МААМ-картинки

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению

Татьяна Гицевич
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению

Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие за последнее время в школе серьезные преобразования, введения новых образовательных стандартов и программ, интенсификация обучения обусловили предъявление высоких требований к будущим первоклассникам.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению» размещена в разделах

Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению. В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребёнка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Немаловажную роль в формирование готовности к школьному обучению играет семья дошкольника. От того, какие традиции приняты в семье, какое место занимает будущий школьник, какова воспитательная линия членов семьи по отношению к нему, зависит очень многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные сведения об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Сила воспитательного влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и различных ситуациях и условиях, поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Тем более что, обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а организованные родителями игры и занятия дают хорошие результаты, даже если им отводятся немного времени.

Одним из главных условий подготовки к школьному обучению в семье является постоянное, осуществляемое в разных формах, сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Доказано, что умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать до конца.

Переживание успеха - еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом, но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Не следует забывать о том, что успешность обучения к школе будет зависеть от уровня сформированности разных сторон речи. Известно, что в результате общения с родителями дошкольник к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением и письмом в школе.

Исходя из тезиса Д. Б. Эльконина о том, что один из главных аспектов готовности к школе - это сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, в основу к своей работы мы взяли уровень сформированности предпосылок учебной деятельности:

- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умения ребенка ориентироваться на систему правил в работе;

- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

-умение работать по образцу.

Полученные результаты предварительного анкетирования и педагогической диагностики детей позволяют сделать вывод о преимущественном преобладании среднего и низкого уровней сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью.

Осуществление взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности детей к школьному обучению включало два направления: работа с детьми и работа с родителями.

По первому направлению нами реализуется проект "Тропинка к школе", имевшая целью формирование у детей предпосылок учебно - познавательной деятельности, развитие любознательности, самостоятельности, активности.

Содержание работы составила непосредственно организованная совместная образовательная деятельность детей и специалистов ДОУ по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, подготовке руки к письму, художественной деятельности, игры и упражнения с дидактическим материалом, коммуникативный тренинг, игроритмика. В работе с дошкольниками мы используем приемы развивающего обучения : необычное начало занятий, "дух открытий" на занятии, поддержание ощущения успешности и т. д.

Широкое применение получили коллективные формы работы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе : родительские собрания, консультации, экскурсии по ДОУ, регулярные "Дни открытых дверей", на которых мы знакомим родителей с содержанием и методами подготовки детей к школе. Большое внимание мы уделяем индивидуальным формам работы с родителями : анкетирование, тематические консультации и беседы.

В рамках работы с родителями будущих первоклассников, мы организовали обсуждение следующих важных вопросов: психологическая готовность детей к школе, содержание физической готовности, эмоционально-волевая готовность, развитие мелкой моторики, речевое развитие, условия успешной адаптации к школе и др.

Результаты работы позволили сформулировать следующие выводы : совместная деятельность в семье ДОУ по формированию готовности детей к школьному обучению в значительной степени способствовала: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; повышению психолого - педагогической культуры родителей; обобщению опыта семейного воспитания; установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.

Таким образом, система совместной работы семьи и ДОУ по формированию готовности к школьному обучению позволяет эффективно сформировать готовность детей к школе.

Литература:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М. : Просвещение, 2001. - 223с.

2. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя детского сада,

Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова, под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. :Просвещение,2007г.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. ,-СПб. : Питер,2012г.

4. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознание и индивидуальности. Книголюб,2015г.

Публикации по теме:

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению Педагогический коллектив нашего ДОУ на протяжении многих лет уделяет большое внимание подготовке детей к школе. С введением Федерального.

Консультация для родителей «Подготовка к школьному обучению. Виды готовности к школе» Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой. Готовность ребенка определяется его - физическим развитием.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению» МБДОУ «Паутовский детский сад «Солнышко» План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность.

Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка муниципальное бюджетное.

Психологическое обеспечение готовности дошкольников к школьному обучению с учётом реализации ФГОС Министерство образования Нижегородской области ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Выпускная работа Психологическое.

Рекомендации по формированию готовности к школьному обучению для ребенка подготовительной группы Рекомендации по формированию готовности к школьному обучению для ребенка подготовительной группы. Примерный перечень игр и упражнений по.

Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению. «Забава, потеха связывается с чем-то очень легким, доступным. А дело – с трудным, напряженным. В игре же сочетается и то и другое, иначе.

Теоретический анализ аспектов психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников в литературе Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях.

Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Е. В. Кругликова, О. А. Гаврилова – МБДОУ №144 г. Иркутск Главный замысел и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению
Опубликовано: 15 января 2018 в 16:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД