Лучший педагог года

Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых» (2 фото)

Надежда Карпова
Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

Старшая группа

Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

Аннотация проекта :

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Особую роль в мире природы занимают насекомые. Они поражают своим количеством и распространенностью. Они привлекательны и доступны для детей. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к насекомым.

Публикация «Исследовательский проект „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах

Не зная особенностей поведения насекомого, дети могут пострадать сами (укусы, заболевания) или нанести вред.

Проект помогает войти ребёнку в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, получить способность видеть красоту родной природы, бережно и заботливо относиться к ней.

В ходе реализации проекта дошкольники получают представление о разнообразии мира насекомых, учатся адекватно вести себя с ними, родители воспитанников участвуют в образовательном процессе.

Актуальность:

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы мы научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких, многочисленных и древних обитателей нашей планеты – насекомых. Насекомые – это чудо нашей природы. Их мир неповторим и очень хрупок. Эти маленькие существа живут практически везде. Они прекрасно переносят жару и холод, сохраняют жизнь после замерзания и оттаивания. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг.

Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Об этих удивительных существах люди сложили много стихов, сказок, загадок и песен. Не надо их бояться, их нужно беречь и любить.

Начав изучать с воспитанниками старшей группы тему «Зеленый мир.

Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся», заметили, что знаний о насекомых у них недостаточно. Дети иногда безбоязненно прикасаются к незнакомым насекомым, собирают их в кулачок наступают на них или наносят вред, не знают, что эти насекомые полезны для человека.

Анализ данной ситуации помог выявить следующие проблемы:

• Недостаточны знания детей о насекомых.

• Незнание детьми правил общения с насекомыми.

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей.

Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, жучков – мир насекомых.

Цель проекта : развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта :

Общеобразовательные: расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные: воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.

Развивающие: развивать речь детей, активизировать словарный запас; развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы; развивать коммуникативные навыки; развивать эмоциональную отзывчивость.

Методы и формы работы: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, разучивание стихотворений и пословиц.

Ожидаемые результаты по проекту :

- формирование устойчивого интереса у детей к природе;

- повышение уровня экологической грамотности;

- получение знаний о насекомых, о их важности в природе;

- воспитание чувства сопереживания и желания помочь маленьким обитателям.

Участники: дети и родители старшей группы

По продолжительности: краткосрочный в рамках недели «Зеленый мир.

Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся».

Этапы реализации проекта :

1 этап: проблематизации и выбора темы проекта.

Задачи:

- Выяснить знания детей о насекомых.

- Развивать познавательную активность детей.

- Пробудить интерес к решению возникшей проблемы.

- умение формулировать проблему и цель;

- побуждать детей рассказывать о своем отношении к маленьким существам – насекомым;

- пробудить интерес к решению возникшей проблемы.

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Показывает презентацию «Насекомые», рассказывает детям о самых маленьких обитателях нашей планеты – насекомых, об их разнообразии, образе жизни, поведении. Как нужно беречь окружающий мир.

Делятся своим опытом общения с насекомыми. Между детьми возникает спор:

- Кто такие насекомые?

- Нужны ли насекомые на Земле?

- Как человек должен относиться к насекомым? 1 день

Подводит детей к формулированию проблемы. Формулируют проблему: Полезны или вредны они для природы и человека? Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут?

Выдвигают цель: Узнать как можно больше о мире насекомых, о их роли в природе и значении для человека.

2 этап: подготовка к проекту.

Задачи:

- умение слушать и понимать других, выражать себя и находить компромисс, планировать свою работу;

- уважение к мнению других людей.

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Составляет план деятельности вместе с детьми:

- к кому обратиться за помощью (родителям, воспитателю)

- где можно найти необходимую информацию (наблюдение на участке, в книгах, в Интернете).

- гость группы (мама – учитель биологии) Составляют план деятельности.

Делятся на подгруппы, выбрав для исследования определённого насекомого. 3 дня

Направляет деятельность детей.

Поиск информации: подбор литературы, иллюстраций, разработка конспектов НОД, подготовка материала для изодеятельности, для игровой деятельности.

Обсуждают варианты поиска информации (ориентируются на звёздочку-подсказку)

- у родителей и воспитателей,

- в энциклопедиях, в Интернете, в журналах, книгах, по ТV.

Проводит консультацию для родителей о ходе проекта, о роли детской исследовательской деятельности в развитии их познавательных способностей.

Привлекает родителей к реализации задуманного. Предлагает им помочь детям в составлении рассказа о насекомом, подобрать картинки насекомых, чтобы изготовить игры: «Конструктор пищевых цепочек» и «Полезные и вредные».

3 этап: выполнение проекта (практическая часть)

Задачи:

- узнать как можно больше о мире насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям и природе;

- умение детей размышлять, высказывать свое отношение к разным видам насекомых, рассуждать о пользе и необходимости;

- умение отражать результаты своего исследования в различных видах деятельности (коммуникативной, изобразительной, двигательной деятельности);

- умение строить устные сообщения о проделанной работе.

Деятельность воспитателя Деятельность детей срок

Д. игры:

- «Разрезные картинки»

- «Четвертый лишний»

- «Чей домик?», «Угадай, кто?»

- Кроссворды о насекомых;

- пазлы «Лунтик и компания»;

Беседы-обсуждения: «Кто такие насекомые, «В чем польза насекомых, «Чем они отличаются от других существ?», «Интересные факты из жизни насекомых».

- Рассматривание схем - цепочек питания.

- Математическое занятие «Цветы и насекомые» (соответствие, «Гусеница» (длиннее-короче); Участвуют в играх.

Отгадывают кроссворд.

Составляют картину.

Участвуют в беседе, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями.

Рассматривают схемы, высказывают своё мнение, делают выводы.

Участвуют в занятии. 1 неделя

- Беседы о видовом разнообразии насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности);

- Чтение стихов о насекомых, загадок, пословиц, считалок.

- Сказка «Храбрый комарик» для артикуляционной работы.

- Чтение и обсуждение произведений К. Чуковского «Муха-Цокотуха», И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», В. Бианки «Сова», Б. Заходер «Серая Звёздочка».

- Просмотр мультфильмов: «Мир насекомых» в 3D, «Муха-Цокотуха», «Лунтик», «Пчелка-Майя», «Дюймовочка»

- Инсценировка «Стрекоза и муравей»;

- пальчиковый театр «Бабочки»;

Участвуют в беседе

Отгадывают загадки, слушают стихи, пословицы. Четко проговаривают потешки.

Слушают сказку,

Выполняют артикуляционные упражнения.

Слушают сказки, обсуждают героев и их поступки, характеризуют насекомых и делают выводы о их полезности.

Знакомятся с разнообразием насекомых, особенностями их поведения и взаимоотношений между собой.

- Загадки про насекомых;

- Беседы: «Кто такие насекомые, «Нужны ли насекомые на Земле, «Как человек должен относиться к насекомым;

- Составление детьми описательных рассказов по картинкам («Если бы ты была насекомым, то каким? Почему?»).

- Составление рассказов про насекомых (чем отличаются насекомые от птиц?; чем похожи жук, стрекоза, бабочка?; как вы считаете, насекомые полезны?; если бы ты была насекомым, то каким?

- Просушивание музыкальных произведений: А. Чайковский «Вальс цветов»; Римсий-Корсаков «Полёт шмеля»;

- Разучивание песенки «В траве сидел кузнечик»

- рассматривание игрушечных насекомых;

- рассматривание строения насекомого (модель на фланелеграфе);

- составление правил поведения при встрече с насекомыми;

- наблюдение за паутиной на прогулке;

- наблюдение за муравьём на прогулке;

- Фотоохота за насекомыми.

Отгадывают загадки.

Участвуют в беседе, делают предположения, высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от общения с насекомыми.

Отвечают на вопросы, уточняют, обобщают знания о насекомых, их строении и поведении. Делают выводы.

Определяют характер музыки, сравнивают его с поведением насекомого.

Подпевают слова песни, делают вывод о том, что комарами питаются лягушки.

Отмечают особенности строения тела насекомых, сравнивают их.

Рассказывают о своем опыте общения с насекомыми и делают выводы о том, что с некоторыми насекомыми нужно веси себя осторожно, не привлекать к себе их внимание.

Наблюдают с помощью лупы за движением муравья и зарисовывают путь муравья к муравейнику.

Разыскивают на участке насекомых и фотографируют их.

- Рисунки: «Прекрасная бабочка»;

- Раскраски: «Мир насекомых»;

- Дорисовываем насекомое по образцу;

- Лепка: «Паучок в паутинке»;

- Лепка из солёного теста «Гусеница»;

- Аппликация: «Божья коровка»;

- Конструирование макета «Улей» из картона, «Пчела» из одноразовых стаканчиков, насекомых при помощи счетных палочек. Рисуют бабочку.

Раскрашивают.

Рисуют насекомых пообразцу.

- Физкультминутки: «Бабочка», «Кузнечики», «Божьи коровки»;

- П/ игры: «Медведь и пчелы», «Птицы и бабочки», «Поймай комара»;

- Пальчиковые гимнастики: «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук».

- Изготовление тематической папки (лепбук)«Мир насекомых». Участвуют в играх.

Оказывают помощь в создании лепбука.

Работа с родителями:

- Консультация для родителей: «Как привить у ребенка любовь к природе?»

- Консультация: «1 помощь при укусах насекомых».

4 этап: подведение итогов.

Задачи:

- устойчивый интерес детей к природе, желание помочь маленьким обитателям;

- дети приходят к выводу о том, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять;

- умение детей согласовывать свои действия с действиями партнеров;

- вызвать радость от совместной работы.

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

- Экологическая викторина для детей соседней группы.

- Презентация тематической папки (лепбук) «Мир насекомых».

- презентация игр «Конструктор пищевых цепочек» и «Полезные и вредные» - Участвуют в проведении викторины (задают вопросы, загадывают загадки).

- Участвуют в презентации тематической папки (рассматривают картинки, задают вопросы).

- Играют в игры: «Конструктор пищевых цепочек» и «Полезные и вредные». 1 дня

Результаты проекта :

В результате проведенной работы отмечено:

- развитие у детей устойчивого интереса к природе, желание помочь маленьким обитателям;

- дети пришли к выводу о том, что если исчезнут насекомые, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

Можно сделать вывод, что благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.

Данный проект открыл удивительный мир насекомых, вызвал радость от совместной проделанной работе.

1. Оформили тематическую папку «Мир насекомых».

2. Изготовили игру «Конструктор пищевых цепочек».

3. Изготовили игру «Полезные и вредные».

4. Изготовили работы по рисованию, лепке, аппликации.

5. Ресурсная база проекта :

Кадровые ресурсы:

Родители детей старшей группы, воспитатель.

Материально-технические ресурсы: материалы для ИЗО деятельности, лепки, аппликации; материалы для конструирования (счетные палочки);

- Аудиозаписи песен о природе;

- Ноутбук (для показа презентации о насекомых);

Программно-методические ресурсы:

- Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Ласточка» г. Павлово, 2012г. ;

- Мир в картинках «Насекомые» Наглядно-дидактическое пособие Издательство «Мозаика – Синтез» 2016;

- Насекомые в картинках – наглядное пособие (знакомство с окружающим миром и развитие речи);

- Учебное издание Серия «Демонстрационный материал» Жизнь насекомых. Редактор Маматова И. С., 2011; Медвецкая Н. Ю., диз., 2011;

- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Фото «Удивительный мир насекомых»
Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наблюдения в природе. Удивительный мир насекомых»Фотоотчёт «Наблюдения в природе. Удивительный мир насекомых» У всех детей проявляется ярко выраженный интерес к живым объектам природы – насекомым. Детям очень интересен удивительный мир насекомых,.

Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух»Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА» 141730, Московская область.

Летнее творчество «Удивительный мир насекомых»Летнее творчество «Удивительный мир насекомых» Сегодня хочется продолжить нашу летнюю тему " Удивительный мир насекомых" и предоставить к вниманию маамовцев еще несколько творческих работ.

Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группыПознавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы .

Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых»Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых» Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4- 5 лет «Удивительный мир насекомых» Раздел1. Информационная карта проекта 1.1.

Прогулка «Удивительный мир насекомых»Прогулка «Удивительный мир насекомых» Прогулка «Удивительный мир насекомых» Кого только не встретишь в теплый солнечный денёк на цветущей клумбе в начале сентября. Целью таких.

Естественнонаучный проект для детей подготовительной группы «Удивительный и разнообразный мир насекомых»Естественнонаучный проект для детей подготовительной группы «Удивительный и разнообразный мир насекомых» .

Творческие работы детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»Творческие работы детей старшей группы «Удивительный мир насекомых» Уважаемые коллеги! Лето - чудесная и самая долгожданная пора для детей. Лето, дети, любят за длинные и солнечные дни. Лето – пора, когда.

Фотоотчет «Удивительный мир насекомых»Фотоотчет «Удивительный мир насекомых» Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми. Однако знания дошкольников.

«Этот удивительный мир насекомых». Мастер-класс по аппликации для самых маленьких«Этот удивительный мир насекомых». Мастер-класс по аппликации для самых маленьких Наступило лето. И именно летом все проводят различные занятия, проекты на тему насекомых. Вот и мне сегодня захотелось поделиться, как сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 17:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД