Лучший педагог года

Использование акватерапии и криотерапии в работе с детьми

Татьяна Кустенко
Использование акватерапии и криотерапии в работе с детьми

Недавно мы с ребятами освоили одну из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего развивается двигательная зона. Это оказывает влияние на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, как следствие, улучшается процесс овладения артикуляционной моторикой, что в свою очередь влияет на развитие речи ребёнка.

Публикация «Использование акватерапии и криотерапии в работе с детьми» размещена в разделах

Акватерапия – это метод коррекции и оздоровления детей, при котором применяется вода.

Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним. Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Криотерапия - это метод коррекции и оздоровления детей, при котором применяется лед.

Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие).

Игры с водой  и льдом создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Лечение водой, как традиционный метод народной терапии, существует уже не один век. Современная медицина использует в лечебных целях ванны: пресные, морские, травяные, минеральные, вихревые, волновые, гидроэлектрические, вибрационные, углекислые, грязевые, радоновые, кислородные, азотные. К этим процедурам могут быть добавлены также направления народной медицины – закаливания, банные процедуры, обтирания, обливание холодной водой, траволечение. Лечение водой практически не имеет противопоказаний и возможно к применению и дома, и в учреждениях.

Игра с водой и льдом для детей – это приятная, интересная, естественная и доступная форма развития и обучения. Именно поэтому аква и криотерапию мы активно используем в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения двигательной активности. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методики помогают улучшать запоминание новой информации.

Методы развития тонкой моторики и тактильных ощущений – аква и криотерапия позволяют достичь следующих  целей:

- стимуляция моторики рук;

- улучшение речевой функции;

- социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна);

- дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;

- развивается внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;

- общее оздоровление организма;

- появляется положительный эмоциональный настрой на занятия.

Применение воды в различных играх и упражнениях не имеет щепетильных требований для работы с детьми. Так как весь процесс происходит под контролем взрослого.

Методика проведения криотерапии :

1 этап: чередование тёплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры со льдом.

2 этап: растяжка пальцев с последующей пальчиковой гимнастикой.

3 этап: массаж рук с помощью предметов разных фактур (шишка, мячик, щётка и т. п.)

В работе используются игровые приёмы :

- игры со льдом («Разложи по цвету»«Найди домик»«Ледяная стройка»,«Ледяное ожерелье»«Выполни по образцу»«Достань игрушку»«Бассейн»);

- массаж рук кубиками льда;

- наложение на руки холодных повязок;

- рисование цветными льдинками.

  Длительность сеанса:

-Продолжительность терапии: 7-20 секунд.

-Подходов: 3-5 за сеанс.

-После холода руки греют (в тёплой воде или грелкой).

-Количество сеансов: 10-15.

-Курсы проводятся: 3 раза в год.

Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Врач обязательно учитывает показания и ограничения при использовании  криотерапии.

Методика показана при:

- детском церебральном параличе,

- синдроме Дауна,

- аутизме,

- задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций,

- при гипоксическом поражении головного мозга,

- синдроме гиперактивности, с лёгкой формой гиперактивности,

- сильной раздражительности,

- при неврозоподобных состояниях.

- при дефиците внимания.

У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний).

Ограничения к назначению криотерапии в логопедии :

- Наличие эпилептического синдрома.

- Миопатия.

- Непереносимость холода.

- Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).

- Обострение хронических патологий.

- Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).

Оборудование:

Криотерапия не требует специальных аппаратов.

- Для занятий используют ледовые фигурки, кубики.

- Для приготовления льда используются специальные формы для льда, а так же используются детали лего, формы из-под конфет, формочки для выпечки и другие бросовые материалы.

- Для приготовления льда специалисты наливают воду в формы. Перед замораживанием можно налить немного краски, положить цветную бумажку или маленькую фигурку. Это повысит интерес к терапии.

Аква и криотерапия в логопедии осуществляется в дошкольных и школьных учреждениях.

Использование данных инновационных и нетрадиционных методов в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма. Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать методы аква и криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию грамотной, чистой речи, а так же графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.

Методическая литература:

-Алексей Антонов «Современные оздоровительные методики» Криотерапия, Колонотерапия, SPA – терапия. –Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», 9методическое пособие) Москва, 2012г. –Елена Михеева «Современные технологии обучения дощкольников» (методическая работа в ДОУ). –«Криотерапия», лечение холодом. (Медицина для вас). –Марина Султанова «Простые опыты с водой» (для дошкольников). –Геннадий Кибардин «Исцеляющий холод», (домашняя криотерапия). –А. Ю. Баранов «Аппараты для общего криотерапевтического воздействия», часть 1 (учебное пособие, Санкт- Петербург, 2016г. –Ирина Урмина, Татьяна Данилина «Инновационная деятельность В ДОУ» (Программно- методическое обеспечение) Москва, Линка- Пресс.

Учитель- логопед МАДОУ № 20 Т. В. Кустенко

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес»Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес» на примере игры Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Дидактическая.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование акватерапии и криотерапии в работе с детьми
Опубликовано: 7 октября 2021 в 10:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД