Получи документы

Исследовательский проект «Эти удивительные пчёлы»

Евгения Рыжанова
Исследовательский проект «Эти удивительные пчёлы»

Тема исследовательского проекта : «Эти удивительные Пчёлы»

Номинация: «Наука о природе»

Участник: Рыжанова Валерия, 6 лет

Научный руководитель:

Рыжанова Евгения Александровна

Воспитатель.

Моршанск, 2020

Введение

Актуальность проблемы:

Публикация «Исследовательский проект „Эти удивительные пчёлы“» размещена в разделах

В наше время среда обитания человечества становится всё более цивилизованной для жизни людей, но в тоже время губительной для природы в целом. Идёт интенсивное загрязнение воздуха, вод, почв отходами жизнедеятельности человека. Это ведёт к тому, что экологическое качество атмосферы, продуктов питания ухудшается. В результате уменьшается количество пчелиных семей.

Цель проекта :

Исследовать тайный мир трудолюбивых насекомых. Создать познавательный интерес к объектам природы, насекомым-пчелам.

Задачи проектной деятельности :

- исследовать, как устроена жизнь пчёл в улье. Провести наблюдение за медоносной пчелой;

- исследовать качество мёда и собрать в копилку интересные сведения о пчеле;

- обогатить словарный запас, развить связную речь, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах (улей, соты, матка, трутень, рабочие пчёлы, нектар, пчеловод);

- способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей.

- воспитать бережное отношение к природе и гуманное отношение к насекомым, развивать эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат:

заинтересованность ребенка объектами природы, насекомыми - пчёлами, расширение кругозора, формирование экологической культуры и коммуникативных навыков.

Вид проекта : краткосрочный.

Участники проекта :

ребёнок общеобразовательной группы - 6 лет, родители воспитанника, воспитатель.

Условия реализации проекта :

Пасека, литература соответствующей тематики, интернет- ресурсы

Методы исследования :

провести опрос среди взрослых: какую пользу приносят пчёлы, и как они добывают мёд;

• найти информацию о пчёлах в книгах, энциклопедии, интернете;

• расспросить дедушку- пчеловода, как ухаживать за пчелами;

• наблюдение за жизнью пчел на пасеке;

• собрать копилку интересных сведений о пчелах;

• провести эксперимент по определению качества меда;

• составить рассказ, сказку про пчелу.

Объектом исследования является пасека моего дедушки в деревне.

Предмет исследования – медоносная пчела, продукты пчеловодства.

Гипотеза моего исследования основана на предположении о том, что гибель пчёл есть результатвоздействия человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности. Позитивные измененияпроизойдут лишь тогда, когда человек грамотно будет использовать окружающую его природу.

Свою исследовательскую работу я начала с ответов на проблемные вопросы:

«Как устроена жизнь пчёл, кто входит в семью пчел? Есть ли у них обязанности? Чем питаются? Пользу или вред они приносят? Что такое мед, как пчелы делают мед и какими свойствами он обладает? Что говорит народная мудрость о меде, о приметах, связанных с жизнью и поведением пчел?».

Каникулы я люблю, проводить в деревне – у бабушки и дедушки. У них есть свой участок, на котором размещены ульи с пчёлами - пасека. Он расположен в саду и когда деревья зацветают, можно наблюдать за работой пчёл. Это очень трудолюбивые насекомые. Мой дедушка- пчеловод, он разводит пчёл уже 10 лет. Он строит новые ульи, ухаживает за пчёлами, формирует новые пчелиные семьи, собирает мёд. Для работы с пчёлами он использует специальную защитную одежду (лицевая сетка, халат, перчатки и сапоги). Я часто слышу фразы: «Трудится как пчела», «Ленив как трутень», «Шумно, как в пчелином улье» и я задумалась, почему жизнь людей сравнивают с жизнью пчёл? Ведь внешне человек и насекомое не похожи.

Так у меня появилось желание узнать мир этих трудолюбивых насекомых. В моём исследовании помогли мой дедушка : он рассказал и показал жизнь пчёл в обычной для них среде. Я помогала дедушке ухаживать за пчёлами и собирать мёд.

Я проводила свои наблюдения: рассматривала энциклопедии и вместе с мамой работали с интернетом.

Я узнала: оказывается,содержать пчёл непростое занятие. Насекомые нуждаются в уходе круглый год. Осенью дедушка утепляет ульи и подкармливает пчёл сахарным сиропом. Зимой ульи с пчёлами находятся в помещении. Нужно следить за температурой и влажностью, чтобы не было сквозняков и грызунов. Весной дедушка устанавливает ульи на пассике. Чтобы пчёлы не заболели, важно поддерживать чистоту в ульях, убирать мусор. Летом следить, чтобы пчёлы чувствовали себя комфортно, не перегревались от жары, не страдали от ветров, не мучились от грибка и плесени, ульи нужно располагать на участке с высоким забором или среди деревьев.

В ульях пчёлы строят соты - гнездо пчелы, а также место для хранения запасов корма и выращивания потомства. Вкаждом улье живёт по одной пчелиной семье. Возглавляет всю семью одна пчела- матка, все пчелы роя еёдети. Матка производит на свет потомство. Она откладывает яйца, они превращаются в личинку, личинка-в гусеницу,гусеница – в куколку,куколка-в пчелу.

В каждом улье есть и бесполезные пчёлы, которые не приносят никакой пользы семейству - трутни. Его главная задача- помочь семейству обзавестись потомством. Трутни безобидны, даже ужалить не могут, но осенью семья их выгоняет из улья и они погибают. Они не трудятся как другие пчёлы, поэтому ленивых людей часто сравнивают с трутнями.

Самую разнообразную работу выполняют лишь рабочие пчелы. Рабочий день пчел начинается с 4 утра и заканчивается в 9 часов вечера. У каждой пчелы в улье есть своя работа - одни пчелы собирают еду (пыльцу растений и нектар, чистятулей (от мусора и погибших пчёл, делают мёд, кормят детей - другие охраняют улей. Сторожа не пропускают чужих пчел в улей, отличая своих от чужих по запаху. Я поняла смысл поговорки: «Трудится как пчела».

Я узнала, что для приготовления ложки меда, 200 пчел должны собирать нектар в течение дня. И столько же пчел должны обрабатывать его в улье. Вкус и цвет меда зависит от того, с какого растения собран нектар. Первый урожай мёда можно получить уже в мае, следующий в начале или середине июля и последний в августе.

14 августа отмечается праздник «Медовый спас», его называют так потому, что с этого времени пчёлы перестают собирать пыльцу и нектар, и пасечники приступают к сбору меда. В сентябре пчёл не стоит беспокоить, они готовятся к зиме.

Мои наблюдения:

- Летом пчёлы много и они усердно трудятся;

- Пчёлы хорошие «синоптики» : например, перед дождём, как по команде, они дружно возвращаются в улей.

- Зимой пчёлы тоже трудятся, но из ульев не вылетают совсем. Питаются запасённым за лето мёдом, поэтому весь мёд забирать нельзя, иначе рой погибнет.

-Пчела, в отличие от осы, насекомое не агрессивное. Они не нападают без причины, есть несколько вещей, которые насекомые не переносят:

- Сильные и резкие запахи (духи, пот);

- Запахи от животных (собак, лошади);

- При запахе дыма пчёлы становятся спокойнее. Пчеловоды используют дым, если нужно осмотреть улей, для борьбы с вредителями, перед откачкой мёда.

Виды мё да:

-цветочный- нектар растений;

-падевый - медовая роса со стеблей и листьев растений;

- смешанный - смесь цветочного и падевых мёдов.

Что ещё даёт нам пчела?

Воск

Из пчелиного воска не делают свечи, но его можно использовать для профилактики гриппа, простудных заболеваний и болезней носоглотки.

Цветочная пыльца, перга

Пчёлы её готовят из пыльцы. Лечебные свойстватакие как у меда, но результат наблюдается быстрее. Ежедневной дозы меньше чем в чайную ложку достаточно для того, чтобы человек позабыл о простудных заболеваниях, болезнях почек, желудка, нервов и т. д.

Прополис

«Пчелиный клей», которым насекомые заделывают щели в улье. В народной медицине часто употребляется в виде настоек на молоке и лечит бронхит, нервные болезни.

Пчелиный подмор

Пчелиные трупы, высушенные и размолотые в порошок, после чего использованные в настойках, лечат множества «внешних» болезней кожи, обработки ран, язв, зубных болей и т. д.

Маточное молочко

Похоже на желейную массу с привкусом яблока. Богато жирами, белками и витаминами. Особенно часто применяется вместе с другими продуктами пчеловодства для укрепления иммунитета.

Мёд это не только вкусный и полезный продукт питания, но и лечебное средство. Он обладает антибактериальным (повышает иммунитет, противовоспалительными (при простуде) и тонизирующим действием. Наружно мёд применяют для заживления ожогов и ран. Мёд в косметологии применяют в составе масок и кремов для лица и рук. Также мёд входит в состав шампуней и бальзамов для волос.

В кулинарии мёд используют при изготовлении конфет, кексов, тортов. Добавляется в различные каши и является лучшим заменителем сахара. Мёд не имеет срока годности.

Когда я помогала дедушке в сборе мёда, заметила, что несколько ульев стоят пустыми. Дедушка мне рассказал, что пчелиные семьи из этих ульев погибли после того, как обрабатывали химикатами поля около деревни. Также для пчёл опасен дым, полученный при сжигании мусора. В результате загрязнения природы, увеличивается заболеваемость и смертность пчёл. Ещё причинами исчезновения пчёл, являются электромагнитные излучения (линии электропередач, сотовые вышки, большое количество автомобилей.

Опыты и эксперименты:

Опыт № 1. «Капелька меда»

Материал: мед

Ход: Наношу капельку меда на руку (сверху) или на обратную сторону ложки – перевернуть ладонью вверх. Настоящий мед не капнет с руки, останется на руке.

Вывод: мёд с ложки не стекает, следует - мёд настоящий.

Опыт № 2 «Медовый крем» или «Бархатные ручки»

Материал: мед

Ход: Растираю каплю меда (как крем) – если кожа становится мягкая, бархатистая – это мед. Если есть ощущение сахара, липкости на руке – не мед.

Вывод: руки вначале были липкими, а потом ощущение приятное – руки стали мягкими.

Опыт № 3. «Салфетка»

Материал: мед, салфетка, ложка.

Ход: Капнуть ложку меда на салфетку и подождать 1-2 минуты – если есть водянистое пятно вокруг капли на салфетке – это не мед.

Вывод: мёд на салфетке не растекался.

Опыт № 4. «Медовый стакан»

Материал: стакан с водой, мед, ложка.

Ход: Размешиваем мед в стакане с водой – если нет осадков – настоящий мед.

Вывод: мёд в воде растаял, без осадков.

Опыт № 5. «Синий мед»

Материал: стакан, вода, йод, пипетка, мед.

Ход: Капнуть в воду с медом 3-4 капли йода – если есть синий цвет – это не настоящий мед.

Вывод: добавили йод, цвет в стакане чуть пожелтел, мёд настоящий.

Опыт № 6. «Память меда»

Материал: глубокая тарелка, вода, мед.

Ход: В тарелку по середине помещаем ложку меда, заливаем простой холодной водой, через 10-15 секунд – можно будет увидеть рисунок – соты, откуда взяли мед. (память меда)

Вывод: когда в глубокую чашку положили ложку мёда и добавили холодной воды, через небольшое время появился интересный рисунок, форма сот, но его видно при определённом свете. Интересный этот опыт.

Опыт №7 «На содержание в меде посторонних примесей».

Ход: В 2 стакана с чистой водой, в первый стакан добавили 1 столовую ложку цветочного меда с пасеки дедушки, а во второй стакан добавили 1 столовую ложку магазинного цветочного меда. После растворения меда в воде, прошло 10 минут. В стакане, где мы растворили мед дедушки, на дне стакана не было осадка, а в стакане, где мы растворяли магазинный мед, стал, заметен осадок.

Вывод: мед дедушки – без посторонних добавок, а магазинный мед – содержит посторонние примеси.

Опыт №8 «С медовой водой и уксусом»

Ход: Взяли 2 стакана с чистой водой, в первый стакан добавила 1 столовую ложку меда с пасеки дедушки, а во второй стакан добавила 1 столовую ложку магазинного меда. После растворения меда, в каждый из стаканов добавила по 2 капли уксуса. В стакане, где мы растворили мед дедушки, вода осталась без изменений, а в стакане, где мы растворяли магазинный мед, на поверхности воды образовалась пена.

Вывод: мёд дедушки – без посторонних добавок, а магазинный мёд – содержит, скорее всего, примесь.

Проделав опыты с мёдом, пришли к выводу, что мёд самый настоящий у моего дедушки. И теперь я знаю, как можно проверить мёд.

Подводя итог своего исследования, я делаю вывод: пчелы - удивительные насекомые, они приносят пользу. С древнейших времён люди знали и любили мёд. Я узнала, что жизнь цветущих растений связана с жизнью насекомых-опылителей-пчел. Без них существование многих растений невозможно. Если пчёлы исчезнут, то многие растения погибнут. Пчёлы дают людям здоровье и долголетие, удовольствие и красоту. Пчёлы могут исчезнуть, если человек не будет бережно относиться к природе, а значит и в жизни людей произойдут не лучшие перемены.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: чтобы не допустить исчезновения пчёл, люди должны контролировать свою деятельность, отрицательно влияющую на жизнь пчёл.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «История музея»Исследовательский проект «История музея» О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Предмет: окружающий мир Длительность.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе о подвижной игре «Медведь и пчёлы»Конспект занятия по рисованию в старшей группе о подвижной игре «Медведь и пчёлы» Задачи: Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определённые.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Удивительные цветы» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности Тема проекта: «Удивительные цветы».[/b]Проблемное поле проекта:.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Проект по познавательному развитию «Удивительные муравьишки»Проект по познавательному развитию «Удивительные муравьишки» Автор проекта: Токарева. А. Ш. Воспитатель смешанной группы (3-5лет) Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный. Руководители.

Проект «Удивительные птицы — лебеди» Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период.

Проект в старшей группе «Эти удивительные животные» Проект «Эти удивительные животные» Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую.

Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые»Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые» Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые». Тип проекта: Познавательный. Вид проекта: групповой (коллективный).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Эти удивительные пчёлы»
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 08:48
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД