Ольга Вишнякова
Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр в развитии элементарно – математических представлений.
Работа с детьми - работа творческая. Все кто участвует в воспитании детей: родители, воспитатели, заинтересованы в том, чтобы воспитывать гармонично развитую личность. Мой интерес вызвали занятия по подготовке детей к обучению в школе средствами дидактических игр и упражнений по математике.
Публикация «Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Прежде чем приступить к этой проблеме я изучила методическую литературу, ознакомилась с трудами педагогов новаторов: Михайловой, Касициной, Ерофеевой. Работала я по программе Вераксы и применяла новейшие разработки в области математике с использованием дидактических игр и упражнений.
Дети любят их. Они хорошо усваивают счет используя дидактические игры. Но они способны усвоить и более сложные понятия: геометрические фигуры их роль в повседневной жизни, в строительстве и т. д. Математика помогает познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая математической задаче, присущая математической задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру- приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.
Поэтому я решила приобщить детей к дидактическим играм и упражнениям математического характера.
На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Я уделяла внимание развитию целенаправленного восприятии, проявлениям элементарной самостоятельности : выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную мной или самим ребенком.
Задачи, стоящие пере домной, решались как на занятиях, так и в процессе организационных игр детей в утренние и вечерние часы.
В группе были созданы условия для игровой деятельности.
Организованна игротека (уголок математики, где были подобранны игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур («сделай также») и др., математическое лото «Поменяй местами», на нахождении пути следования признаков сходства и отличия (Лабиринты, «Найди ключ», «Найди дорожку», «Кто звонит по телефону» и др., чем похожи и чем отличаются? («Найди одинаковые», на составление фигур из отдельных частей (Составить квадрат, составить фигуру по силуэту «Танграмм», «Головоломка Пифагора», объемных фигур «Куб хамелеон», «Змейка»).
Успех игровой деятельности зависел от сформированности у детей представлений геометрических фигурах, от умения ориентироваться в пространстве. Поэтому на занятиях я предлагала детям игровые упражнения и дидактические игры способствующие более глубокому усвоению этих умений: на составление и преобразование геометрических фигур, выделение их свойств и классификацию по признакам цвета, формы, размера. В содержание занятий, прежде всего, включала те игры, и упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относится те логические задачи на выявление закономерности следования. Например, в таблице нарисован круг, квадрат и снова круг. Детям предложить ряд : выбрать необходимые фигуры, определить их место, обосновать. Также использовала на занятиях игровые упражнения на группировку фигур предметов(«Наведи порядок», «каждой игрушке свое место») на нахождение отличительных признаков, задачи шутки, математические загадки и. т. п.
Первичное ознакомление с игрой «Танграмм», а несколько позже и с «Головоломкой Пифагора» проходило на занятиях. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух – трех элементов новые геометрические фигуры, силуэты по расчленённому образу.
В ходе занятий с целью развития воображения, пространственного мышления дошкольникам предлагала задачи на смекалку с использованием счетных палочек, цветных лучинок.
Требовалось составить как можно больше разных из 6 палочек – два квадрата; из 7 палочек, преобразовать изображение, какого либо предмета, геометрической фигуры путем перекладывания, уменьшения количества палочек. На данном этапе работы я использовала различные количества палочек. На данном этапе работы я использовала различные приемы повышения интереса детей и играм математического содержания. Игровые ситуации «Найди Незнайку», «помогу Буратино найти ошибку», «Проверить правильно ли Пиф выполнил задание» с последующим помещение игрушечного персонажа в уголок математики вместе с соответствующим игровым материалом, стимулирует самостоятельную деятельность детей. В ходе занятий дидактические игры и упражнения являются одним из средств, способствующих активизации мышления, закреплению математических представлений. Практика дает возможность выделить следующие направления воздействия этого материала на характер подготовки детей к школьному обучению.
1. Под влиянием систематического использования дидактического материала на занятиях и с целью организации самостоятельной деятельности детей выработалось умении быстро включаться в активный познавательный процесс. Как показало изучение особенностей решения дошкольниками дидактических занимательных задач, поиск результата здесь основан на разностороннем анализе условия задачи. Он представлен соответствием данных условий с действительностью, выясняем предлагаемой трансфигурации. Уже в ходе анализа у детей возникает идея подхода к решению. В связи с этим у них появляется желание напряженно думать, искать решения. Сначала дети осваивают способы анализа игровой задачи: порядок и направление рассматривание изображенного при решении логических задач; соотношения строения силуэта с реальным предметом и формой имеющихся у него элементов - в играх на воссоздание силуэтов. Игровая задача легко воспринимается ребенком. Желание получить результат вызывают умственную активность. Дети осваивают разнообразные практические операции: раскладывание элементов, перекладывание полочек в задачах – головоломках, подбор кубиков и изменение взаимного расположения в игре «Уголки».
2. Занимательный математический материал способствует формированию элементов логического и интуитивного мышления, умения проявить догадку. Эти качества мыслительной деятельности необходимы нам на занятиях по математике уже в первом классе. От детей требуется умения быстро ориентироваться в ситуации, т. е. проявить сообразительность. Мной замечено, что наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании в работе с детьми разных дидактических игр и упражнений, направленных на логическое и пространственное преобразование, замену мест, задач- шуток и т. д.
3. В процессе систематического использования в работе с детьми дидактических игр у них постепенно вырабатывается умения творчески, инициативно подходить к задаче и результату.
4. Дети,увлеченные поиском результата, проявляют определенные волевые умения. Естественно, что упорство в достижении в поставленной цели зависит от индивидуальных возможностей детей.
5. Систематическое использование дидактических игр занимательного характера способствует повышению интереса детей к занятию по формированию элементарных математических связей и зависимостей к обучению в целом.
Решать задачи подготовки детей к школе средствами математических игр помогают контакты с родителями, с семьей.
Используя все эти нетрадиционные приёмы обучения, я увидела положительные результаты.
Использование дидактических игр и упражнений математической направленности помогло воспитать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому знанию; и проявлять волевые усилия для достижения целей которые приводят к умственной активности детей.