Папки-передвижки

Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ

Марина Скараева
Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

1. Использование арттерапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ.

2. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» - выдающийся русский учёный, академик Бехтерев Владимир Михайлович..

3. Ребёнок в детском саду - самое уязвимое звено пед-ого процесса. Начиная посещать ДУ, в период адаптации, он испытывает стресс, вызывающий сильное эмоциональное напряжение.

Публикация «Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ» размещена в разделах

4. Работа муз. рук. в на современном этапе наполняется новым содержанием.

5. Поэтому целью своей работы я определила - сохранение психического здоровья ребёнка через использование инновационных здоровьесберегающих технологий. Одной из таких форм является арттерапия - лечение искусством.

6. НЕМНОГО ИСТОРИИ:

Термин "арттерапия" был введён в 1938г. британским врачом и художником Адрианом Хиллом, который описал свой опыт лечения больных туберкулезом, он понял, что творческий процесс помогает его пациентам преодолеть заболевание. А позже эти методы использовались для помощи детям, вывезенным из концентрационных лагерей нацистов в период Второй мировой войны.

7. Арттерапия, как понятие родилось в сер. ХХ века, а как лечебная практика существует с незапамятных времён.

В Др. Египте под музыку принимали роды, Гиппократ - исцелял бессонницу, Эскулап - эмоциональные расстройства. Использование разных видов искусства в целях врачевания, применялось в Древней Греции Пифагором, Аристотелем, Платоном. В Китае музыка использовалась достаточно широко в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. Индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки.

8. В России по инициативе В. М. Бехтерева в 1912 г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира.

9. Целью арттерапии является - социальная адаптация личности в обществе.

10. При этом арттерапия решает три основные задачи:

- актуализация творческих возможностей.

- расширение эмоционального диапазона.

- приобретение нового социального опыта.

11. В Российской энциклопедии указано, что арттерапия - это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.

12. Арттерапия основывается, на специфике следующих видов искусства:

Музыка – музыкотерапия,

Изобразительное искусство – изотерапия,

Танец, движение – кинезитерапия,

Театр – имаготерапия,

Литература – библиотерапия (сказкотерапия)

Рассмотрим более подробно каждый вид арттерапии:

13. Музыкотерапия.

Музыкатерапия – это лекарство, которое слушают. Специально подобранные музыка помогает справиться с болезнями, снимает гнев и досаду, улучшают настроение, повышает работоспособность. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить.

14. Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке.

15. Таким образом, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.

16. ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Когда будущая мама поет для не родившегося малыша, то передаёт через песню свои чувства и эмоции, что стимулирует работу всех органов и систем. В заданную матрицу попадает и ребенок. Таким образом возникает их гармоничное психофизиологическое взаимодействие, благотворное и для здоровья женщины, и для развития ребёнка. Такие дети, как правило, опережают в развитии своих сверстников и чаще рождаются одарёнными.

17. ПО МНЕНИЮ УЧЁНЫХ ПОЛЕЗНО СЛУШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МУЗ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Музыка И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.

“Болеро” М. Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми, пассивными детьми.

“Каприз № 24” Н. Паганини повышает тонус организма, настроение.

Пьесы из цикла “ Времена года” П. И. Чайковского уравновешивают нервную систему.

“Лунная соната” Л. Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.

Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.

От головной боли - произведений А. Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс)

В качестве тонизирующего средства -“Венгерской рапсодии” Ф. Листа, “Маленькой ночной серенады” В. Моцарта.

Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф. Шуберта “Аве Мария” и “Мелодия” Х. Глюка.

18. Кинезитерапия.

Кине зиотерапи я (от др. греч. – движение + лечение) — представляет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии и т. д., с целью излечения, улучшения и поддержания состояния организма.

19. Активная кинезитерапия может выражаться в форме:

Коррекционной ритмики – это вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Ритмические упражнения оказывают положительное воздействие на организм. (основатель метода – швейцарский композитор, педагог Э. Жак-Далькроз)

20. Психогимнастики – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Имитация детьми различных состояний имеет психопрофилактический эффект. (авт. М. И. Чистякова)

21. Танцетерапии –

Танец — очень увлекательный и приятный способ лечения. Особенно полезно танцевать тем, кто держит негативные эмоции в себе. Танцетерапия прекрасно выводит из депрессии, это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. В танцевальной терапии есть много техник и приемов. Один из них - свободная импровизация.

22. РЕЛАКСАЦИЯ

После динамичного движения должно следовать расслабление, сброс напряжения, т. е. - Релаксация под звучание тихой, спокойной музыки.

23. ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Пришел как-то Человек к Мудрецу и сказал ему: «О, Мудрец, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня, как быть здоровым и радоваться жизни!» Подумал Мудрец и научил Человека танцевать. (Притча)

24. Имаготерапия - (от лат. – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация.

25. Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия.

26. образно-ролевая драмтерапия.

27. Сказкотерапия.

Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста. Велико её значение для поддержания душевного мира детей. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, развивает фантазию, помогает в доступной форме постигать мир чувств и переживаний.

28. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

29. Изотерапия (рисуночная терапия).

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию.

30. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выражает различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, негативные. Поэтому рисование широко используется для снятия психического напряжения и стрессовых состояний.

31. Фольклоротерапия.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

32. Вокалотерапия -

Музыкальные интонации обладают не меньшей силой воздействия на мозг: – они могут возбуждать или успокаивать. Поэтому пение также можно рассматривать как один из вариантов активной музыкотерапии. Пение оказывает благоприятное влияние на все внутренние органы человека.

33. ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Голос является своеобразным индикатором здоровья человека. Крепкое здоровье имеют люди, обладающие сильным голосом. В любом случае, если нет ни голоса, ни слуха, петь полезно всем – это помогает самовыражению человека, а также снять внутреннее напряжение.

34. Испокон веков люди знали о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом. Самые различные заболевания лечили с их помощью. С позиции вокалотерапии современная наука рекомендует петь "лечебные" гласные звуки и звукосочетания.

35. ВОКАЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ:

Для того чтобы усилить воздействие «пропеваемых» звуков, следует положить свою руку на ту область организма, где находится орган, который подвергается звукотерапии, при этом необходимо представить этот орган здоровым и активно работающим.

У –оказывает стимулирующее влияние на работу почек и мочевого пузыря, активизирует органы дыхания.

О – оказывает активное влияние на деятельность поджелудочной железы.

А – оказывает лечебное влияние на сердце и жёлчный пузырь, снимает мышечные спазмы.

Э –улучшается работа головного мозга.

Ы – этот звук оказывает лечебное действие на уши и лёгкие, улучшает дыхание.

И – лечит заболевания уха, горла, носа, органов зрения, оказывает стимулирующее воздействие на сердечную деятельность.

ОМ – при пении этих звуков снижается кровяное давление.

АЙ, ПА – устраняются болевые синдромы в сердце.

АХ – ОХ, УХ – эти звуки способствуют стимулированию выброса из организма негативной энергии и отработанных веществ.

36. ОПЫТ:

А теперь я поделюсь с вами своим опытом работы по использованию некоторых методов арттерапии. Начну с того, что уже достоверно известно благотворное влияние классической музыки на человека. Поэтому мы решили создать в саду "Музыкальную гостиную". Были разработаны занятия, на которых ребята знакомятся с творчеством выдающихся композиторов мировой культуры. Но это не просто прослушивание музыки, а восприятие её через синтез искусств - литературу, кинематограф, живопись и непосредственно музыку. Эффективность этого метода заключается в том, что дети сначала знакомятся, например, со сказкой "Снегурочка" Н. Островского. Потом осуществляется просмотр мультипликационного и художественного фильма. За тем мы знакомимся с жизнью и творчеством композитора Н. А. Р. -К. Просматриваем иллюстрации, декорации и эскизы костюмов к опере и лишь потом смотрим музыкальные отрывки из оперы. Именно таким образом оперная, инструментальная и симфоническая музыка становится доступна и понятна для детского восприятия, а значит и положительно влияет на психическое, физическое состояние ребёнка и на его духовное развитие.

37. МУЗЫКОТЕРАПИЯ - ВОСПРИЯТИЕ.

Обратите внимание, с каким интересом, дети вслушиваются в звуки музыки, погружаясь в этот удивительный и чарующий мир.

38. ИЗОТЕРАПИЯ

После такого знакомства с миром музыки, естественно, хочется выплеснуть свои чувства и эмоции. На помощь приходит ИЗОТЕРАПИЯ. Ребята с огромным удовольствием переносят свои впечатления и переживания на лист бумаги, красочно и ярко передавая те образы, которые тронули детскую чуткую душу. Т. о. изотерапия является универсальной технологией, позволяющей обогатить и развить внутренний мир ребёнка, а так же скоординировать психические процессы и эмоциональные состояния его организма.

39. КИНЕЗИТЕРАПИЯ

Слушать музыку и рисовать её, это конечно же очень увлекательное занятие. Но ребёнку свойственно активно двигаться, что бы дать выход своим эмоциям и впечатлениям. Поэтому детям хочется в импровизационной, творческой форме отобразить музыку в движении - в этом и заключается метод КИНЕЗИТЕРАПИИ. При помощи фантазии и воображения, дети перевоплощаются. Под звуки музыки они то порхающие бабочки, то Золушка с Принцем на балу, то волшебные белки, прекрасные лебеди, королевские львы, великаны-богатыри. Самовыражение и выплеск даёт возможность освободить напряжения, что, безусловно, благотворно влияет на здоровье ребёнка. Т. о. кинезитерапия используется в качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных состояний, снятия напряжения, поднятия общего тонуса, тренировки сердечно-сосудистой системы, создания лечебно-охранительного режима.

40. ФОЛЬКЛОРОТЕРАПИЯ

Куда же нам без нашей традиционной культуры? Поэтому широко применяется фольклоротерапия. Дети, используя свой опыт, составляют импровизационные русские пляски, хороводы, обрядовые сценки, игры и потешки, которые используются в дальнейшем в театральных постановках.

41. ВОКАЛОТЕРАПИЯ

Поскольку творчество детей безгранично, нужно лишь умело подобрать ключик, то мы решили более тщательно подойти к развитию и совершенствованию вокальных данных наших воспитанников, используя вокалотерапевтические методы воздействия на голосовой аппарат ребёнка. Такие технологии приводят к повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы, оздоравливая весь организм. И вот результат - дети научились более умело использовать свой голсом, что положительно влияет на дыхательную систему и на весь организм в целом. Раскрепощаясь, голос звучит более качественно, дети смело выступают перед любой аудиторией.

42. ИМАГОТЕРАПИЯ

Какой же ребёнок не хочет стать настоящим артистом, будь то главная роль или эпизодическая?. Поэтому венцом детского творчества является ИМАГОТЕРАПИЯ. Уже несколько лет мы ставим масштабные музыкальные театрализованные представления, в которых звучат и народные напевы, и арии из оперы, и танцевальные композиции, и импровизационные фольклорные сценки. На протяжении всего действия звучит классическая музыка. Именно такой комплексный подход благотворно влияет на психические процессы организма ребёнка и даёт положительную динамику в его воспитании и развитии, укрепляет эмоциональные ресурсы, коммуникативные возможности, способствует творческому самовыражению, мобилизует жизненный опыт и сохраняет психическое здоровье.

Свой опыт я представляла и на городских мероприятиях, и на фестивале методических идей, и на областном конкурсе. Теперь мы рассмотрели этот опыт через призму арттерапевтических методов.

43. ВЫВОД:

Использование арттерапии связано с применением инновационных, креативных способов и подходов в целях сохранения и улучшения здоровья детей, что позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов, сильных переживаний и комплексов, помогает быть самим собой, мечтать и творить. Арттерапевтические методики способствуют эмоциональному здоровью посредством соприкосновения с искусством.

44. Т. О. комплексное, гармонизирующее влияние арттерапии на организм ребёнка, позволяет говорить о перспективности использования данного направления в системе воспитательно-образовательного процесса ДУ, в соответствии с ФГОС ДО, как инновационной здоровьесберегающие технологии.

45. P. S. Из наслаждений жизни, одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия!

А. С. Пушкин.

46. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Реализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группеРеализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группе Для реализации здоровьесберегательной технологии в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе смастерила дорожку здоровья. Для ее изготовления.

Интегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группеИнтегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группе "Вот как сказка складывалась. " ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о знакомых сказках, умение следить за появлением персонажей в сказках; продолжать.

Использование поделок из каштанов в качестве настольного театра к стихотворению К. Чуковского «Черепаха»Использование поделок из каштанов в качестве настольного театра к стихотворению К. Чуковского «Черепаха» 23 мая. Всемирный день черепахи Назначение: поделки для настольного театра, игры. Цель: учить детей конструировать из природного материала.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Конспект НОД по математическому развитию с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии Цель: Создать условия для применения детьми в игровой ситуации знаний математического содержания Задачи: Развивать у детей умение соотносить.

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группыКонспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития. Разработан:.

«Пожарная безопасность». Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии «Лэпбук»«Пожарная безопасность». Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии «Лэпбук» Пояснительная записка. В условиях реализации нового Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделены.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ
Опубликовано: 19 октября 2021 в 15:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование арт-терапии в качестве инновационной здоровьесберегающей технологии в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Скараева (УИ 391985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД