Лучший педагог года

Исследовательский проект «Мир детей на песке» с использованием песочной терапии с детьми ОВЗ

Елена Каплина
Исследовательский проект «Мир детей на песке» с использованием песочной терапии с детьми ОВЗ

Краткая аннотация проекта

«Процесс игры в песок высвобождает

заблокированную энергию и активизирует

возможности самоисцеления,

заложенные в человеческой психике»

Карл Густав Юнг

Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия- всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.

Публикация «Исследовательский проект „Мир детей на песке“ с использованием песочной терапии с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Обоснование необходимости проекта

В ФГОС ДО (пункт 1.4.7.) прописано, что один из основных принципов дошкольного образования это формирование познавательных действий и познавательных интересов детей в разных видах деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности, которая позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.

Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребнка, способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия - между традиционными метoдaми и приёмaми образовательного процесса и необходимостью внедрения нoвой прогрессивной системы oбучения, реально необходимой для работы с детьми с ОВЗ;

-между необходимостью развития познавательной активности и недостаточной работой по данной проблеме в детском саду.

-между педагогической неграмотностью родителей в вопросах познавательного развития и необходимостью формирования у детей права на свободное развитие и проявление своих способностей. Следовательно, необходимо найти такие формы и методы рaботы, способствующие стабилизировать эмоциональное состояние детей; научить их прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помочь воспитанникам чувствовать себя защищёнными, в комфортной для них среде. Важность пескотерапии для дошкольного образовательного учреждения можно увидеть в результатах диагностических сведений, а именно в том, что в последнее время в ДОУ, увеличилось количество детей с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Песочная терапия в этом случае окажет огромную помощь не только воспитанникам, но и воспитателям, т. к. эта методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

Цель: не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой, раскрыть индивидуальность ребёнка и обеспечить его социальную успешность. Развивать его творческие способности и коммуникативные навыки, корректируя его эмоционально – волевую сферу.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку с ОВЗ:

• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• развитие способностей к социализации;

• снимать мышечную напряжённость;

• помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

• развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

• стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;

• соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

• преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

• совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

• способствовать расширению словарного запаса;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Моим результатом стало изучение функционирования эмоционально-волевого состояния у детей с ОВЗ и ЗПР, разработка и активное использование эффективной коррекционно-развивающую программу по работе с детьми, внедрение в профессиональную практику элементов песочной терапии.

Опыт работы с детьми показал положительные результаты использования песочной терапии :

удалось наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;

помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;

оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;

вызвать положительные эмоции (радость, удивление, снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшить проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

ребенок стал учиться понимать себя, других людей, окружающий мир;

- помогает стимулировать фантазию ребёнка, позволяя ему понять свое внутренние я.

Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому родители могут использовать песочницу в развивающих и обучающих играх. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира. Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Это инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного процесса. Он обладает удивительными свойствами — отлично держит любую форму, гораздо пластичнее обычного песка. Играть им можно прямо в группе и дети от него в восторге. Очень увлекательное и необычное занятие — насыпушки из цветного песка или по-другому песочная фреска. Детям очень нравится делать такие сувениры. Эти поделки просты в изготовлении и незатратны. И конечно же песочный планшет, где ребята проводят свободное время. Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир. всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Образовательные эффекты песочной игры тесно связаны с образовательной областью «Познавательное развитие», которая реализуется через следующие направления:

- Сенсорное развитие;

- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной

(конструктивной) деятельности;

- Формирование элементарных математических представлений;

- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Возможности использования песочной терапии с дошкольниками неограниченны. Это дает детям реализовать свои фантазии, фрустрировать свои чувства, это предоставляет им возможность становится личностью исходя из своих индивидуальных особенностей. Поэтому нужно

- в дальнейшем организовать такое пространство, в котором взаимодействовали в игре все дети (здоровые и с различными отклонениями в развитии);

- включить в педагогический процесс разнообразные формы и методы работы с песком, пополнение сенсорного пространства в группе;

- разработать игры, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия;

- создать методическую копилку: «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов».

В заключении хотелось бы отметить, что я планирую не останавливаться на достигнутых результатах. В дальнейшем буду продолжать вести плодотворную работу по использованию кинетического песка в сенсорном развитии дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника.

Публикации по теме:

Занятия с использованием арт-терапии «В гостях у песочной феи» .Ритуал начала. Упражнение «Клубочек».Участники игры садятся в круг, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки.

Арт-терапевтическое занятие с использованием методов песочной терапии «В гости к осьминогу» 1. Ритуал начала - Игра «В нашей группе» Педагог-психолог:«Здравствуйте ребята, приглашаю вас ко мне в гости. Проходите и занимайте любое.

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы с использованием песочной терапии Логопедические игры с песком вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь.

Индивидуальное занятие психолога с применением песочной терапии «Весна в песочной стране» Тема: «Весна в песочной стране» (рисование на песке). Возраст: средний дошкольный Проводится индивидуально с использованием светового.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий — песочной терапии Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (песочной терапии)"Путешествие.

Конспект непрерывно образовательной деятельности «Солнечная сказка на песке» по песочной терапии «Солнечная сказка на песке» (занятие по песочной терапии) Цель: Гармонизация психоэмоционального состояния детей. Задачи: Образовательная:.

Конспект организованной образовательной деятельности по песочной терапии «Солнечная сказка на песке» для детей средней группы Конспект организованной образовательной деятельности по песочной терапии «Солнечная сказка на песке» для детей средней группы Воспитатель:.

Конспект ОД для детей младшей группы по сказке «Волк и семеро козлят» с использованием песочной терапии Возраст воспитанников: 3-4 года Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная. Образовательные.

Конспект занятия с использованием Монтессори-терапии с детьми с ОВЗ Технологиялы карта Технологическая карта организованной учебной деятельности группа III год обучения Таырыбы: Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Мир детей на песке» с использованием песочной терапии с детьми ОВЗ
Опубликовано: 26 марта 2019 в 17:19
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД