Марина Зайцева
Исследовательско-творческий проект «Капелька, снежинка, льдинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско- творческий проект"Капелька, снежинка, льдинка"
Письмо зимы
К нам пришло письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке :
«Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья и дома…»
И подписано:
«Зима» И. Пивоварова
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Капелька, снежинка, льдинка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Проекты
- Снежинки. Рисуем и мастерим снежинки
- Темочки
Цель проекта :
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать выводы.
Создать условия и побуждать детей к самостоятельной поисковой деятельности. Получения у детей удовлетворения от процесса нахождения информации по теме.
Задачи:
1. Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать детям представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде и окрашивают её, чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на её свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества).
2. Продолжать знакомить детей с различным состоянием воды; учить наблюдать изменения в неживой природе, рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, развивать речь.
3. Развивать мыслительные способности детей: анализ, классификацию, сравнение, обобщение.
4. Развивать исследовательские и творческие способности детей.
5. Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми.
Длительность проекта : краткосрочный (3 недели).
Участники проекта : дети младшего и старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители детей.
ВИД ПРОЕКТА : групповой.
Актуальность проекта :
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать сами. В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: вода, лед, снег, краски гуашь, пластмассовые формы для замерзания воды.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
•Разовьется интерес к явлениям и объектам неживой природы; •Расширены представления об эстетическом оформлении участка
• Улучшатся двигательные качества и способности детей благодаря организованной для дошкольников двигательной активности и физической нагрузки;
•
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Наблюдения, эксперименты, беседы с детьми.
Этапы реализации проекта :
1 этап: Целеполагание. Определение проблемы.
Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды.
Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
2 этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Разработка проекта :
Цель:
- Обучение детей самостоятельному поиску информации по теме проекта.
-Детям и родителям было предложено принести познавательный материал о свойствах воды, льда, иллюстрации с изображением разных фигур изо льда, фото с изображением снежных городков, познавательную литературу по теме, подборку стихов, загадок о воде, снеге, льде с использование интернет ресурсов и организовать в группе тематическую выставку.
3 этап: практический
выполнение проекта
На данном этапе с детьми были проведены мероприятия:
• Проведение серии игр-экспериментов по ознакомлению со свойствами воды:
- «Какая бывает вода?» (уточнение представлений детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки);
- «Звенящая вода»
- «Разноцветная водица»
- «Вода – растворитель. Очищение воды» (выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием).
- «Замёрзшая вода», «Тающий лёд» (выявить с детьми, что лёд твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды).
Занятие по познавательному развитию «Волшебница-вода»
Чтение художественной литературы.
• К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федо-рино горе»,
• С. Прокофьев «Про серую тучку», «Вол-шебная корзинка»,
• А. Барто «Девочка – чумазая».
6. Промотр мультфильма «Ка-питошка»
7. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
• Изготовление цветных льдинок в лаборатории.
4 этап: заключительный
обобщение информации
Открытая образовательная деятельность.
1. Открытая ОД «Волшебница-зима
2. Рассказы детей как делали цветные льдинки;
5 этап: создание продукта
• Создание ледяных фигур на участке д/с;
• Украшение яблони на участке д/с цветными льдинками;
• Самостоятельная деятельность детей дома: изготовление льдинок разных форм и конфигураций, с узорами из природного материала для оформления ледяных построек на участке д/с;
Вывод: Дети с огромным интересом знакомились с различными состояниями воды – жидким и твердым; с большим удовольствием наблюдали за изменениями в неживой природе зимой, любовались ее красотой и неповторимостью. Зима – чудесное время года!
Используемая литература:
1. О. В. Дыбина Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр СФЕРА 2010г.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Э Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста Санкт-Петербург Детство-Пресс 2014г.
3. Л. В. Рыжова Методика детского экспериментирования Издательство Детство-Пресс 2014г.
4. Н. В. Исакова Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность Санкт-Петербург Детство-Пресс 2014г.
5. В. А. Деркунская, А, А. Ошкина Игры – эксперименты с дошкольниками Центр педагогического образования, 2013г.
6. Лучшие развивающие прогулки КРУГЛЫЙ ГОД для детей 4-5 лет Издательство «Речь»