Юлия Фадюшина
Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Экология, в последнее время, является одним из приоритетов для государ-ства наряду с образованием, демографией и здравоохранением. В 2019 году правительством РФ запущен в реализацию нацпроект «Экология», который включает в себя наибольшее число составляющих - воздух, вода, обращение с отходами, биоразнообразие, новые технологии, и на ряду с этим ставит самые амбициозные задачи: к 2024 году Россия должна полностью преобразиться благодаря новому подходу к заботе об окружающей среде.
Публикация «Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дидактические игры из бросового материала
- Поделки из бросового материала
- Поделки из природного материала
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Согласно ФГОС ДО, цель экологического воспитания дошкольников – это реализация педагогами непрерывного, целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.
Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям:
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др., расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Нам в этом на помощь приходит игра.
Поэтому важно, чтобы развивающая предметная пространственная среда была оснащена играми, игровыми пособиями, которые стимулировали развитие зрительного, тактильного, слухового, обонятельного анализаторов. Способствовали развитию : мелкой моторики, воображения, развитие творческих способностей, мышления, речи, памяти, восприятия, бережное отношение к природе.
А ведь игры можно легко изготовить из бросового материала. К которому, мы тоже, предъявляем определенные требования:
поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);
тщательно промытыми и высушенными;
доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).
В сказочном превращении бросового материала в игры и пособия, нам также помогают родители, с которыми мы тесно сотрудничаем в этом направлении и оформляем выставки поделок из бросового материала.
У детей с задержкой психического развития наблюдается ограничение психических и познавательных возможностей не позволяющие ребёнку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребёнок очень быстро устаёт и истощается. Что ведет к снижению овладения ЗУН.
В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня.
Задержка темпа развития имеет обратимый характер. Поэтому своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Коррекционно – педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Исходя из этого, для закрепления знаний, организации самостоятельной игровой деятельности, как средство развития познавательной активности детей, были разработаны следующие игры:
1. Игры по обучению грамоте и развитию фонематического слуха и восприятия:
соотнесение звука со зрительным образом буквы
определение первого звука в слове;
дифференциация звуков в слове
2. Игры на формирование и закрепление элементарных математических представлений :
соотнесение числа и количества, знание цифр и развитие мелкой моторики;
счет от заданного числа в прямом и обратном порядке;
соседи числа;
выполнение действий сложения и вычитания;
состав числа;
сравнение чисел;
составление и решение математических задач
3. Игра «Мемори» на тренировку визуальной памяти, внимательности, усидчивости, образного и логического мышления.
4. Игра с пирамидками на развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки.
5. Игры – вкладыши на развитие внимания, знание геометрических фигур, ориентировка в пространстве, целостность восприятия.
Можно сделать вывод, что грамотно созданная среда, организованная с учётом возможностей и потребностей детей, способствует успешному их разви-тию и социальной адаптации, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять, она должна быть не только РАЗВИВАЮЩЕЙ, но и РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ.
Список литературы
1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2011.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Воронеж: Учитель, 2002.-159с.
3. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2013, №2. С. 51-56
4. Гударёва О. В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Психология и культура. Материалы Третьего съезда РПО, СПб, выпуск 1, 2013.
5. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2015.
6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Сб. Проблемы развития психики М., 2011.
7. Мануйленко З. В. Роль игры в воспитании дошкольника. М., 2011.
8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. // Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. :- Просвещение. 1991.—240с.
9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М. : Издательский центр Академия, 1999.-1984с.
10. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М. : Новая школа, 1993.-32с.
11. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. /Под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 2012.