Виноградова Мария
Исследовательский, познавательно-творческий проект «Зимние птицы» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: творческий
Вид: групповой
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Место проведения: группа, участок группы, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Публикация «Исследовательский, познавательно-творческий проект „Зимние птицы“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность темы.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Важно знать какие птицы остаются зимовать, как правильно их подкармливать. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Познакомить с зимующими птицами нашего города.
2. Научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
3. Научить правильно подкармливать птиц.
4. Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь детей, (зимующие птицы, сорока, синица, снегирь, воробей, ворона, клест, красногрудый, желтогрудый, длиннохвостая).
2. Расширить представление о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
3. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о зимующих птицах.
4. Повысить уровень знаний детей о птицах родного края, а также формировать экологическую культуру.
Воспитательные:
1. Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к зимующим птицам и окружающей природе.
2. Воспитывать умение внимательно слушать сверстников и педагогов.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
• Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах
• Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года
• Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой
• Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи
• Обогатить словарный запас детей
• Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
• Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку
• Приобщить к совместной деятельности родителей
Подготовительный (первый) этап
Определение темы проекта;
Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
Анкетирование родителей;
Постановка цели и задач проекта;
Подбор необходимой литературы по данной теме;
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Перспективное планирование проекта;
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Практический (второй) этап
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приемов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
Продуктивная деятельность детей.
Мероприятия и задачи.
Беседа:
1. «Что ты знаешь о птицах?»;
2. «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются»;
3. «Птичья столовая»;
4. «Что бывает зимой»;
5. «Какие птицы с нами зимуют?»;
6. «Каких птиц называют «северными попугайчиками?».
Учить называть части тела птиц, закрепить как ухаживать за птицами зимой. Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Задачи: Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. учить детей поддерживать беседу.
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко». Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова; Воронкова «Птичьи кормушки», стих О. Григорьевой «Синица». Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто; Брехт «Зимний разговор через форточку», чтение В. Бианки «Синичкин календарь», «Кто к кормушке прилетел?», «Молодая ворона», М. Н. Богданова «Домашний воробей»; К. Ушинского «Голубь»; В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин. Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, составление рассказов по иллюстрации; разгадывание загадок, заучивание скороговорок, считалок.
Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Наблюдение:
• за зимующими птицами
• рассматривание птичьих следов
• за голубями
Задачи: углубление знаний о жизни птиц зимой, закрепить какие птицы называются зимующими, формировать умение и желание помогать им.
- научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками)
Трудовая деятельность: изготовление кормушек вместе с родителями, подкармливание птиц, чистка кормушек. Предложить желающим изготовить и повесить кормушки на участке, взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Конструирование: «птиц» (оригами)
Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать воробья, синицу и снегиря в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию», «Сосчитай птиц», «Меню птиц», «Узнай по голосу». Задачи: Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль». Задачи: Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные». Развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
Художественно-эстетическое развитие.
Коллективная лепка: «Птичья столовая»
Цель: закреплять навыки лепки различными способами птиц, передавая их характерный образ.
Рисование: «Зимующие птицы» Цель: Закреплять знания детей о строении птиц, их внешнем виде; учить детей рисовать птиц поэтапно; учить детей находить отличительные и схожие черты между синицей, снегирем и воробьем;
Музыкальная деятельность.
Слушание голосов птиц (аудиозапись) - узнавание знакомых голосов птиц.
Прослушивание музыкальных произведений Э. Денисов «Пение птиц», Ю. Новиков «Зимние гости», Прослушивание песни Е. Шалимовой «Добрая песня», «Мои птицы».
Работа с родителями.
Консультации: «Покормите птиц зимой»;
Рекомендации для домашнего чтения:
• «Зимние гости» Ю. Никонова;
• «Берегите птиц» Т. Евдошенко;
• «Поет зима аукает» С. А. Есенин;
• «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский;
• «Птичий год: зима» В. Бианки.
Заучивание стихотворений:
• «Воробей» Н. Рубцов;
• «Зяблик» С. Михалков;
• «Снегири» Л. Татьяничева;
Отгадывание загадок про зимующих птиц. Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах, изготовлении ЛЭПБУКА о зимних птицах, кормушек.
Выводы по проекту:
1. У детей сформирована система знаний о зимующих птицах.
2. Закреплены знания детей о птицах и роли человека в их жизни.
3. Пополнена развивающую среду по теме проекта.
4. У детей и родителей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
5. Изучена разновидность полезных кормов для различных видов птиц.
6. Проведены наблюдения за птицами, прилетающими к кормушкам, составлен дневник наблюдений.
Результаты реализации проекта:
Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки и система знаний о зимующих птицах.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
За все время работы эмоциональная отзывчивость и работоспособность детей находилась на высоком уровне. Раздражающих факторов, которые бы мешали работе детей не было.