Марина Назарова
Роль семьи в нравственном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Что же представляет собой нравственное воспитание?
В словаре русского языка С. И. Ожегова слово воспитание означает навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность по Ожегову - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.
Публикация «Роль семьи в нравственном воспитании детей» размещена в разделах
Гераклит высказывался об обучаемости человека нравственности как неотъемлемом антропологическом свойстве. Он говорил: «Всем людям дано познать себя и быть целомудренными»
В кратком словаря по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (лат. mores – нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей. А также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
И. Даль толковал слово мораль как нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного»; «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному- добро и зло. Добронравный, добродеятельный, благонравный, согласный с совестью. С законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.»
С годами понимание нравственности изменилось. У С. И. Ожегова мы видим «Нравственность- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственность по-разному. Ещё в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось : «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства…Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели : нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
А Ницце считал : «Быть моральным, нравственным, этичным- значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю»
Сухомлинский В. А. говорил : «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу- всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
К. Д. Ушинский писал: «…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания…»
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
Педагог С. А. Соловейчик писал: «Воспитание-это обучение нравственной жизни. Нравственность-граница дозволяемого совестью. Будет нравственное воспитание- ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды его окружающей, возьмёт пример с родителей. Не будет нравственности, не будет никакого воспитания.» [16;92]
Все нравственные ценности, ориентиры на будущее и убеждения личности заключаются в семье, то есть в семейном воспитании подрастающего поколения.
Демокрит говорил: «Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу.» Всё то, что будет заложено в ребёнке воспитанием, сделает из него ….
А первые воспитатели у ребёнка это родители, то есть семья. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Философ В. В. Розанов говорит : «…лишь семья, лишь она одна может воспитывать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…»
Семья - это общность людей, которую связывают: супружеские отношения, родства, родительства, совместного ведения хозяйства и являясь основной ячейкой общества выполняет важные социальные функцииФункции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности.
По определению социолога А. Г. Харичева, семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны …взаимной моральной ответственностью. А. И Антонов добавляет, что семья общность людей, осуществляемая воспроизводство людей и преемственность семейных поколений, а так же привитие нравственности детям.
С. И. Голод и А. А Клецин выделяет следующие типы семей «патриархальный» или «традиционный»
Этот тип считается наиболее архаичным. Здесь существует жёсткая зависимость жены от мужа, детей от родителей. Главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятия им основных решений. Жёстко закреплены все семейные роли. В отношениях между родителями и детьми господствует абсолютная родительская власть. Выражением порядка царящего в этих семьях, можно назвать «Домострой»; «А пошлёт Бог, у кого дети, сынова или дщери… снабдити их и воспитати в добре наказании;…Казни сына своего от юности его, и покой тя на старость твою, и даст красоту душе твоей». Правда слово «наказание» в 16 веке имело иной смысл и означало «наставление», «научение».
В патриархальной семье дети лишены чувства собственного достоинства, лишены права голоса. Взрослые игнорируют их интересы и желания. Всё это выступает гарантиями неудач в развитии личности детей.
«детоцентрический» или «современный»
С середины 20х годов XX века начал формироваться другой тип семьи - детоцентрический. Для него характерно повышенное значение частной жизни, чувственной стороны брака и интимности, более или менее равноправные отношения между мужем и женой. Семья такого рода малодетна. Единственный ребёнок превращается в объект сильной родительской любви и привязанности. Гиперопёка ведёт к навязыванию детям мнения родителей, неукоснительной требовательности, скрупулёзно и последовательно осуществляемому контролю, отсутствию у детей самостоятельности. У детей при такой системе воспитания растёт число невротических отклонений, идёт формирование абсолютно несамостоятельных людей. Вследствие такого воспитания дети будут не готовы к самостоятельной семейной жизни в будущем.
«супружеский» или «пост-современный»
В последние десятилетия происходит формирование ещё одного типа семей, который называют супружеским, или пост-современным. В супружеской семье изменяется норма семейной жизни. Супруги отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей. По мнению Голода С. И. и Клецина А. А, их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями традициями, сколько индивидуальными представлениями, нравственными ценностями и эстетическим идеалом. Трансформация отношений между мужем и женой приводит к трансформации отношений родителей.
На смену физическому «выращиванию» приходит целенаправленное формирование индивидуальности человека, способного самостоятельно принимать ответственные решения.
Психологи обращают главное внимание на межличностные отношения в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова
1. Порождение и воспитание детей.
2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви.
4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.
9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
12. Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д.
Анализируя весь список «функций семьи», А. Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьёй», порождает и воспитывает детей.
По мнению М. Арутюнян [26]существует три варианта семьи : традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребёнка в такой семье является способность вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребёнка. Семья существует только для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх (от ребёнка к родителям). В результате у ребёнка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребёнка после поступления в школу.
Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье – взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных:
родителей и ребёнка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причём чем старше ребёнок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребёнком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и
эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически ко всем социальным институтам). Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в современном обществе- главная задача, решаемая обществом и семьёй.
Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.
Качество жизни в системе отношений «ребёнок - родитель», несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.