Краснова Людмила Владимировна
Использование дидактических игр для устранения заикания у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр
для устранения заикания у детей 5-6 лет.
В настоящее время проблема коррекционной работы с заикающимися детьми приобретает все большую актуальность. Это обусловлено тем, что увеличилось число таких детей, при этом точно не установлены причины возникновения заикания, оно может иметь как органическую природу, так и образоваться вследствие неблагоприятных условий воспитания и проживания ребенка. Логопеды на этапе проведения первичной диагностики заикающихся детей больше внимания уделяют сбору анамнеза, где анализируется не только психологическая атмосфера в семье ребенка, состояние его здоровья, но и наличие заикающихся в семье, особенности течения беременности и раннего речевого развития ребенка, с целью анализа и подбора наиболее эффективных методов коррекции.
Публикация «Использование дидактических игр для устранения заикания у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
За время разработки коррекционных программ по преодолению заикания было разработано много программ, в рамках которых имелись различные соотношения видов игр. В последние годы внимание ученых, занимающихся данной проблемой, все больше привлекают дидактические игры, обладающих высокой потенциальной эффективностью. Они не только полностью удовлетворяют социально-психологическим характеристикам и потребностям ребенка дошкольного возраста, но и позволяют легко и эффективно достигать поставленных учебно-воспитательной и коррекционной задач. В настоящее время считается, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает, потому что, чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психики ребенка.
В дидактических играх заикающиеся дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников, при этом у детей в играх поддерживается бодрое радостное настроение и уверенное поведение. Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, и могут использоваться с разными задачами на разных этапах логопедических занятий[2].
Еще одной интересной особенностью дидактической игры, которую отмечает А. А. Катаева, является то, что «в ней создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт» [3,с. 44].
В настоящее время дидактическая игра является одним из наиболее эффективных средств обучения, воспитания и коррекции, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, так как позволяет объединить обучающие и воспитательные цели с интересами ребенка, а также учитывает психологические особенности представителей данного возрастного этапа.
Мной было проведено экспериментальное исследование с воспитанниками старшей группы детского сада №19 «Василек» города Йошкар-Ола, страдающих заиканием. В исследовании принимали участие 6 человек, мальчики и девочки в возрасте 5-6 лет с неврозоподобной формой заикания. У детей отмечалось повышенная возбудимость, у четверых детей из 6 наблюдалось снижение познавательной активности.
Из беседы с родителями было установлено, что все дети из анализируемой группы поздно начали говорить, первые слова появились после 1,1 года. У троих детей в семье один из членов семьи страдает заиканием. У двоих детей речь их матерей имеет значительно ускоренный темп.
Столкнувшись на практике с детьми страдающими заиканием, нами были изучены некоторые методики и системы работы с ними.
Свой выбор я остановила на четырех методиках:
1) методика И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер и Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»[1];
2) методика «Преодоления заикания у дошкольников», предложенная С. А. Мироновой[4];
3) методика Л. Н. Смирнова «Логопедия при заикании»;
4) методика Н. А. Чевелёвой «Исправление речи у заикающихся дошкольников»[6].
Исследование выстраивалось по следующему плану.
1. Проведение первоначальной диагностики детей.
2. Проведение коррекционной работы, включающей значительное количество дидактических игр.
3. Повторная диагностика детей.
4. Сравнительный анализ полученных результатов первоначального и повторного исследования.
Для проведения диагностики мы использовали следующие задания :
1) рассказать сказку по картинке;
2) пересказать сказку «Теремок»;
3) пересказать рассказ, прочитанный логопедом;
4) оценить частоту судорог по оценочной шкале от 0 до 5 баллов;
5) выявить наличие психологических особенностей.
В ходе сравнительного анализа результатов первоначального и повторного исследования установлены достоверные отличия в уровне речевого развития дошкольников, что указывает на эффективность применения дидактических игр в рамках коррекционной логопедической программы по преодолению заикания. Данные диагностического этапа эксперимента представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика речевого развития заикающихся детей в ходе использования дидактических игр в рамках коррекционной программы по преодолению заикания у дошкольников.
С детьми из анализируемой группы в течение 6 месяцев 2 раза в неделю проводились занятия по специальной коррекционной методике по преодолению заикания, ключевая роль в которой отводилась дидактическим играм.
Повторная диагностика речевого развития заикающихся детей показала, что уровень развития их речи теперь соответствует высокому уровню, что отражает динамику ее развития по сравнению с констатирующим этапом, где он соответствовал низкому уровню.
Судороги у детей практически исчезли, речь стала спокойной, темп речи нормальный, эмболофразия исчезла, пропала логофобия, дети с удовольствием участвуют в играх, на высоком уровне сформирована свободная самостоятельная речь, они хорошо ориентируются во многих ситуациях, отмечается существенное улучшение звукопроизношения.
Дети спокойно могут говорить экспромтом, их активный словарь стал богаче, отмечается серьезное улучшение уровня развития коммуникативных навыков.
Библиографический список:
1. Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1993. – 223с;
2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л. А. Головчиц. - М. : ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. - 160с;
3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. –М. : «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил. ;
4. Миронова С. Планирование занятий с заикающимися детьми. // Дошкольное воспитание, 1978 - №8. – с. 1-16;
5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989.-223с;
6. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. - М. : Просвещение, 1966.- 96 c.