Лучший педагог года

Использование дидактических игр для устранения заикания у детей 5–6 лет

Краснова Людмила Владимировна
Использование дидактических игр для устранения заикания у детей 5–6 лет

Использование дидактических игр

для устранения заикания у детей 5-6 лет.

В настоящее время проблема коррекционной работы с заикающимися детьми приобретает все большую актуальность. Это обусловлено тем, что увеличилось число таких детей, при этом точно не установлены причины возникновения заикания, оно может иметь как органическую природу, так и образоваться вследствие неблагоприятных условий воспитания и проживания ребенка. Логопеды на этапе проведения первичной диагностики заикающихся детей больше внимания уделяют сбору анамнеза, где анализируется не только психологическая атмосфера в семье ребенка, состояние его здоровья, но и наличие заикающихся в семье, особенности течения беременности и раннего речевого развития ребенка, с целью анализа и подбора наиболее эффективных методов коррекции.

Публикация «Использование дидактических игр для устранения заикания у детей 5–6 лет» размещена в разделах

За время разработки коррекционных программ по преодолению заикания было разработано много программ, в рамках которых имелись различные соотношения видов игр. В последние годы внимание ученых, занимающихся данной проблемой, все больше привлекают дидактические игры, обладающих высокой потенциальной эффективностью. Они не только полностью удовлетворяют социально-психологическим характеристикам и потребностям ребенка дошкольного возраста, но и позволяют легко и эффективно достигать поставленных учебно-воспитательной и коррекционной задач. В настоящее время считается, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает, потому что, чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психики ребенка.

В дидактических играх заикающиеся дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников, при этом у детей в играх поддерживается бодрое радостное настроение и уверенное поведение. Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, и могут использоваться с разными задачами на разных этапах логопедических занятий[2].

Еще одной интересной особенностью дидактической игры, которую отмечает А. А. Катаева, является то, что «в ней создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт» [3,с. 44].

В настоящее время дидактическая игра является одним из наиболее эффективных средств обучения, воспитания и коррекции, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, так как позволяет объединить обучающие и воспитательные цели с интересами ребенка, а также учитывает психологические особенности представителей данного возрастного этапа.

Мной было проведено экспериментальное исследование с воспитанниками старшей группы детского сада №19 «Василек» города Йошкар-Ола, страдающих заиканием. В исследовании принимали участие 6 человек, мальчики и девочки в возрасте 5-6 лет с неврозоподобной формой заикания. У детей отмечалось повышенная возбудимость, у четверых детей из 6 наблюдалось снижение познавательной активности.

Из беседы с родителями было установлено, что все дети из анализируемой группы поздно начали говорить, первые слова появились после 1,1 года. У троих детей в семье один из членов семьи страдает заиканием. У двоих детей речь их матерей имеет значительно ускоренный темп.

Столкнувшись на практике с детьми страдающими заиканием, нами были изучены некоторые методики и системы работы с ними.

Свой выбор я остановила на четырех методиках:

1) методика И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер и Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»[1];

2) методика «Преодоления заикания у дошкольников», предложенная С. А. Мироновой[4];

3) методика Л. Н. Смирнова «Логопедия при заикании»;

4) методика Н. А. Чевелёвой «Исправление речи у заикающихся дошкольников»[6].

Исследование выстраивалось по следующему плану.

1. Проведение первоначальной диагностики детей.

2. Проведение коррекционной работы, включающей значительное количество дидактических игр.

3. Повторная диагностика детей.

4. Сравнительный анализ полученных результатов первоначального и повторного исследования.

Для проведения диагностики мы использовали следующие задания :

1) рассказать сказку по картинке;

2) пересказать сказку «Теремок»;

3) пересказать рассказ, прочитанный логопедом;

4) оценить частоту судорог по оценочной шкале от 0 до 5 баллов;

5) выявить наличие психологических особенностей.

В ходе сравнительного анализа результатов первоначального и повторного исследования установлены достоверные отличия в уровне речевого развития дошкольников, что указывает на эффективность применения дидактических игр в рамках коррекционной логопедической программы по преодолению заикания. Данные диагностического этапа эксперимента представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика речевого развития заикающихся детей в ходе использования дидактических игр в рамках коррекционной программы по преодолению заикания у дошкольников.

С детьми из анализируемой группы в течение 6 месяцев 2 раза в неделю проводились занятия по специальной коррекционной методике по преодолению заикания, ключевая роль в которой отводилась дидактическим играм.

Повторная диагностика речевого развития заикающихся детей показала, что уровень развития их речи теперь соответствует высокому уровню, что отражает динамику ее развития по сравнению с констатирующим этапом, где он соответствовал низкому уровню.

Судороги у детей практически исчезли, речь стала спокойной, темп речи нормальный, эмболофразия исчезла, пропала логофобия, дети с удовольствием участвуют в играх, на высоком уровне сформирована свободная самостоятельная речь, они хорошо ориентируются во многих ситуациях, отмечается существенное улучшение звукопроизношения.

Дети спокойно могут говорить экспромтом, их активный словарь стал богаче, отмечается серьезное улучшение уровня развития коммуникативных навыков.

Библиографический список:

1. Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1993. – 223с;

2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л. А. Головчиц. - М. : ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. - 160с;

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. –М. : «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил. ;

4. Миронова С. Планирование занятий с заикающимися детьми. // Дошкольное воспитание, 1978 - №8. – с. 1-16;

5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989.-223с;

6. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. - М. : Просвещение, 1966.- 96 c.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослыхИспользование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗИспользование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗ Экология, в последнее время, является одним из приоритетов для государ-ства наряду с образованием, демографией и здравоохранением. В 2019.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для родителей «Использование дидактических игр в жизни детей»Консультация для родителей «Использование дидактических игр в жизни детей» Дидактические игры помогают в обучении детей. Их особенность в том, что задание предлагается в игровой форме. Ведь игра - это самое важное.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр для устранения заикания у детей 5–6 лет
Опубликовано: 3 сентября 2022 в 14:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД