Получи документы

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка

Ирина Штенцель
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка

Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях и в школе и во внешкольных учреждениях. Но первыми их воспитателями являются родители.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Публикация «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка» размещена в разделах

В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. Стоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на воспитание. Сегодня также пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. [ 5: 114]

Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.

Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна. Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. [ 2: 4]

Основой формирования представлений о семье как явлении общественной жизни должна стать социально одобряемая модель, то есть полная и благополучная семья. В понятие семьи наряду с составом необходимо включить описание семейных взаимоотношений и обязанностей членов семьи. В процессе разработки идеальной модели семьи, с которой можно было бы познакомить дошкольников на занятиях, использовать материалы психолого-педагогических исследований. Применительно к модели семьи можно предложить в работе с детьми использовать следующее определение «семья-это мама, папа, дети – братья и сестры, бабушки и дедушки». Однако при этом важно подчеркнуть, что семьи могут быть разными; у всех ребят в группе есть семьи, и все они разные, непохожие друг на друга.

В связи с этим важно в просветительской деятельности педагогов дошкольных учреждений разъяснять родителям роль собственного участия в совместной с ребёнком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребёнок); это участие ценно не только для формирования у ребёнка определённых умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребёнком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств и становлению духовно-нравственной сферы.

Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребёнка даже за незначительную помощь, подчёркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая социально необходимые качества личности.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям и воспитателям детских садов :

1. Для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители и педагоги должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2. Воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3. В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

4. Чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

• активно «слушать» его переживания и потребности,

• безусловно принимать ребёнка,

• проводить время вместе (читать, играть, заниматься,

• не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

• помогать, когда просит,

• поддерживать успехи,

• делиться своими чувствами (значит доверять,

• конструктивно разрешать конфликты,

• использовать в повседневном общении приветливые фразы.

• обнимать ребёнка как можно чаще;

5. Немаловажное значение в нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радуют общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю;

6. Необходимо приобщать ребёнка и к религии, посредством посещения храма, вследствие чего у ребёнка развивается духовная нравственность.

Также для реализации данной задачи необходимо создавать такие определенные педагогические условия, как:

1. Организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи.

Формировать интерес к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи (например, индивидуальные беседы «Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей»; дидактические игры «Кто для кого?», «Найди сходства и различия», «Чей я ребенок, угадай?»).

2. Создание мини-музея вместе с родителями «Реликвии семьи» в группе детского сада.

Развивающая среда мини-музея может формироваться с опорой на личностно-ориентированную модель воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения не рядом, не над, а вместе. Взрослые, приобщая ребенка к искусству, истории, культуре создают условия для эстетического и нравственного развития личности, её гумманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка (например, занятия в форме путешествий в прошлое старых и старинных вещей, родословное дерево).

3. Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиций в семье.

Использовать формы воспитательного взаимодействия с семьей (например, семейные праздники «Неразлучные друзья - взрослые и дети», «Мама – весна», «Новый год – семейный праздник»; консультации для родителей «Роль семейной традиции в воспитании дошкольников», «Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к родному краю», «Воспитание ценностей дома»).

Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают принятые каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями.

Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к понимаю того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках.

4. Проведение семейных гостиных. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нем и отложить все другие дела.

Есть много тем, которые можно обсуждать на семейной гостиной: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем» и т. д.

В результате может быть переоценка взглядов многих родителей на свое поведение в присутствии детей, отведение значительного места общению с детьми, доброжелательному к ним отношению.

Таким образом, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненно, нравственный результат такой работы: создается реальная возможность вести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения.

Литературы:

1. Антонов А. И. Микросоциология семьи. - М., 2005

2. Ашиков, В. В., Ещё раз о воспитании : Дошкольное воспитание. 2005, №4, - 4с.

3. Гладкова Ю. А., Взаимодействие с семьёй : Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду, №4, 2006, - 41с.

4. Маркова, В. Н., Нравственное воспитание в отечественной педагогике : Дошкольное воспитание. №12, 2006, - 104 с. 2.

5. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1987, - 144 с.

6. Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. – М. : Издательство "Планета", 2002.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль семьи в нравственном воспитании детей Что же представляет собой нравственное воспитание? В словаре русского языка С. И. Ожегова слово воспитание означает навыки поведения, привитые.

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников. Гринева Ирина Павловна, воспитатель ГБДОУ №75 Приморского района Санкт-Петербурга «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников».

Роль семьи в воспитании ребёнка дошкольника Семья- основной орган социализации (механизм вхождения человека в общество). Первичную информацию об окружающем мире ребёнок получает в.

Ведущее место семьи в воспитании своего ребёнка! Значение семейного воспитания переоценить невозможно. Именно семья закладывает начала начал в маленьком человеке, оказывая решающее воздействие.

Презентация «Взаимодействие детсада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста» Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается.

Взаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детейВзаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детей Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Задачи музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей дошкольного учреждения (Консультация для педагогов) Главная задача музыкального воспитания на этапе дошкольного детства – это развитие его эмоциональной сферы, имея в виду, прежде всего самый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка
Опубликовано: 31 октября 2017 в 08:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД