
Подведение итогов, анализ результатов.
Тематика деловой игры может быть разнообразна. Нацелена она на создание конкретных конфликтных ситуаций и поиск их решений. Участниками игры могут быть все работники ДОУ, родители, и дети.
7). Викторины вопросов и ответов.
Для подготовки к данной викторине, нужно заранее собрать все, интересующие родителей, вопросы, подготовить ответы. Желательно, чтобы на ней присутствовало как можно больше работников ДОУ. Сама викторина должна проходить в спокойной, тёплой, непринуждённой атмосфере. О сроках проведения викторины сообщается заблаговременно, но не позднее, чем за месяц. Сбор родительских вопросов происходит разными способами. Это и анкетирование родителей, и устный опрос, и информация, полученная на родительских собраниях. Родители также располагают временем, чтобы обдумать и задать вопросы, интересующие их.
8). Встречи за «круглым столом».
Такая форма работы очень интересна и полезна как для педагогов, родителей, но и для детей. Для того, чтобы создать благоприятную атмосферу, мероприятие лучше проводить в музыкальном зале, заранее украсив его. Можно подобрать интересную нежную музыку, лучше классическую, которая располагает к откровениям, успокаивает и задаёт темп беседы.
Тематика круглого стола может быть разнообразной. Необходимо обязательное присутствие не только воспитателя, родителей, детей, но и психолога, а, желательно, и юриста. Вопросы, обсуждаемые на таком мероприятии, должны включать в себя все аспекты жизни ребёнка, его семьи и его времяпровождение в стенах детского сада. Они должны касаться подготовки ребёнка к школе по всем направлениям.
2.2Анализ и оценка эффективности взаимодействия ДОУ с родителями
Опытно-экспериментальная работа была организованна на базе МОАУГ №8 (д/с№31) г. Райчихинска. Режим работы - пятидневный, с 7.30 до 17.30. Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом.
В саду работают специалисты: инструктор по физическому воспитанию, педагог - психолог, музыкальный руководитель. Уровень подготовки специалистов в наибольшей степени соответствует требованиям, предъявляемым к обучению и воспитанию детей, обеспечению дошкольной подготовки. Все педагоги регулярно проходят переподготовку на курсах по обновлению содержания дошкольного образования.
В ДОУ используется программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Анализ условий показал, что МОАУГ №8 (д/с№31) является оптимальной базой для проведения исследования эффективности взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к обучению в школе.
Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
констатирующий эксперимент (сентябрь - октябрь 2016);
формирующий эксперимент (октябрь 2016 - февраль 2017);
контрольный эксперимент (февраль - март 2017).
Целью данного эксперимента было выявление особенностей взаимодействия того детского сада и семьи в процессе подготовки ребёнка к последующему обучению.
Для этого были поставлены определё нные задачи:
1. Изучить уровень подготовки старших дошкольников к последующему обучению;
2. Выявить проблемы совместной работы детского учреждения и родителей подготовки детей к школе.
С целью выяснить роль ДОУ в данном процессе, все дети подготовительной группы были поделены на две подгруппы: контрольную и экспериментальную. Каждая группа состояла из 12 детей.
Чтобы решить первую задачу, проводились такие тестовые процедуры:
1 «Так не бывает»
Цель : установить эмоциональный контакт с ребенком.
2. Пространственно-арифметический диктант.
Цель : выяснить, умеют ли дети работать согласно правилам
3. «Последовательность».
Цель : диагностика умения устанавливать причинно-следственные отношение и
развитие монологической речи.
4. «Геометрические фигуры».
Цель : определение уровня схематического восприятия, установление понятий» геометрическая фигура».
5. «Аналогии».
Цель : диагностика сформированности основ понятийного мышления.
6. «Логопедический».
Цель : диагностика звукопроизношения и умения произвести звукобуквенный анализ.
7. «Нельзя так говорить».
Цель : диагностика использования правил общения.
8.«Правила».
Цель : диагностика соблюдения правил и закономерностей.
9.«Литература».
Цель : диагностика знания букв, умения складывать их в слоги и слова.
10.«Представь себе».
Цель : диагностика образного мышления и мелкой моторики.
9. «Что получилось».
Цель : диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса.
Все диагностические схемы выбраны из методических рекомендаций по проведению диагностики готовности к школе Л. А. Венгера и Г. Г. Кравцова.
Распределение баллов:
3 балла - правильное, точное и быстрое выполнение задания;
2 балла - выполнение с некоторыми неточностями, допуск незначительных ошибок, сниженная скорость выполнения;
1балл - неправильное выполнение задания, допуск грубых ошибок, отказ от выполнения.
По полученным результатам была составлена таблица№ 1.
Анализ полученных результатов позволил нам выделить 3 уровня готовности старших дошкольников к школе.
Высокий уровень (20 - 30 баллов).
Высокий уровень свидетельствует о том, что ребёнок выполнил все задания.
Средний уровень (10 - 20).
Средний уровень говорит о том, что ребёнок выполнил задания, но с некоторыми неточностями и ошибками.
Низкий уровень (0 - 10).
Низкий уровень показывает, что ребёнок, при выполнении заданий, допустил много грубых ошибок или вообще отказался от выполнения заданий.
По результатам теста были сделаны выводы:
количество детей высокого уровня - 8 ребенка;
среднего - 8 человек;
низкого уровня - 8 детей.
Исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что дети недостаточно подготовлены к дальнейшему обучению. У них не развиты на должном уровне мыслительные и речевые умения. А это означает, что педагоги и родители действовали порознь.
Для того, чтобы решить вторую задачу, мы провели следующие мероприятия:
-анкетирование родителей, цель которого выяснить какие проблемы возникают у родителей при подготовке ребёнка к школе. А также определить степень совместной работы семьи и ДОУ
Анкета для родителей
1. Какими качествами, на Ваш взгляд, необходимо обладать ребенку при поступлении в школу?
2. Нужно ли готовить ребёнка в школу целенаправленно? Почему? И как это сделать?
3. Посещает ли Ваш ребёнок дополнительные занятия, кружки?
4. Как часто Вы занимаетесь с ребёнком самостоятельно?
5. Чем предпочитает заниматься Ваш ребёнок?
6. Довольны ли Вы подготовкой к школе, проводимой вашим ДОУ?
7. Какие Вы видите недостатки?
8. Как часто Вы принимаете участие в жизни сада?
9. Кто выступает инициатором совместных действий?
10. Что бы Вы хотели изменить в отношениях «семья-сад»
11. Ваши предложения по оптимизации подготовки ребёнка к школе.
Анкета составляется воспитателем, исходя из вопросов родителей, с которыми педагог сталкивается систематически. Можно использовать анкету как самостоятельную форму работы с родителями или в ходе родительского собрания.
Это необходимо для того, определить стратегию дальнейшего взаимодействия с семьёй, поскольку от родительского настроя зависит модель поведения ребёнка.
В результате проведённого анкетирования, было установлено, что далеко не все родители компетентны в вопросах педагогического воспитания, не знают по какой программе обучается и воспитывается их ребёнок.
Многие родители считают, что образовательный процесс в ДОУ не соответствует требованиям, которые выдвигаются школьной программой. Поэтому, для того, чтобы подготовить ребёнка к школе, они прибегают к помощи специалистов вне детского сада.
Не все родители и не всегда принимают участие в проведении общих мероприятий. Одни говорят, что им некогда, другие- что им это не интересно.
По результатам опроса родителей, был сделан вывод: особое внимание следует уделить развитию навыков чтения, письма и основам математики. Для того, чтобы оптимизировать процесс подготовки ребёнка к школе в ДОУ, практически все родители указали введение дополнительных занятий.
Всё это говорит о том, что нужна специальная система работы семьи и сада.
Такая система была разработана и включила в себя следующие этапы:
-психолого-педагогическое направление, то есть обучение родителей по вопросам, касающимся подготовки детей к школе;
-использование форм работы, при которых родители и дети действуют сообща;
-приобщение родителей к решению вопросов, касающихся образовательной работы в детском саду;
С целью достижения положительных результатов при подготовке детей к школе, а также, учитывая пожелания и предложения родителей, была разработана программа- «Школа для родителей будущих первоклассников». «Школа для родителей будущих первоклассников» осуществляла свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, Положением о «Школе для родителей будущего первоклассника». Участниками «Школы для родителей будущих первоклассников» являются: родители детей подготовительной группы, воспитатели детского сада, медсестра ДОУ, врачи детской поликлиники, а также учителя начальных классов МОАУГ №8 г. Райчихинска.
Принцип работы «Школы для родителей будущих первоклассников»- добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Направления деятельности «Школы для родителей будущих первоклассников» :
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей подготовительной группы;
-распространение опыта воспитания в семье;
- обучение родителей подготовительной группы;
-привлечение семей к организационно-управленческой деятельности детского сада;
Основными критериями стало:
-родители или законные опекуны, имеют право на любую информацию о качестве воспитания и обучения своих детей. На получение помощи специалистов;
–детский сад имеет право на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
-основным принципом «Школы родителей будущих первоклассников» стал принцип создания условий для совместной работы ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к обучению в школе.
«Школа родителей будущих первоклассников» работала согласно положениям:
1. Формирование личности будущего школьника развивается при поддержке его семьи, друзей, общения со взрослыми, коллектива, педагога и специалистов ДОУ.
2. Укрепление взаимодействия с родителями ребёнка.
3. Проведение мероприятий, нацеленных на обучение родителей в вопросах воспитания.
4. Практическое решение проблем по совместной работе семьи и ДОУ.
Основной целью работы по налаживанию контакта с родителями стало привлечение семьи в целостный педагогический процесс.
Показателями результативности такой работы стало:
-повышение уровня педагогической культуры родителей;
-участие семей в мероприятиях, проводимых в детском саду;
-участие родителей в планировании и управлении образовательного процесса.
Работа с семьями велась по двум направлениям - образовательно-просветительская работа с семьями и привлечение родителей к управленческим процессам детского сада.
Основные формы организации работы «Школы для родителей будущих первоклассников» : круглый стол, практикумы, решение педагогических ситуаций, занятия, консультация, видео просмотры по организации жизни детей в детском саду.
Главной задачей было развитие у родителей рефлексии собственных воспитательных и образовательных приемов при подготовке детей к дальнейшему обучению.
Проанализируем основные методы.
1. Обсуждение разных точек зрения позволило навести родителей на размышление о том, каково их участие в подготовке ребёнка к школе. Например:
Вопрос: «В чем, по-вашему, главный залог успешности ребенка в обучении - в имеющихся знаниях и опыте, в силе воли, физическом здоровье или в таланте?»
Большинство родителей ответили, знания и умения- залог успеха в обучении, трое родителей сказали, что в физическом здоровье, так как нагрузка на организм очень большая. И две мамы склоняются к тому, что основным залогом хорошей учёбы в школе являются умственные способности ребёнка
В поисках решения проблем связанных с семейным воспитанием, родители зачастую полагаются лишь на жизненный опыт семьи. Поэтому воспитателю необходимо рекомендовать им посетить занятия с психологом. Ведь не каждый родитель способен правильно реагировать на действия ребёнка в процессе обучения. Например, вместо того, чтобы выполнять какие-то задания, ребёнок балуется, играет. В такой ситуации, родитель, скорее всего, разозлится и применяя наказание, заставит малыша сделать задание. Как на это может отреагировать ребёнок? Практически все родители надеялись, что ребёнок немного поупрямится и всё-таки выполнит задачу. Вот в такой ситуации педагог-психолог грамотно объяснит все плюсы и минусы данного подхода к проблеме, исходя из психолого-педагогических исследований.
Он также проводит тренинговые упражнения, в ходе которых родители учились давать оценку различным ситуациям воздействия на ребёнка. Можно сказать, учились новым отношениям с ребё нком: искали удачные варианты обращения.
Необходимо отметить, что семьи, в процессе игры, начинали смотреть на своего ребёнка другими глазами, открывая для себя радость общения со своим ребёнком. Родители начинали понимать, что невозможно быть счастливым, делая несчастным своего ребёнка. Нельзя свои эмоции выплёскивать на неокрепшую психику маленького человека.
В результате годовой работы с родителями, мы достигли максимального взаимопонимания. Благодаря этому, совместная работа перестала быть похожей на работу Лебедя, Щуки и Рака из одноимённой басни. Мы вместе планировали и проводили работу, направленную на повышение уровня подготовки дошкольников к обучению в первом классе.
Кроме того, родители и сами стали на более высокую ступень педагогической грамотности.
Для определения эффективности проведенной работы была проведена повторно диагностика для детей подготовительной группы и их родителей.
Таким образом, данные показывают повышение уровня готовности к школе у детей экспериментальной группы, указывают на эффективность проведенной работы и полностью подтверждают гипотезу исследования.
Помимо тестовой диагностики, в процессе проведения работы по подготовке детей к школе, проводился мониторинг по всем образовательным направлениям.
Наиболее высокие результаты детьми подготовительной группы были достигнуты в таких образовательных областях как «Познание» - 90%.
Воспитанники знают количественный и порядковый счет в пределах 20, составляют и решают задачи в одно действие. Умеют делить фигуры на несколько частей и составлять целое. Владеют временными понятиями,создают модели объектов по рисунку и по рассказу.
«Художественное творчество» - 94 %.Дети различают жанры живописи, создают индивидуальные и коллективные работы, используют различную технику, создают сюжетные и декоративные композиции.
«Безопасность» -94 %.Соблюдают правила поведения в саду, на улице, в транспорте. Знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе,правила дорожного движения,различают дорожные знаки.
«Художественная литература» -94%.Знают много стихотворений, загадок,различают жанры литературной деятельности,Умеют выразительно рассказывать сказку.
«Здоровье»-94%.Воспитанники усвоили культурно-гигиенические навыки,имеют сформированное представление о здоровом образе жизни.
«Социализация» Самостоятельно выбирают и придумывает сюжеты игр оценивают свои возможности, моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к театрализованной деятельности.
«Коммуникация» -88%.Пересказывают и инсценируют небольшие литературные произведения, различают звук, слог, но не всегда верно строят сложные предложения.
«Труд» -80%.Не всегда самостоятельно ухаживают за одеждой. Не все ребята проявляют трудолюбие. Знают и выполняют обязанности дежурного, с интересом работают в уголке природы.
Итогом учебного года можно считать результаты:
сентябрь май не сформирован 30% 3%
в стадии становления 45% 7%
сформирован 30% 90%