Исследовательский проект «Хлеб-всему голова»

Любовь Новикова
Исследовательский проект «Хлеб-всему голова»

Исследовательский проект "Хлеб- всему голова"

Авторы: дети средней группы № 9

МАДОУ «Детский сад «Гусельки»,

Руководитель: Новикова Любовь Сергеевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Гусельки»

Югорск, 2018

Аннотация

В данной работе представлена исследовательская деятельность воспитателя

с детьми, способствующая формирование и развитие познавательно – речевой активности у дошкольников.

В жизнь каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.

При исследовании использовались следующие методы и приемы работы: изучение литературы и интернет – сайтов, беседа с детьми по данной теме, творческая и практическая деятельность, наблюдение, экспериментирование.

После исследования дети сделали вывод: хлеб достается человеку большим трудом, во время нужды даже один хлеб способен сохранить человеку жизнь.

Оглавление

План исследования….…

• Основная часть….

• Обобщение полученной информации: практическая деятельность….

Заключение….

Список используемой литературы….

Приложение….

План исследования

Актуальность работы для педагога заключается в том, в дошкольном детстве ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. А что дети знают про хлеб? Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Проблема для педагога: у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа.

Цель исследовательской работы для педагога: формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека через практическую деятельность.

Задачи для педагога:

-давать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

- формировать навыки исследовательского мышления детей, создавать условия для детского экспериментирования;

-формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности;

-развивать творческие способности детей;

-способствовать детской любознательности, расширять кругозор;

-воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

Актуальность для детей:

В группе есть ребенок – Т. Влад, который кушает только хлеб, отказываясь от горячего, второго. Дети удивляются, как при таком скудном питании он остается бодрым и веселым на протяжении дня, им хочется больше узнать о хлебе, о том, насколько он полезен, почему люди так ценят хлеб, не смотря на его доступность?

Я считаю, что участие детей в проекте «Хлеб всему голова?» позволит ребятам максимально обогатить знания и представления детей о зерновых культурах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность. При этом дети смогут познакомиться с профессиями людей, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий пополнится активный словарь детей.

Проблема для детей: почему люди так ценят хлеб, несмотря на его доступность?

Цель исследования для детей: создание мини- музея «Откуда берется хлеб?»

Задачи исследования для детей:

-узнать, как хлеб выращивали раньше;

-выяснить, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

-выяснить название профессий людей, которые непосредственно связаны с хлебом;

-методом экспериментирования выяснить, как получается мука;

- посадить пшеницу, наблюдая за ее ростом;

- подготовить выставочный материал для создания мини-музе

Методы и приемы работы:

-изучение литературы;

-изучение интернет – сайтов;

-беседа с детьми по данной теме;

-творческая и практическая деятельность;

-наблюдение;

-экспериментирование.

Итог работы: оформление мини- музея «Хлеб всему голова»

Основная часть

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

-Предварительная работа с родителями, деление на группы;

-постановка проблемы;

- беседа о том, что мы знаем о хлебе, что хотим узнать о нем, где мы можем найти нужную информацию;

2 этап: Основной

- презентация «От зернышка до булочки»;

- просмотр ТВ передачи (профессии, путь зерна, хлебоуборочные машины);

- посадка семян пшеницы, наблюдение;

- ООД ХЭР аппликация «Колосок»;

- эксперимент: перемалывание зерен пшеницы на кофемолке (знакомство с процессом дробления, перетирания, рассматривание под лупой;

- экскурсия на пищеблок;

- творческая работа дома по теме «Хлеб - всему голова»;

- прослушивание песен, стихотворений, сказок, рассказов, потешек, поговорок и пословиц о хлебе, изготовление книжек –малышек с загадками о хлебе;

- создание мнемотаблиц по рассказыванию пословиц о хлебе;

- создание модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба;

- оформление мини –музея «Откуда берется хлеб?»

3 этап: Заключительный

- Посещение мини-музея, подведение итогов работы.

Обобщение полученной информации: практическая деятельность.

На первом этапе воспитатель и дети поставили проблему, и попытались самостоятельно ответить на интересующие их вопросы.

На втором этапе подбирали нужный материал, обращаясь к разным методам сбора информации: разучивали пословицы о хлебе по мнемотаблицам, мололи зерна пшеницы на кофемолке, обсуждая свойства муки, изготовляли книжки- малышки по загадкам о хлебе, посещали пищеблок с целью наблюдения за тестом, выполняли творческое задание дома (пекли с мамой, бабушкой, садили злаковые с целью наблюдения, рассматривали муку и пшеницу под лупой, играли в дидактические игры, смотрели ТВ передачи о профессиях людей, занимающихся выращиванием хлеба.

На третьем заключительном этапе подводили итоги работы, посещали мини- музей «Откуда хлеб пришел?»

Заключение

Как же научить ребенка уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. В годы ВОВ хлеб спас миллионы человеческих жизней. Вместе с ребятами средней группы мы попытались проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидели разнообразие хлебобулочной продукции. Теперь дети знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники); дети знают роль пахаря, мельника, пекаря; знают пословицы о хлебе, активно участвуют в сюжетно-ролевых играх, бережно относятся к хлебу, зная, как тяжело и трудно хлеб попадает на стол человека. Знают о его пользе организму человека.

Литература

1. Гулидова Т. В. Проектная деятельность в детском саду. – Волгоград: Учитель. - 135с.

2. Котлякова Т. А. Пестрый мир детских проектов. -М. :АРКТИ, 2013.- 160с.

3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. -2-е изд., доп. и пераб. -М. : Национальный книжный центр, 2017.-240с.

4. Ресурсы сети интернет.

Приложение

Приложение 1

Работа с родителями

Уважаемые родители! Со 2 апреля мы с ребятами начинаем работу по проекту «Хлеб- всему голова». Работать будем по подгруппам (всего 5 групп по 5 детей в каждой). Ваша задача- выбрать ту группу, которая вам понравится больше. У каждой группы будет свое индивидуальное задание. Вся ваша работа с ребенком по заданию должна быть сфотографирована. Во время работы с ребенком вы должны спросить его, где можно найти нужную информацию? Если он затрудняется с ответом, подскажите сами от наименее подходящего способа к более подходящему, ребенок выбрать должен сам: книга (сказки, энциклопедии, журналы с картинками, компьютер - сбор информации в сети интернет, спросить у взрослого (бабушки, рассмотреть хлеб в реальности, посмотреть познавательную передачу или мультфильм о хлебе по ТВ, понаблюдать.

Рисунок на тему хлеба прошу принести каждому, из них будет сделан альбом.

1. группа найти загадки о хлебе, создать книжку-малышку с загадками о хлебе.

2 группа создание мнемотаблиц по пословицам о хлебе (требуется цветной принтер. Мнемотехника – искусство запоминания – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет, таким образом вся фраза зарисовывается. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений, пословиц, поговорок увлекает детей, превращает занятие в игру.) Например:

Большому куску рот радуется

.-Без денег проживу, а без хлеба не проживу. -Хлеб да вода — здоровая еда. -Горек обед без хлеба. -Хлеб поспевает — колхозник не гуляет. -Хлеб ногами топтать — народу голодать. -Пот по спине — так и хлеб на столе. -Горькая работа, зато сладок хлеб.

-И пес перед хлебом смиряется. -Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска. -Где хлеб, тут и мыши.

Пословицы вы можете выбрать сами, но они не должны быть сложными для понимания ребенком.

3 группа создание дидактическая игра - «Разрезные картинки» (требуется цветной принтер, на листе формата А4 печатается какое либо хлебобулочное изделие, ламинируется или заклеивается скотчем, затем разрезается на крупные части (до 8 деталей). задача игры: сложить пазл)

4 группа Домашняя выпечка: процесс приготовления (фото) Обязательное участие ребенка.

5 группа Посадка и выращивание злаковых культур с последующим наблюдением. Фотографировать обязательно.

Индивидуальное задание.

1. Сделать небольшое панно со стихотворением.

Пример:

Из чего печётся хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века

Щедро кормят человека.

Плюшки с маком, кекс сметанный,

Чёрный с тмином, пеклеванный,

Калачи, батоны, халы.

Хлеб для маленьких и старых,

Для Танюшек и Наташ.

Добрый хлеб – кормилец наш!

Лаврова Т.

2. Сделать небольшую мельницу.

3. Посещение пекарни, хлебного магазина, с последующим коротким рассказом об этом.

Уважаемые родители, если у вас есть следующие предметы, пожалуйста, принесите нам их на время проекта. Оборудование: кофемолка ручная или электрическая, зерна пшеницы, сухие декоративные колосья, хлебоуборочные машины (игрушки, книги о хлебе, репродукции картин о хлебе.

После завершения проекта, мы с ребятами оформим небольшой мини- музей «Откуда берется хлеб?»

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб всему голова» Познавательно-исследовательский проект «Хлеб всему голова!» Проект краткосрочный. Сроки реализации проекта: февраль - март. Участники проекта:.

Краткосрочный информационно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова»Краткосрочный информационно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, В нем.

Проект «Хлеб — всему голова» Проект «Хлеб – всему голова" Воспитатель: Мадзаева Р. И. Проблема. Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания.

Презентация «Проект «Хлеб — всему голова!» .

Исследовательский проект в старшей группе «Хлеб — всему голова»Исследовательский проект в старшей группе «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова" (старшая группа) Разработали воспитатели старшей группы: Гусак З. С, Асташенкова А. В Проблема..

Проект «Хлеб — всему голова» ПРОЕКТ: «Хлеб – всему голова!» Выполнила: воспитатель МБДОУ Д/с № 4 с. Овсянка высшей квалификационной категории Кириченко Светлана Викторовна.

Проект «Хлеб — всему голова» Проект «Хлеб – всему голова» Введение Пояснительная записка Паспорт проекта Часть 1 Что такое хлеб и полезен ли он для человека? - История.

Презентация «Проект «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб- всему голова". Презентация. Участники проекта: Воспитатели ГБДОУ детский сад №104, Выборгского района, г. Санкт-Петербург.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Хлеб — всему голова» Проект «Хлеб – всему голова» Выполнила :воспитатель МБДОУ детский сад № 13 Лукашенко Ирина ФидельевнаВид проекта: познавательно-исследовательский.

Творческий экологический проект «Хлеб — всему голова» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Светлячок» Творческий экологический проект: «Хлеб – всему.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Дидактические игры для детей
Автор публикации:
Исследовательский проект «Хлеб-всему голова»
Опубликовано: 1 мая 2018 в 16:54
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. Праздник пингвинов на МААМ

20 января мировая общественность отмечает экологический праздник — День осведомленности о пингвинах. Эта памятная дата была учреждена, чтобы направить внимание людей на сохранение численности и мест...

20 января. День сосулек на МААМ

Перемены погоды в зимнюю пору украшают дома чудесными гирляндами из застывшей воды – ледяными сосульками. В солнечные дни оттепели Это украшение на крышах сопровождает всех нас каждой зимой, добираясь...

Мастер-класс «Цветы из салфеток»
Мастер-класс «Цветы из салфеток» Воспитатель: Данилкина Т. А . Цель: формировать умение работать с салфетками очень бережно и аккуратно, развивать и...
Фотоотчет об экскурсии в библиотеку
В один из зимних декабрьских деньков, мы с ребятятами отправились на экскурсию в городскую библиотеку. Экскурсия была долгожданная и ребята с интересом...
Беседа с детьми подготовительной группы «Здоровым быть — себя любить!»
Беседа с детьми подготовительной группы: «Здоровым быть – себя любить! ». Провели в МАДОУ Д/С9 группа №3 " «Здоровым быть – себя любить». Цель: Формирование...