Лучший педагог года

Исследовательская работа «Методы работы с родителями»

Наталья Рифатовна Нурисламова
Исследовательская работа «Методы работы с родителями»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…. 3

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ….5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. …. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ…. …. 15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Публикация «Исследовательская работа „Методы работы с родителями“» размещена в разделах

Цель исследования - использование нетрадиционных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей в жизнь ДОУ.

Задачи исследования :

1. Изучить научно-методическую литературу по использованию традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями;

2. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению нетрадиционных форм сотрудничества с родителями;

3. Провести аналитическую работу и сделать выводы по уровню педагогической просвещенности и активности родителей в жизнь ДОУ;

4. Подготовить памятку для воспитателей о нетрадиционных формах работы с родителями.

Объект данного исследования – взаимодействие ДОУ с родителями.

Предмет исследования - формы работы с родителями.

Гипотеза: если использовать нетрадиционные формы работы с родителями, то повышается педагогическая просвещенность родителей и их активность как участников воспитательного процесса.

Методы исследования : анализ педагогической и методической литературы, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Методологическая основа исследования :

труды Ю. П Азарова, Ш. А. Амонашвили, Е. П. Арнаутовой, О. И. Давыдовой, О. М. Дергачевой, Т. Н. Дороновой, О. Л. Зверевой.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

- рассмотрены проблемы взаимодействия ДОУ с родителями;

- выделены эффективные формы и методы работы с родителями

воспитанников.

Практическая значимость заключается в разработке и внедрении эффективных форм работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Разработанный методический материал может быть полезен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества (1, с. 125).

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития (23, с. 64).

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности (8).

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные (Приложение 1). Главное - донести до родителей знания.

Творческое использование традиционных форм работы (беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация и др.) и нетрадиционных (Круглый стол, мастер-класс, встречи с интересными людьми и др.) позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.

Наша исследовательская работа проходила на базе МАДОУ «Детский сад №36» г. Нефтекамска, с родителями старшей группы, в количестве 30 человек. Сроки проведения педагогического исследования : 2016-2017 учебный год. В сентябре была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме.

Цель констатирующего эксперимента: изучение состояния работы с родителями в группе. Для этого были проанализированы годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.

В перспективный план были включены нетрадиционные формы работы с родителями (Приложение 2) .Затем мы провели анкетирование родителей (Приложение 3). Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:

На вопрос: " Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?" большинство родителей (70%) группы ответили: "Взаимоотношения между детьми и родителями". Это говорит о том, что родители плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают ответы на следующие два вопроса: "Читаете ли Вы педагогическую литературу?", "Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников? ", 40% не читают педагогические и периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников. Подавляющее большинство родителей группы занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так, 30% родителей хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях. 70% родителей группы не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Результаты констатирующего эксперимента наглядно представлены в таблице (Приложение 4).

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями :

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Во время проведения формирующего эксперимента нами была организована работа с родителями, с применением нетрадиционных форм. Организовали мастер-класс с участием родительницы. Так как родительница по профессии повар-кондитер, она детям на практике показала последовательность изготовления теста и совместно с ними приготовили печенье. Дочь восторженно смотрела на маму и была горда ею (Приложение 5).

Далее организовали встречу с интересным человеком, на которой родитель одного из воспитанников рассказал о значимости своей профессии пожарного (Приложение 6).

Также мы приглашали родителей на совместные прогулки и экскурсии. Довольны были и дети, и родители (Приложение 7). На запланированном родительском собрании мы ознакомили родителей с консультацией «Роль совместного отдыха детей и родителей», «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» (Приложение 8). Создали «почту доверия».

Также в течение этого времени были проведены совместные праздники и досуги: «Новоселье», «День матери», «Осинины», «Путешествие в страну Светофорию», новогодний утренник (Приложение 9). Родители активно принимали участие в работе семейных, творческих мастерских, на которых с детьми мастерили поделки для различных групповых конкурсов («Лучшая поделка из природного материала, «Город снеговиков», «Лучший зимний участок» и др.) (Приложение 10). Для родителей была оформлена папка «Чем развлечь ребенка в праздничные дни» (Приложение 11). Проведены беседы и консультации по сохранению и укреплению здоровья детей (Приложение 12, «Правила хорошего тона за столом», «Учите ребенка чувствовать себя», «Экологическое воспитание - это воспитание духовности и нравственности!», «Как научить ребенка трудиться?», памятка «Правила общения в семье» (Приложение 13).

Совместно с родителями провели круглый стол «Моя семья - мой дом», целью которого было: установить партнёрские отношения с семьями воспитанников; повысить уровень педагогической культуры родителей; использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей; воспитывать любовь и уважение друг к другу (Приложение 14). На заседание круглого стола провели блиц-опрос родителей «Как вы понимаете понятие «семья»?», оформили выставку рисунков «Моя счастливая семья», плакат «Дерево с пожеланиями».

Далее провели повторное анкетирование родителей, целью которого было получить промежуточные результаты эксперимента. Проанализировав ответы родителей, мы пришли к следующим выводам:

Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 60% родителей. Все родители читают педагогическую литературу 40% - регулярно и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников 60% - регулярно. Многие родители (70%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада.

Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на заседаниях круглого стола - 30%. Результаты анкетирования представлены в таблице (Приложение 15).

Таким образом, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу ( сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Опыт работы с родителями показал, что в результате использования нетрадиционных форм работы позиция, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Далее мы планируем продолжить работу по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего влияния семейного и общественного воспитания.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Проведенные мероприятия показали, насколько родителям было интересно общаться с педагогом, с детьми. Они получили много полезной информации по психологии и педагогике, много узнали о своих детях.

Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров, Ю. П., Педагогика любви и свободы /Ю. П. Азаров - М. : Топикал, 1994. - 608с.

2. Амонашвили, Ш. А., В школу с шести лет / Ш. А Амонашвили - М. : Просвещение, 1986.- 176с.

3. Арнаутова, Е. П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. -, 2002. №4 - с 33-38

4. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как?/ Ю. Б. Гиппенрейтер - М. : Сфера, 2005.-240с.

5. Давыдова, О. И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер - М. : Творческий Центр, 2005 г. - 144с

6. Дергачева, О. М., Проблема взаимодействия детского сада и семьи / О. М. Дергачева, Г. И. Хозяинов // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М. : 1998. - с 26-30.

7. Доронова, Т. Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина - М. : Линка - Пресс, 2001. - 224с

8. Закон РФ «Об образовании». - #"justify">. Зверева, О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

9. Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М. : Айрис-пресс, 2007. - 128с.

10. Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина - М. : Сфера, 2007 - 112 с.

11. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2./ Т. П. Колодяжная - М. : УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.

12. Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. - М. : Педагогика, 1987. - 288 с.

13. Никитина, Л. А. Мама или детский сад / Л. А. Никитина - М. : Просвещение, 1990. - 96с.

14. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л. Ф. Островская - М. : Просвещение, 1990. - 160с.

15. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.

16. Петроченко, Г. Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике / Г. Г. Петреченко - Минск, 1984. - 240с.

17. Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А. К. Рубченко - //Вопросы психологии. - 2005. - №4.-с. 98-114.

18. Свирская Л. В. Работа с семьёй : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Свирская - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

19. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост. : И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М. : Политиздат, 1990. - 319с.

20. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьё й: Практическое пособие / О. В. Солодянкина - М. : АРКТИ, 2006. - 80 с.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_gq1ee.pptx | 10705,96 Кб
 
Публикации по теме:

Инновационные методы работы с родителями в ДОУ Подготовила Шапочанская Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детского сада №37 г. Новочеркасска В современном обществе постепенно устанавливается.

«Наши имена». Исследовательская работа Введение Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. (Дейл Карнеги). Как и когда возникла идея этого.

Формы и методы работы с детьми и родителями по коррекции неречевых расстройств Дети с общим недоразвитием речи отстают от сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам,.

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь.

Исследовательская работа «Мир бумаги» С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.

Исследовательская работа «Свойства магнита» «Свойства магнита»Образовательная область «Познание» Исследовательская работа детей Руководитель: Захарова Н. Н. Цели исследования: 1. Найти.

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе. Работа с родителями» Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Формы и методы работы с родителями (из опыта работы) Как заинтересовать родителей в совместной работе? (из опыта работы) Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной.

Проектно-исследовательская работа «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС до» В статье изложены современные подходы к организации взаимодействия педагогов с родителями. Основной акцент сделан на комплексный подход:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Методы работы с родителями»
Опубликовано: 5 марта 2017 в 21:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД