Папки-передвижки

Исследовательски-творческий проект «Театры Екатеринбурга»

Надежда Сорокина
Исследовательски-творческий проект «Театры Екатеринбурга»

Проблема: Современность диктует свои условия в развитии детей, в век информатизации и компьютеризации забываются классические методы в воспитании детей. Недостаточное внимание к театру как средству воспитания детей, поверхностные знания детей о театре, его видах свидетельствуют о том, что мир театра несправедливо забыт.

Обоснование проблемы:

1. Низкое внимание педагогов к театрализованной деятельности детей.

Публикация «Исследовательски-творческий проект „Театры Екатеринбурга“» размещена в разделах

2. Не сформированы умения детей в выступлении перед публикой, дети с трудом могут выразить и передать эмоции героев в театрализованных постановках («актерское мастерство»).

3. Незнание родителей о разных видах театра в детском саду и их применении в работе с детьми.

Актуальность:

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. Так, ФГОС ДО предусматривает реализацию в ДОО образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, а также в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Однако в массовой практике организация театрализованной деятельности с воспитанниками часто зависит от желания, интересов и возможностей педагогов. В первую очередь это связано с общей загруженностью специалистов и недопониманием значения театра для развития дошкольников.

Между тем роль театральных постановок в детском саду освещалась в работах таких отечественных ученых и методистов, как Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Н. А Реуцкая, Л. В. Ворошнина, А. П. Николаичева, Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович.

Как показывает педагогический опыт, значение театрализованной деятельности для разностороннего развития ребенка достаточно велико, поэтому она должна занимать достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполняется новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от творческой деятельности.

Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. С. Славина, Л. Г. Стремкова и др.). Младшие дошкольники также обладают способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л. П. Бочкарева, А. И. Берлычева, Л. Г. Стрелкова). Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей. Играя какую-либо роль, ребенок представляет себя тем или иным персонажем, проживает его поступки. Это развивает у дошкольника определенные чувства, позволяет приобрести новые ощущения и знания через образ, в создании которого ему помогают костюмы, декорации и партнеры по сценке. Через этот образ ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами окружающего мира. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (А. А. Бодалев, Я. З. Неверович, что квалифицируется как эмпатия, или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л. И. Божович, Т. Рибо, Л. Г. Стрелкова).

При подготовке спектакля дети создают проект : учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия. Разыгрывая роли, они приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития.

Знакомить детей с театром, с профессиями людей, работающих в театре, с правилами поведения в нём, необходимо с малых лет. Вот мы и решили познакомиться и подружиться с кукольным театром «Мир на ладошке». Ведь кукольный театр – это волшебный мир. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Репертуар такого вида театра преимущественно построен на сказочном материале и сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди.

Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.

Участники проекта :

1. Педагоги

2. Дети старшего дошкольного возраста

3. Родители

Место проведения: МБДОУ детский сад №288

Тип проекта :

• по составу участников – групповой проект : дети, родители, педагоги;

по характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата;

• по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческо-поисковый (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде презентаций, цикла спектаклей, макетов).

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Основное направление проекта :

Воспитание любви и гордости к родному городу через знакомство с различными видами театров.

Новизна:

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход проекта характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Разумная организация мероприятий в рамках проекта дает возможность для самовыражения ребёнка, который может попробовать найти применение, своим творческим возможностям участвуя в проектной деятельности.

Цель:

Формирование интереса к театру как одному из видов искусства через знакомство детей и родителей с театрами родного города.

Задачи проекта :

1. Создать благоприятные условия для формирования гармоничной личности дошкольников средствами театрализованной деятельности.

2. Познакомить детей с кукольным театром «Мир на ладошке».

3. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству.

4. Воспитывать художественный вкус и зрительскую культуру.

5. Развивать у детей художественно-речевые способности, интерес к деятельности кукольного театра через самостоятельную творческую деятельность.

6. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.

План реализации проекта :

Этапы Мероприятия

Организационный 1. Беседа «Что такое театр

«Виды театрального искусства»

«Рождение спектакля» (просмотр презентации)

Знакомство с понятием театр : (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.).

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2. Знакомство с театрами города Екатеринбурга;

(виртуальная экскурсия) Просмотр презентаций, показ иллюстраций, фотографий театров.

Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад с разными видами театров.

3. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

Главные волшебники театра : актеры и режиссер (театральная игра «Актер и режиссер»)

Волшебники театра : гример, портной

(игры «В мастерской гримера», «В мастерской актера») Волшебники театра : художник, музыканты (оркестр). Игры «В мастерской художника», «Оркестр».

4. Экскурсии – знакомства с театрами г. Екатеринбурга (Оперный театр, ТЮЗ, Кукольный театр).

Практический 1. Совместное создание игрового, театрализованного пространства в группе (пальчиковый; настольный; кукольный; плоскостной театры).

2. Создание картотеки театрализованной деятельности в группе:

-сценарии кукольных спектаклей; игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников; словесные игры.

3. Посещение детьми театров совместно с родителями, привлечение к сотрудничеству: изготовлению атрибутов к спектаклям, пополнению театрального уголка.

4. Мастер – класс по изготовлению театральных пособий, игр, видов театра : «Ярмарка идей».

5. Выставка – презентация театральных уголков «Театральный теремок».

8. Введение в кукловедение. Показ воспитателем кукольного спектакля. Театр кукол БИ – БА - БО

Театр кукол из ладошки. Изготовление игрушек-варежек.

Театр-балаганчик на пальчиках.

9. Просмотры спектакля кукольного театра «Мир на ладошке».

Беседа с детьми на тему: «В гостях у сказки».

Задачи: расширять знания детей о том, что сказки можно не только читать, но еще и смотреть; кто работает над показом сказки в театре; активизировать интерес к театральному искусству.

10. Изучение истории кукольного театра «Мир на ладошке»

11. Совместное изготовление декораций; костюмов, атрибутов: масок, билетов – приглашений, программок, ширмы; афиши для постановки сказки.

12. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей (театральное занятие, театрализованная игра, участие в утренниках, мини- спектакли).

Обобщающий 1. Театрализованное представление сказки. Показ спектакля настоящим зрителям – детям младшей группы.

2. Творческая выставка «Театр, театр, театр

3. Видеофильм «Мир на ладошке».

4. Создание макета «Кукольный театр «Мир на ладошке».

Формы работы:

- образовательная деятельность;

- показ спектаклей, драматизация сказок;

- презентации разных видов театра;

- выставки;

- экскурсии.

Формы взаимодействия с родителями:

- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);

- индивидуальные беседы;

- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; папка «Театры нашего города»; памятки-консультации «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».

- посещение театра всей семьей;

- фотовыставки «Театральные новости»;

- выставка – презентация разных видов театра «Театр, театр, театр…»;

- совместная деятельность;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Методы проекта :

Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ);

словесные: беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы;

практические: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие интонации, силы голоса, посещение театра.

игровые: театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры.

Принципы:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности ребёнка, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и с учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Ожидаемые результаты:

- развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей;

- значительное расширение представлений детей о театральной культуре города Екатеринбурга;

- развитие интереса к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;

- создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры и художественного вкуса;

- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.

Вывод

В процессе работы над проектом нам удалось убедиться в том, что театрализованная деятельность создаёт наиболее благоприятные условия для формирования эстетического и этического иммунитета, как показателя духовно- нравственной культуры личности. А так же выявлены следующие аспекты:

• использование приемов театральной деятельности удачно вписывается в ФГОС ДО, способствуя развитию и формированию личности дошкольников;

• участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;

• в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;

театральная деятельность дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;

• участие детей в спектаклях доставляет им радость, удовлетворение.

Педагоги активно включились в реализацию проекта :

• Самостоятельно и с помощью родителей пополнили театральные уголки атрибутами и играми.

• Поделились своими идеями и мастерством по изготовлению театральных игрушек и пособий.

• Посещали театры в нашем городе и театрализованные постановки в детском саду.

• Приняли активное участие в проекте и подготовили интересные и разнообразные театрализованные постановки.

Данный проект заинтересовал как педагогов, так и родителей, что, конечно же, отразилось на взаимном сотрудничестве.

Обеспечение проектной деятельности :

1. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.

2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.

3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.

4. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.

5. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001

6. Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.

7. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001

8. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013

9. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.

10. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.

11. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

12. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.

13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.

14. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995.

15. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М. :ВЛАДОС, 2001.

16. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

17. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.

18. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000.

Публикации по теме:

Исследовательски-творческий проект с детьми младшей группы «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла»Исследовательски-творческий проект с детьми младшей группы «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла» Паспорт проекта. Автор проекта: воспитатель Морозова Лариса Владимировна, ГБУЗ РК «Дом ребёнка «Ёлочка», г. Симферополь, Республика Крым.

Исследовательско-творческий проект «Игрушки»Исследовательско-творческий проект «Игрушки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный Детский сад общеразвивающего вида № 17 "Непоседы".

Творческий проект «Ах, эти самодельные машины!»Творческий проект «Ах, эти самодельные машины!» Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители Актуальность. Основным видом деятельности в дошкольном детстве является.

Творческий проект «Азбука потешек»Творческий проект «Азбука потешек» Творческий проект «Азбука потешек» Пояснительная записка Фольклорные потешки – небольшие стихотворения из двух – четырех, либо восьми.

Творческий проект «Хлеборобот»Творческий проект «Хлеборобот» .

Творческий проект «Как прекрасен этот мир!»Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Творческий проект «Как прекрасен этот мир!» Актуальность проекта: Одной из важных задач, отражённых в ФГОС является «объединение обучения.

Творческий проект «Кукурузамания»Творческий проект «Кукурузамания» На протяжении двух месяцев длился творческий проект "КУКУРУЗАМАНИЯ" в нашем детском саду - мы помогали развеселить жителей страны Кукурузии.

Творческий проект «Скворечник»Творческий проект «Скворечник» Творческий проект "Скворечник"Скворец за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине Запел о солнце и весне. Мы с.

Творческий проект «Спортивный островок»Творческий проект «Спортивный островок» Творческий проект «Спортивный островок»Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм,.

Творческий проект: «Живая грамматика» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребенка - детский сад №32» Творческий проект: «Живая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательски-творческий проект «Театры Екатеринбурга»
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 18:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД